Мариинские нибелунги

Олег Барабанов

МАРИИНСКИЕ НИБЕЛУНГИ

Заметки из "Живого Журнала" с антрактами и буфетом.

1. МОЕ КОПЬЕ ХРАНИТ ЗАВЕТЫ.
Вагнер. Тетралогия опер "Кольцо нибелунга". Гастроли Мариинки в Большом. Первая часть - предвечерие - "Das Rheingold" - "Золото Рейна".

Пока только фразы: "Мое копье хранит заветы" - это верховный бог Вотан о том, что он точно блюдет договоры.
"Остерегайся ночного войска нибелунгов" - это нибелунг Альберих грозит обитателям Вальгаллы.
"Сумрак ночи, скрой меня", "Змей, явись, в кольцо свернись" - это магические заклинания нибелунгов для использования кольца всевластия.
"Его придумал побежденный страх, и с течением времени будет явлено его значение" - жена верховного бога спрашивает, что значит название "Вальгалла", он отвечает.
"Мне нет жизни без кольца" - толкинистская классика, произнесенная нибелунгом Альберихом почти за век до Толкина.

Вообще: культурный шок - от читанной в юности "Песни о нибелунгах" сохранилась память о благородных героях и воителях, о Зигфиде и его силе. И даже постсоветский сюр в виде "Кухни" Меньщикова, где в нибелунгов превращается персонал современного ресторана, не сломал этого. А здесь нибелунги - гномы подземелий, их царство - это что-то среднее между опять-таки толкинистским Казад-Думом и норами Голлума. Не так как-то.

Костюмы и сценические образы странны. Вотан похож на охранника новых русских. Альберих - один в один водяной из советского "Золотого ключика". О декорациях лучше умолчать - обстановка космического корабля с огоньками, развешенные мумии великанов символизируют Вальгаллу, и вся эстетика декораций держится на том, что над сценой висят, лежат, наклоняются огромные фигуры, к которым то приделывают крылья, головы, хвосты и лошадиные черепа, а то оставляют торчать вообще без голов с арматурными конструкциями из шеи.

 Но самое страшное - в финальной сцене - торжественный вход германских богов во вновь отсроенный замок. Вотан, Доннер, Локи, Фрейя, все вместе идут по мосту-радуге, и тут верховный бог и его жена достают маски египетских богов - Сехмет и Тота, надевают их и гордо возглавляют процессию. Пипл в зале, конечно, тащится, но старик Вагнер, увидя это, просто перевернулся бы в гробу. Смешать в кучу Египет и северную мистику, - это что-то. Такого надругательства над историей я давно не видел.

Да и еще, самое красивое впечатление от первой части - это молоточки нибелунгов - мелодичный на высокой ноте колокольный звон, а они стучат по камням-заготовкам, это было трогательно.

Сегодня вторая часть - "Валькирия". Пять часов - как в старом стихотворении Мандельштама: "Летают валькирии, поют смычки, Громоздкая опера к концу идет, С тяжелыми шубами гайдуки, На мраморных лестницах ждут господ...". Посмотрим.


2. НАЙДИ МНЕ ИМЯ - Я ПРИМУ ЕГО!
"Валькирия". День второй. И впечатление почти религиозное. По силе мистичекого действа вполне сравнимо с оккультной мессой в гностическом храме. Огромные фигуры ангелов-хранителей, склонившиеся из вышины над сценой. Мерцающий красным в темноте огромный камень между ними. Ощущение Грааля, Каабы, Краеугольного камня - непосредственное. Валькирия на этом камне: опять же как жрица на алтаре. "Лишь тем, кто смерти посвящен, я свой являю лик". И тут же мистерия - о любви - земная любовь сильнее соблазна уйти в обитель богов и на крыльях валькирий улететь в блаженство Вальгаллы. И земная любовь - побеждает смерть - и убеждает смерть отступить. Валькирия не выполняет приказ. Рассказ о любви и смерти. Мистической, как пасхальная трансформация. И убедительной - и простой.

