Среди долины ровныя...

               
 Алексей Фёдорович Мерзляков своей фигурой напоминал русского
богатыря – плотный, широкоплечий невысокого роста крепыш. Судьба
забросила его в Москву, где он поступил в Московский университет.
Там у него завёлся друг Фёдор Иванов. Они вместе учились,
сочиняли либретто, ставили спектакли. Оба через много лет достигли
известности. Друг стал драматургом. Это он написал пьесу «Марфа-
посадница», которую запретила к постановке драматическая цензура.
Нашего же героя Алексея Мерзлякова оставили в университете и
через некоторое время он стал профессором поэзии и красноречия
и знаменитым переводчиком стихов Гомера, Сафо, Еврипида, Горация,
Овидия, Вергилия и других греческих и римских поэтов.


Своей специальностью Мерзляков был счастлив, но оставался, беден,
несмотря, что в свои тридцать лет стал хорошо известным
профессором. Он первым создал «Академию живого слова». Обладая
редким даром красноречия, он блестяще читал лекции о русской
поэзии: целые циклы чтений с особой программой для любителей
литературы. Лекции проходили либо в доме генерал-губернатора
Москвы, либо у театрала Фёдора Фёдоровича Кокошкина.


Один из современников Мерзлякова писал:
- До сей поры, Москва не слыхивала ничего подобного. -
-Учителем нашим был Мерзляков – с гордостью говорил историк
и писатель М.П. Погодин, имея в виду веру в Россию, в её силу, мощь
и достоинство.


Мерзляков мог гордиться своими учениками: Грибоедовым,
Чаадаевым, Вяземским, Тютчевым и другими. У него учились также
многие декабристы, называвшие профессора «красотой университета».
Однажды у хлебосольного гостеприимного Фёдора Иванова
собрался цвет литературы и музыкальной Москвы. В его доме дала
согласие дать сольный концерт несравненная певица Елизавета
Семеновна Сандунова. Она много концентрировала. Во все её
концертные программы входили песни Алексея Мерзлякова, в то время
прочно вошедшие в народный быт России. Конечно, в этом сыграла
большую роль музыка композитора Даниила Кашина.


Об артистичном исполнении певицей популярной тогда песни
«Чернобровый, черноглазый, молодец удалый…» на слова Мерзлякова
одна из газет писала:-Мерзляков дал душу слова, Кашин – музыке,
а Сандунова – голос.- В то время, в начале девятнадцатого века,
поэт и композитор преподавали в университете, участвовали в
праздничных торжествах,где иногда звучали «Оды» Мерзлякова,
положенные на музыку Даниила Кашина.


Алексей Фёдорович вспоминал празднично украшенную гостиную
в доме Фёдора Иванова. Лица гостей были возбуждены и радостны,
когда  Кашин привёз певицу. Композитор, одетый в простое одеяние
с повязанной на шее серой шерстяной косынкой, несколько смутился,
увидев огромное количество празднично одетых людей. Он тотчас
забыл об этом, как только сел за фортепиано. 

Не могу не сообщить, что Кашин был до недавнего времени, крепостным
помещика Бибикова – держателя известного русского оркестра. 
Сандунова немало приложила усилий, чтобы выкупить
одаренного композитора. Деньги за выкуп Бибиков запросил огромные.
Он в своё оправдание говорил:- Музыкальное образование моего человека
(он обучался у итальянца Джузеппе Сарти) стоило мне огромных денег и
 “моральных затрат”.-


Бибиков считал себя “просвещённым крепостником” и моральные затраты
мешали ему дать вольную своему крепостному, несмотря на то, что Кашин
был педагогом, композитором и общественным деятелем… Певица со своим
мужем Сандуновым Силой Николаевичем привлекли внимание всей интеллигенции
к этому безобразному выкупу и скомпрометировали “просвещённого”  Бибикова
окончательно.

 
Елизавета Семёновна была не только первой исполнительницей
песен Мерзлякова и Кашина, но также подлинным раскрывателем
их смысла. На этом концерте она исполнила песню Кашина
“Прошли счастливые минуты” на не слишком поэтические слова
А.Шаликова. Мелодия была такой проникновенной, что сама собой
впала в душу Мерзлякова, и самопроизвольно на неё стали
накладываться  другие слова.

