Ты спросишь, как мы выстоять сумели? Лариса Богацкая

К 60-летию Победы

В нашем семейном архиве хранится письмо отца с фронта. Оно было написано 10 октября 1941 года и адресовано маме, старшей медицинской сестре эвакогоспиталя: «…Сколачивай коллектив, чтобы он лучше работал, чтобы бойцы были довольны работой медицинского персонала. Помогайте им, чтобы они скорее вылечивались. Если мы будем все энергично работать, то мы непременно разобьем фашистскую гадину. Этот зверь еще силен и хитер. Но мы не должны теряться и успокаиваться. Должны приложить все силы, всю энергию, чтобы общими силами, а сил у нас хватит,  уничтожить фашистских гадов… Нужно требовать от себя и подчиненных такой отдачи, чтобы каждый, уходя с работы, задавал себе вопрос: «Могу ли я сделать что-либо еще полезное для фронта именно сегодня?» Только тогда мы победим…». Прочла письмо и мне захотелось написать о них…

24 марта 2005 года моему отцу, Попкову Ивану Петровичу, исполнилось бы 100 лет. Прожил же он всего 62 года. Ветеран двух войн, изобретатель, инженер, кадровый офицер, полковник. Во время финской войны его контузило: почти полностью засыпало землей, но солдаты откопали и спасли своего командира. В Главном артиллерийском управлении он был начальником отдела изобретений нового боевого вооружения. Участвовал в испытаниях новейшей боевой техники. Много лет отец совмещал основную работу с депутатской деятельностью, а мама была его первой помощницей. Их многие знали в нашем районе – в Щукине родители поселились в 1933 году. Здесь родилась их первая дочь. Всего же у них было пятеро детей.

Мама, Попкова Екатерина Захаровна, училась на 4-м курсе 2-го Московского медицинского института, когда возникла необходимость срочно эвакуироваться: враг был уже на подступах к Москве. Детей взяла к себе бабушка, а маму призвали на военную медицинскую службу в эвакогоспиталь под Рязанью, на станции Шилово.

Фронт проходил совсем рядом. Госпиталь то свертывали, то снова разворачивали, так как по соседству шли ожесточенные бои. Раненые бойцы поступали прямо с передовой и снова выписывались на передовую. Многие боялись возвращаться в пекло. Мама, как могла, вселяла в них надежду, уверенность, силы победить страх.

Она часто вспоминала о войне. Рассказывала о проведенных операциях, газовых атаках, об израненных людях. С большим вниманием и интересом слушал рассказы военного медика ее внук, мой сын, студент медицинского училища. Вместе они подолгу обсуждали трудные вопросы из медицинской практики. Он часто просил бабушку рассказать об эпизодах Великой Отечественной войны и особенно о необычных случаях в хирургии. Война помешала моей маме стать врачом, но эту заветную мечту осуществил ее внук, мой сын – он стал хирургом.

После войны, вернувшись с фронта, мама активно включилась в общественную деятельность. Помогала отцу в его депутатской работе, работала в «Красном Кресте», организовала общественную библиотеку, где устраивала выставки, оформляла стенды, проводила беседы с читателями. В этой библиотеке, которая находилась в подвале старого дома, она бесплатно трудилась 30 лет. На свою пенсию покупала необходимое для библиотеки. Люди обращались к маме за советом и помощью. Разговоры с ней были своеобразными сеансами психотерапии. В квартире внезапно раздавался телефонный звонок: «Я умираю, мне плохо…», и мама, забывая о том, что сама находилась уже в довольно преклонных годах, мчалась спасать того, кому в эту минуту требовались ее сочувствие и помощь.

В ноябре этого года исполнится 10 лет, как ушла из жизни мама. Ей было 88 лет, работать во благо людей она не прекращала до самых последних дней своей жизни.

Ты скажешь: «Как не дрогнула рука?»
Ты спросишь: «Как мы выстоять сумели?»
Запомни: «Стойким делает стрелка
Не сила рук, а благородство цели!».
(Витезлав Незвал)


Рецензии