Все это - второе действие, а первое - мелодичная опера для троих, а третье - немного затянуто и после священнодействий второго - похоже блекнет. Валькирии отнюдь не летают, а только что не ходят расслабленно. Великая музыка их полета (визитная карточка Вагнера!) совсем никак не отразилась в пластике. И здесь декорации великанов, так к месту пришедшиеся ранее, выглядят смешным и неуместным гротеском. К огромным человеческим фигурам приделали конские черепа - пипл в зале зашелся в восторге. Я, конечно, понимаю, что сходка валькирий на Лысой горе на полпути в царство мертвых - это не лужайки рая, но в таких декорациях она выглядит не устрашающе, а как-то брезгливо. К спинам фигур привязали надувные не то хвосты, не то волосы, не то, как сказали, сперматозоиды. По мере действия они стали наливаться красным, а конские черепа склоняться к земле. И если бы ни девочки-нимфетки, изображавшие кольцо огня вокруг Брюнхильды в финальной сцене, то было бы совсем плохо.

И фразы, фразы, не могу отрешиться от ловли фраз.
"Как он похож на жену, такой же змеиный блеск в глазах" - это Хундинг о Зигмунде.
"Везде, где есть дыханье жизни, от Бога ты отлучена!" - это Вотан изгоняет из Вальгаллы валькирию Брюнхильду.
И самое красивое: "Найди мне имя - я приму его!" - Зиглинда спрашивает пришельца-Зигмунда, как его настоящее имя. Тот перебирает веер имен, и потом отвечает.
Было еще что-то, но забыл, и ушло в Прапамять.

Сегодня был перерыв. А завтра - "Зигфрид".


3. ЛЕЖУ Я И ВЛАДЕЮ КЛАДОМ.
Уже ощущение сериала. Третья опера "Кольца нибелунга". Все знакомо и по-домашнему. Великаны на декорациях дают ощущение масштаба - сопоставляют земной план действия с вечностью. Сегодня уместно. Над каморкой нибелунга у них мудрые змеиные головы, у логова дракона они лежат вповалку - как поваленный буреломом дремучий лес, над Лысой горой - круглые фейсы с минималистскими улыбками "под Джоконду" - глаза большие и круглые - смотрят на пробуждение Валькирии, а затем со скрипом встают на колени.

Скрип физический, с реквизитом вообще были проблемы. Копье Вотана, когда он им патетически махал, вдруг развалилось на две части - плохо скрепили вставки. И когда через минуту мощный Зигрфид размахнулся и расколотил копье верховного бога - смотрелось уже только с иронией.

Зигфид - жлоб. Как типаж. Сначала бьет, а потом думает - и то не всегда. Героизм без мудрости напрягает. Змея, в общем-то, ни за что убил. "Лежу я и владею кладом". Сцена битвы с Фафнером - смех. На одного из антуражных великанов свалили какой-то куль. Как оказалось, это змей, бедолаге пришлось пролежать там целое действие - полтора часа, между прочим. Есть за что платить артистам. Зигфрид побегал, потыкал мечом в декорации великанов, потом проткнул куль, из него вылез Фафнер (до того вообще невидимый) и пропел предсмертную песню. Костюм змея - вообще в стиле петушка "Шантеклер".

А старина Толкин - действительно плагиатор. Надо думать, его жена Эдит, беря уроки музыки, заставляла его слушать Вагнера, вот и осело в подсознании. Валькирия, отказывающаяся от бессмертия и восхваляющая смерть ради земной любви, - слезки эльфийской девы Лив Тайлер - просто жалкая копия с этого.