 
В тот же год, это было ранним утром 1810 года в Жодичах,
в старинном загородном доме известного семейства Вельяминовых-
Зерновых продолжалась карточная игра гостей. Алексей Фёдорович
приехал в гости ближе к вечеру. Мерзлякову каждое лето хозяева
 этого дома предоставляли отдельную комнату, в которую он сразу
же и прошёл. Ему нравилась уединённость комнаты, в которой всегда
очень легко ложились поэтические строки. Не будь  этого уголка
и …, он, скорее всего, не стал бы сюда приезжать.


Сам Мерзляков был стеснительным человеком. Стеснительность,
порой она была почти болезненной, всегда сковывала Алексея
Фёдоровича в большом обществе. Неловкость мешала коренастому
Мерзлякову вписываться в аристократические салоны. Часто этому
мешало, как ему казалось, уральское “оканье”. На самом же деле
провинциальный акцент придавал его речи очарование. В Москве
его считали подлинным златоустом.


Оживленность, праздничность и светкость, царившие в загородном
доме не нравились Мерзлякову. Правда, ему легко и свободно
чувствовалось в присутствии Анисьи Фёдоровны, старшей дочери
хозяина барского дома. Мерзляков её любил. Понимая свою бедность,
да и возраст уже был за тридцать…, он не решался признаться в
любви Анисье Фёдоровне.  Его сковывала мысль о неравном их
общественном положении. Судьба обелила его счастьем.Он проклинал её:
она разводила его с душой родственной, способной понять его.


В доме  Вильяминовых-Зерновых никто не подозревал о любви
поэта.  Ему же было больно скрывать своё чувство любви. А
эта трудная полоса влюблённости оказалась лучшим украшением  его
жизни. В выделенной ему комнате он написал стихи почти для всех
своих песен. В тот летний день, когда приехал Мерзляков в
подмосковный барский дом, он особенно почувствовал одиночество.
Открыв в комнатеокна, Алексей Фёдорович долго стоял и упивался
шелестом листьев яблони.


Ему вспомнились детские годы, учёба в Пермском народном училище,
первые литературные успехи, за которые его перевели
в университетскую гимназию Москвы. Снова зазвучала в голове
мелодия песни, которая запала после исполнения её Сандуновой.
Он так отвлёкся, что не слышал как в комнату вошли хозяин с хозяйкой
и дочерью.


- Алексей Фёдорович!  Добрый день! – обратился хозяин к нему.
Мерзляков быстро повернулся, поздоровался и весь во внимании стал
слушать хозяина.-Наше семейство просит Вас выйти к гостям на ужин.
Пожалуйста, не отказывайте нам? –  и стал ждать его ответа. Мерзляков
долго не заставил себя ждать:-Я польщён Вашим вниманием, которое мне
оказываете, и с удовольствием готов сейчас же с вами последовать
в гостиную. -


Он прекрасно понимал, что гости хотят послушать красноречивого
профессора. К тому же ему самому хотелось видеть Анисью Фёдоровну.
Его появление в гостиной было встречено аплодисментами гостей.
Свою ответную речь он начал в иносказательной форме. Все
гости стали внимательно слушать печальный рассказ:
-Среди долины ровныя… растет высокий дуб в могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый, один у всех в глазах… ни сосенки кудрявые,
ни ивки близ него, ни кустики зеленые, ни вьются вкруг него. Ах, скучно
одинокому и дереву расти!  Ах, горько, горько молодцу без милой жизнь
вести!… - закончив свою речь, он подошёл к открытому ломберному столику
и стал записывать мелом свое поэтическое произведение.


Записывая текст, Алексей Фёдорович понял, что своих горестных дум
он не сумел скрыть. Слова же стихотворения ложились на мелодию
композитора Кашина, которая звучала внутри поэта.Впервые песня 
“Среди долины ровныя” появилась в “Новейшем и полном российском 
общенародном песеннике”  в 1810 году. Песня уже широко
распространилась, когда в “Вестнике Европы” в 1811 году
были опубликованы новые стихи Мерзлякова. Среди них первым стояло
“Cреди долины ровныя” под названием “Одиночество”.
 

