Манифест критика
На деле так происходит оттого, что хороший критик должен быть к лубку равнодушен. Критик ещё в детстве разобрал до шурупов всякую попавшую ему в руки безделушку, так что сейчас наблюдает с ледяной очевидностью грустную банальность пары шестерёнок и тросика, движущих очередного голема; не нужно и под кожух заглядывать. Поэтому рецензии пишутся на двух эмоциях — скуке и усталости, а итоговая оценка отражает не столько достоинства произведения, сколько удовлетворение перед окончанием постылой работы.
Правила игры просты: можешь ли ты, критик, разглядеть секретную пружинку, ключик; сумеешь ли понять произведение как сложный механизм по выполнению воли автора. Не спешите с обвинениями в чёрствости и бездушности, — такое виденье — не сила и не слабость критика, это его проклятье. За расчленёнными трупами произведений искренне трудно увидеть цельное, образ которого вдохновлял писателя; все эти суставы, сосуды и сухожилия слишком дурно пахнут. Как это может сравниться с вынесенным из детства наивным ощущением тепла и смысла существования? потому что критик тоже человек и даже вдвойне, — он должен особенно трепетно цепляться за то редкое неприкосновенное, что удержалось в бесполезной памяти. И если автор дотрагивается до этой струны в душе критика, переживание приближается к религиозному. Тем больнее бывает возвращаться к реальности и замечать в декорациях Эдема нестыковки; какие хищники в раю? как можно додуматься сделать древо познания грушей? и критик ожесточается и извлекает топор. С большого автора больше и спрос; воруя огонь всегда нужно готовиться к распятию. Никто и никогда не вспомнит мучения автора, который, точно так же, как и критик, пытался сохранить свой кусочек незамутнённого аутентичного.
Впрочем, настоящий критик не думает обо всём этом вслух. Он просто оплакивает несостоявшийся шедевр.
Свидетельство о публикации №205061100079