Глава 10. Флот Эратосфеново решето

«…Главное и коренное в человеке – воля, а познание –
лишь нечто вторичное и привходящее извне…»

Артур Шопенгауэр.

Адмирал Валов, командующий Балтийским флотом, сидел в своем кабинете и просматривал сводки. Этот опытный офицер окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, служил и на Тихоокеанском флоте и на Северном флоте.
О подводных лодках знал все. В свое время он служил командиром группы боевой части, помощником командира средней подводной лодки, старшим помощником командира крейсерской подводной лодки. Окончив Военно-морскую академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ, продолжил служить, сначала первым заместителем командующего флотилией подводных лодок, затем командиром эскадры подводных лодок ТОФ.
Указом Президента РФ был назначен командующим Балтийским флотом.
В кабинете адмирала Валова висят фотографии подводных лодок, создателей первых атомных подводных лодок, выдающихся ученых конструкторов, фотографии друзей.
Суда как люди, атомные подводные лодки бывают везучими и невезучими. Адмирал считает, что главной причиной везучести, остаются люди, экипаж.
Создать абсолютно безотказные сложнейшие технические средства просто невозможно. Экипажи учат свои лодки плавать и применять оружие, погружаться и всплывать, сохранять боеспособность при повреждениях и авариях. Вот фото подводной лодки К-14. За долгие годы флотской жизни второй серийной атомной подводной лодки К-14 на ней проходили службу разные экипажи и все стали достойными последователями и продолжателями традиций атомного подводного флота. Про такие корабли говорят: «Пахари моря». Эта лодка внесла славный вклад в историю и развитие мощного океанского Военно-Морского атомного флота России.
Вот новая многоцелевая атомная подводная лодка России, одиннадцатая по счету субмарина класса «Барс», по классификации НАТО – «Акула-2», выпущенная на Северном машиностроительном предприятии. Она считается самой бесшумной и быстроходной в мире.
Адмирал Валов просматривает материалы по проблемам передачи информации на подводные лодки. Являясь основной ударной мощью ВМФ, они зависят от возможностей и эффективности функционирования связи.
Самые главные требования к связи – это малое время с момента возникновения потребности в ней и ее высокое качество. Сложность научно-технических проблем реализации требований состоит в многочисленности абонентов и их пространственное размещение, дальность связи, зависимость от состояния ионосферы, скрытность информации. Вся сложность системы связи, обеспечивающей управление санкционированным применением ракетно-ядерного оружия морского базирования при нахождении ПЛ в любой точке Мирового океана.
Существует мощная система передающих и приемных центров для передачи сигналов в различных диапазонах частот. От сверхнизких до высоких. Проблему передачи информации необходимо совершенствовать. Обработка сигналов – общая проблема для любого канала связи. Вторичная обработка информации – особая проблема, за которой стоят вопросы кодирования с использованием методов распознавания образов и элементов искусственного интеллекта.
; Алло, это ты Маша? Я слушаю тебя, только я очень занят. На обед приехать? Дочка приехала? Хорошо, буду часа в два.
Адмирал просматривает материалы по электронным системам, сигнальным микропроцессорам, голографические методы обработки пространственной информации. На днях планируется встреча по новым образцам оптикоэлектронных и оптико-аккустических микроэлектронных приборов. В ней будут задействованы ученые различных направлений науки. Физики, оптики, математики.
; Скоро два часа. Жена и дочери ждут меня на обед. Вызову водителя.
Саша, поехали до дома!

***
Леона набирает питерский телефон Эриха.
; Эрих, это я, Леона. Доброе утро! Я предполагаю ближайшую командировку в Питер. Архивы и все  о субмаринах. Как у тебя дела?
; Доброе утро, Леона! Хорошо ты меня застала, я тоже уезжаю на днях в Мурманск. Ключи оставлю соседке со второго этажа, Нельке. Вот телефон. Я ее предупрежу о твоем приезде.  Ну, пока!
; Спасибо Эрих!
Леона включила Интернет. Это начало работы по поиску информации о субмаринах.
Леона бегло читает: статья «Русский атомный подводный флот». Рассказ написан открытым материалом 1-ой Флотилии АПЛ СФ. Рождение и развитие атомного подводного флота СССР и полярных глубин. «…Американцы первые создали атомную подводную лодку «Наутилус», которая всплыла в полынье на Северном полюсе. Это позволяло им безбоязненно использовать ядерное оружие против нас. В начале 50-х годов 20-го столетия руководство СССР поставило задачу перед Министерством обороны СССР создать океанский атомный флот. В 1953 году наша промышленность приступила к строительству атомных субмарин.  Проводилась работа по созданию базы в Западной Лице. Со стапелей судостроительного завода в Северодвинске была спущена отечественная АПЛ К-3. В 1958 году над ней был поднят Военно-Морской флаг СССР. Освоение лодки проходило под руководством академика Александрова А.П.  Первым командиром, был назначен участник ВОВ капитан 2 ранга Леонид Гаврилович Осипенко, впоследствии первый Герой Советского Союза на Военно-Морском флоте СССР после войны».
Наши русские моряки осваивали первые атомоходы в тяжелых условиях Севера.
Вот статья об атомной лодке К-14. Эта лодка находилась в боевом строю ВМФ более 30 лет без чрезвычайных происшествий и аварий.
Дальше Леона набирает адрес в Интернете: submarina.ru/memory/. Это книга памяти, она посвящена ударной подводной лодке К-141 «Курск». Теперь это история.
; Попью холодненького молочка. Быстренько приму душ. И опять за работу!
12 августа 2000 года в Баренцевом море на глубине 108 метров в районе полигона боевой подготовки Северного флота на расстоянии 85 миль от Мурманска затонула АПЛ «Курск».
«К-141 под командованием капитана 1-го ранга  Лячина Г.П. принимала участие в боевых учениях Северного флота, кроме штатного экипажа на борту «Курска» находилась группа офицеров из штаба дивизии. Кроме того на К-141 находились представители оборонного предприятия «Дизель» ( в последнее время завод занимался модернизацией торпед)».
Эта катастрофа породила все возможные правдоподобные и неправдоподобные версии.
; Да, у меня мало официальной информации. Почти все материалы – совершенно секретные. Еду в Питер,  для дальнейшего сбора информации.
А пока, у меня есть возможность попасть на «Литературные встречи» с Чикагским редактором журнала, российского происхождения, на презентацию его книги. Встреча намечена в музее им. М. Цветаевой, в Москве. Мой любимый литератор пригласил меня на эту встречу. Обязательно пойду!


Рецензии