Помидоры

Весна - пора горячая не только для влюбленных, но и для дачников. Если вовремя не вскопать и не засеять, не видать урожая. Опять же урожая можно не дождаться и по другим причинам, напрямую не зависящим от умения и расторопности любителей садоводов.
Во-первых, если даже в срок вскопать и засеять, то не известно ещё, что может вырасти на грядках. Бывает, бросит человек в землю семена капусты и мечтает о том, какие большие белые да сочные качаны вырастут, как он возьмет белокочанную да мелко нашинкует, да маслицем подсолнечным или сметаной польет, да со своей же картошечкой её, с картошечкой.
Так-то вот размечтается, а вместо капусты вырастает, пардон, хрен знает что! Ладно, если бы - хрен, а то ведь, зачастую, продают на рынках в красивых упаковках под видом культурных семян всякую бурьян-траву. Сельских жителей, естественно, не проведешь, они-то разбираются, где да какие семена, а городским, что семена редьки, что чертополоха - одно и тоже. Они, городские-то, надеются на честность продавцов, на их порядочность, а продавцам честность и порядочность не по карману, потому как честность на хлеб не намажешь. Им, продавцам-то, главное товар с рук сбыть, а если у кого на огороде вместо капусты вырастает бурьян, так сам и виноват, нечего на рынок ходит, если в семенах не разбираешься.
Так-то так, да дачникам от этого не легче. Однако из любой затруднительной ситуации есть выход. Либо покупать семена в специализированных магазинах, либо приобретать соответствующую литературу и черпать из неё нужные знания.
Кондрат Фомич Смекалов, делал и то и другое. Семена покупал только в магазинах, обходя рынки стороной, а по вечерам повышал квалификацию огородника, читая руководство по уходу за домашним приусадебным хозяйством. Тем более что временем он располагал, да и спешить ему некуда было. Кондрат Фомич был пенсионером. Жена умерла от рака года два назад. Детей они не нажили. Так что огород стал для него единственным утешением в старости, если не считать многочисленных племянников.
Всю сознательную жизнь он проработал в Министерстве сельского хозяйства в плановом отделе, имея при этом отдаленное представление о том, как выращивать, например, свеклу или картофель. Однако, будучи по натуре человеком деятельным, он с воодушевлением занялся дачным участком.
История началась с того, что лет десять тому назад, в конце 80-х годов, буквально перед развалом Советского Союза, он, как и другие горожане, получил надел в шесть соток. И хотя участок достался ему не ахти какой, все-таки Кондрату Фомичу удалось за короткий срок облагородить землю - и фруктовые деревья выросли, и огород зазеленел. Одна беда - не он урожай собирал. Кому же такой расклад понравится?
Участки обычно выдавали вблизи сел. Хоть и были они огорожены и даже нанимались сторожа из местных жителей, но проблема, как была, так и оставалась, - фрукты и овощи систематически крали. Особенно у тех, кто приезжал только по выходным, у кого не было денег построить хоть какой-нибудь сарайчик на участке, чтобы можно было там находиться постоянно. Кондрат Фомич как раз был из последних. На сарайчик у него нашлись бы деньги, но ему хотелось не лачуги какой-нибудь, а мечтал он о маленьком, но добротном домике. Надеялся, что будет продавать овощи и фрукты с огорода, поднакопит деньжат и построится. Но ни тут-то было. Плодами его труда бессовестно пользовались другие.
Как-то весной посадил Смекалов рассаду помидоров на своем многострадальном участке и стал ждать урожая. И - «дождался». Радовался каждой буро-зеленой помидорине. Когда удавалось выбраться из города, поливал и ухаживал за каждым кустиком как за малым дитем. Сторожей задабривал, угощал, чем мог, только бы внимательней присматривали бы за огородом в его отсутствии.
И вот приезжает как-то Кондрат Фомич через неделю, а спелых помидоров нет как нет.
- Где помидоры? - спрашивает сторожа.
А тот грустно вздыхает:
- А кто их знает?
 Ничего не ответил Кондрат Фомич на столь безответственное и безразличное заявление со стороны сторожа, а только подумал: «Так продолжаться больше не может». Он, в принципе, не собирался впредь мириться с таким положением вещей, решив бороться с воришками.
Долго думал Кондрат Фомич, как вора уличить и урожай спасти, и нашел-таки свое радикальное и, как оказалось, очень эффективное средство.
Сходил в ближайшую аптеку и купил несколько упаковок пургена - популярного в народе сильнодействующего слабительного средства и одноразовый шприц, и, не затягивая дело, поехал на огород. Там, на месте, размешал препарат с водой и сделал инъекции поспевающим помидорам, пометив их, однако, чтобы самому ненароком не съесть. Сказал сторожу, что приедет через неделю, а сам нагрянул на следующий же день. Спелые помидоры, естественно, уже умыкнули, под листочками одни бурые скучали.
Посидев немного между грядками, поразмышляв о том, о сём, пошел Кондрат Фомич к сторожу потолковать о превратностях судьбы, да вот только разговор не получился. Сторож всерьез и надолго застрял в клозете...
С тех пор с огорода Смекалова ничего не пропадало.
Гуманно ли поступил Кондрат Фомич? - усомнитесь вы. Что ж, - скажу я, - это вопрос, в общем-то, риторический. Здесь можно, в принципе, ответить словами героя из кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»:
« А ты не воруй!».
Татьяна Ткач-Ахгар.


Рецензии