И наконец - стиль 33 года - "Для понимания среды, которая воспитывала молодого Вагнера, важнее эпигоны, чем классики, не великие имена Гете или первых вождей романтизма, а та поэзия второго сорта, которая, несмотря на ряд исключений, отражает рост буржуазного сознания". Это из ЖЗЛовской биографии композитора, купленной прошлой ночью в букинисте. Или вот: "И знаменитый саксонский художник, Лукас Кранах, придавал крепкие буржуазные черты физиономиям местных феодалов". Это про историю вагнеровской Саксонии. А "в Мюнхене у памятника вагнеру были исполнены три фанфары, и фашистский пророк Розенберг прославил Вагнера за воплощенный им идеал северозападной красоты". Это из предисловия - о юбилее смерти в нацистских кругах.

Вечером "Гибель богов".


4. КЛЯНИСЬ НА ОСТРИЕ КОПЬЯ!
Субботний вечер, Горбачев в вип-ложе - "Гибель богов". Хотя опера не про это. Перевод "Сумерки богов" более понятен, но все равно тема Вотана и высшего проклятия Кольца здесь притянута за уши. Четвертый вагнеровский сюжет наконец-то перекликается с исторической Песнью о нибелунгах. С одним дополнением, в Песни Зигфрид искупался в крови дракона, на его упал листик, и это место на спине осталось уязвимым. Кримхильда говорит об этом Хагену, чтобы защитить мужа, здесь же Брюнхильда напрямую "сдает" Зигфрида - ради сладости мести.

Костюмы - ужас. И Гунтера, и Хагена, и всех и х воинов нарядили в юбки. Хаген (играет высокий худощавый актер) одет в сарафан с прилегающим верхом и широкой юбкой. Мало того, что вид у него - абсолютно, как из гей-клуба, так когда в полутьме он с копьем в руках подкрадывается к Зигфриду, он один в один похож на папуаса в набедреннике, кидающегося на капитана Кука. Или в крайнем случае на алкаша на стройке, гоняющего Шурика из "Операции Ы".

Плюс еще переборщили с возрастом актеров. Понятно, что в опере всегда молодых персонажей играют ветераны, но в этот вечер это стало системой. Еще в третьей части Зигфрид (довольно молодой и соответвующий типажу) будит от волшебного сна полную 60-летнюю Брюнхильду - и впечатление, как от совращения малолетних. Сейчас же наоборот - Зигфрида играет другой актер - некий старик-похабыч, который волочится за довольно молодыми Брюнхильдой и Гутруной. Вальтраута - другая валькирия - сестра-подруга Брюнхильды - прилетающая ее проведать на зачарованной скале - более всего (пардон) напоминает старую ворону. Дочери Рейна, впрочем, сейчас молодые, в отличие от первой оперы, где их играли 40-летние тетушки.

Первая опера с массовкой и хором - и смутные впечатления. За три вечера уже привык, что на сцене только три великана в декорациях и три актера на сцене. Камерность и величие этим все-таки передавалось. Сейчас же слева направо гуляют два отряда мужиков с копьями, о чем-то поют. На фоне этого, впрочем, возникают великолепные картины змееподобного Хагена, сливающегося с колонной, - было красиво.

Финальная сцена и траурный марш действительно хороши, убитого Зигфрида выносят в похоронной ладье, костер Брюнхильды и пение ворона, правда, смазаны и визуально не проявлены, зато русалки - как в жизни.

И в целом - сумасшедший экстрим - пойти на четыре пятичасовых оперы за пять дней - был вполне оправдан. И теперь сила маниакальности не стоит на месте, решено, что поеду в Питер, в саму Мариинку на "Парцифаля" и на "Тристана и Изольду" - последняя опера вообще премьерная и пойдет, по-моему, всего третий раз. Там, кажется, уже совсем сюр, на фото виднеется какой-то современный антураж и компьютер, видимо рогоносный король Марк следит за влюбленными через веб-камеру, но посмотрим. Билеты уже заказаны. После этого останется только паломничество в Байройт - и желательно с томиком "Майн Кампф".


Рецензии
а мне лишь хотелось безумно попасть на "кольцо небилунгов...
но лишь хотелось...спасибо за своеобразную.. рецензию

Daniel Riso   07.06.2005 03:36     Заявить о нарушении