Так как песня распространилась с первым названием, то второе
название само по себе отпало. Песня со словами поэта Мерзлякова
в устах народа звучала задушевно. Поэтому она с первого появления
распространилась всюдуи стала народной. Песня звучала за праздничным
столом и на ярмарке. Она была первой российской песней, вышедшей
из помещения на площадь. Песня попала и в студенческую среду.
Студенты подхватывали всё талантливое сразу же.


По воспоминаниям фольклориста Ф.Я.Ляликова в 1875 году – самой
любимой студенческой песней была песня ”Среди долины ровныя” –
А какую силу нужно было иметь песне, чтобы растопить лед
молчания в казематах Петропавловской крепости? Вот что рассказал
в своих воспоминаниях декабрист Розен, сидевший в крепости: -
Я уже потерял всякую надежду услышать человеческий голос в этих
молчащих стенах. Всматриваясь в проём крошечного тюремного окна,
я запел “Среди долины ровныя”. 


Мой надзиратель вдруг подхватил песню…, я и охранник уже в два голоса
пропели все десять куплетов песни до конца. В последующие дни дежурства
мы подружились и охранник часто приносил мне  “с воли” продукты, покупая
их на свои деньги. – Песня “Среди долины ровныя” живёт своей жизнью и
творчески использовалась русскими композиторами. Так, например, вариации
этой песни написаны композитором  А.А. Алябьевым, а также гитаристом-
композитором Андреем Сихра.В своих вариациях очень часто исполняли гитаристы
С.Н. Аксёнов  и  М.Т. Высотский.


М.Высотский был москвичом. Он жил на окраине города. Его небольшой
дом часто посещали цыгане, знаменитые артисты и композиторы. 
Его боготворили студенты. Высотского также  посещал поэт Мерзляков
со своими студентами. Их беседы с Высотским о музыке и о русской
песне были нескончаемы. Присутствующие на этихбеседах обогащались
знаниями о богатствах, таящихся в народных песнях.

 
Когда Мерзляков умер (1830), гитарист Высотский написал
свои концертные вариации песни “Среди долины ровныя” и всегда
исполнял их в концертах.Я хочу, а вернее не могу не рассказать
об историческом событии, произошедшим в Московском университете:
в конце сентября 1830 года  после начала занятий студентов,
город охватила эпидемия холеры. В этот год поступил учиться в
университет шестнадцатилетний М. Лермонтов. Он очень любил музыку.
И неудивительно, что тайком ( из-за эпидемии было запрещено) со
своими друзьями он ходил в домик гитариста  Высотского. Гитарные
звуки вдохновляли его творчество. Звукам, извлекаемым Высотским
на своей гитаре, Лермонтов посвятил поэтические строки:
               
            - Что за звуки! Неподвижно внемлю
              Сладким звукам я;
              Забываю вечность, небо, Землю,
              Самого себя … -

Мне кажется, что эти строки вызваны концертными вариациями песни
Мерзлякова “Среди долины ровныя”.  Лермонтов любил эту песню.
Он вместе с поэтами Ф.Тютчевым, П.Вяземским и другими были
слушателями и учениками Алексея Фёдоровича. Его лекции о теории
изящных искусств, критики, о талантах стихотворца им, конечно,
были известны. Не случайно же в год смерти Мерзлякова он пишет
стихотворение “Одиночество”:
 
      - Как страшны жизни сей оковы.
        Нам в одиночестве влачить.
        Делить веселье – все готовы.
        Никто не хочет грусть делить –

Напомню, что первоначально Мерзляков назвал свое творение
“Одиночество”. После этого названия тема одиночества у
Мерзлякова стало лейтмотивом всей его поэзии. Возьмите в руки
его книгу “Песни и романсы” издания 1830 года или факсимильное
издание 1988 года и прочитайте. Вы убедитесь, во всех его стихах
прослеживается  этот лейтмотив.


    Его песни и романсы поют и по сей день. Состояние одиночества
людей волнует, и будет волновать бесконечно долго, потому что
оно одно из естественных состояний человека.

                10.06.2005







 















 




 
 







































   

























































    






    


 


Рецензии
Cлушайте, а для чего вы один и тот же текст пустили "паровозиком", раз семь или восемь подряд одно и тоже? Это ошибка или так задумано?

Александр Курчанов   04.03.2010 07:40     Заявить о нарушении