Казаки. приговоренные воспитанием

ПРИГОВОРЕННЫЕ ВОСПИТАНИЕМ
  Историю нашего края сложно представить без казачества. Ведь в Оренбургской области казаки появились 431 год назад. То есть задолго до того, как были заложены Орск, Оренбург, не говоря уже о других городах.
Казак – это не какая то конкретная национальность. Скорее, это состояние души. В старину казаками становились беглые люди. Что и говорить, народ был отчаянный, бедовый, с обостренным ощущением внутренней свободы. Люди бежали на окраины государства, в том числе и в наши края, подальше от произвола помещиков, а так же стремясь избежать наказания за какие то проступки.
 Властям было сложно отлавливать беглецов по окраинам. Кроме того, граница рядом. И в случае опасности всегда можно пуститься в новые странствия…
КАЗАК – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ
  Поначалу местное казачество жило тем, что постоянно находилось в состоянии мелких военных действий. Набеги на соседние Казахстан и Башкирию были обычным делом. Угоняли скот, забирали вещи, урожай. Некоторое время жили военной добычей. А когда запасы подходили к исходу, снова отправлялись в походы…
  По словам И. Сергеева, атамана орского городского казачьего общества, поначалу люди не были объединены в четкую структуру. Перелом произошел в эпоху Екатерины 2. Умная женщина смекнула, что казаки могут держать на замке границы нашей страны. Дала беглецам вольную, пригласила послужить отечеству. В замен на это официально наделила их землей. Казаки, по сути жившие вне закона, с готовностью пошли на государственную службу. Казачьи формирования, в отличие от других военных подразделений, должны были обеспечивать себя сами. Впрочем, благодаря земельным наделам, казакам было не сложно самим заботиться о пропитании, обмундировании, оружии. А верный конь и казак и вовсе считались единым целым…
  С тех пор казаки стали оседлым народом. Занимались животноводством, сельскохозяйственным трудом. Собственная земля и упорный труд позволяли  очень быстро стать зажиточными людьми. Теперь казаки охраняли границы и блюли интересы России. Были заинтересованы в этом, можно сказать, кровно: ведь защищали, в частности, и свой дом, свою личную землю, покой родных и близких.
  В целом по стране постепенно сформировались 12 казачьих войск. Оренбургское казачье войско объединило в себе не только представителей нашей области. Сюда так же входили казаки Свердловской и Челябинской областей, а так же часть казаков Курганской области и Казахстана. Традиция сохранилась и в наши дни. Вся эта обширная территория и сейчас принадлежит Оренбургскому казачьему войску.
  Это были люди разных национальностей, но в основном русские и татары. По вероисповеданию – православные и мусульмане. Религия  имела особое значение. Ни одно мероприятие не проходило без благословения и молитвы батюшки и муллы. Они обязательно присутствовали на казачьих кругах, в походах.
  В окрестностях Орска было немало казачьих хуторов и станиц. К примеру, Новоорской станице, на месте которой впоследствии возник город, 12 июня исполняется 260 лет. 
  Казачьи войска всегда были на хорошем счету. Мобильные, смелые, они служили оплотом государства. Еще одно достоинство: казачьи формирования способны на самоорганизацию. Достаточно приказа, понимания важности происходящего. Казачьи войска имели свою, отличную от других структуру. Продвижение по службе зависело от личных качеств каждого человека. Ведь все дела выносились на общее обсуждение на казачьем кругу. Кроме того, на казачьем кругу выбирался и атаман.
  Оренбургское казачье войско по численности было третьим в стране, зато считалось первым по образованности. Порядка 70% Оренбургских казаков были грамотными, умели читать, писать, внутренняя свобода помогала мыслить масштабно и здраво оценивать ситуацию. Постепенно дикий народ, некогда сбежавший на окраину подальше от государева ока, стал самым преданным и верным слугой своего отечества. Детей сызмальства приучали к мысли, что их призвание - продолжать дело отцов: защищать границы.
ПРИСЯГА – ДЕЛО СВЯТОЕ
  Правда такова, что революция с обещаниями всеобщих благ, не нашла живого отклика в сердцах казаков. Ведь они уже несколько веков имели в собственности землю, на которой  были полноправными хозяевами. Жили безбедно. И такое положение их более чем устраивало. Кроме того, присяга государю была святым делом для этого особого сословия. И нарушить ее считалось последним делом. Поэтому большинство Оренбургских казаков революцию не приняло. Грянувшая следом гражданская война все – таки разделила казаков на красных и белых. Но под знамена красной армии шли далеко не все…
  В городском архиве сохранился уникальный документ, красноречиво свидетельствующий о приоритетах казаков. Из «Отчетного доклада Кваркенского райкома ВКП(б) за период с 25 ноября 1931 г. по 25 дек. 1933 г.» явствует, что «историческое прошлое района таково, что  до 80% взрослого населения сражалось  в белогвардейских бандах Дутова и Колчака».
  В окрестностях Орска гремели кровопролитные сражения. Город несколько раз переходил то к красным, то к белым. Такая же ситуация сложилась в окрестных станицах и на хуторах. В память о тех временах на ОЗТП стоит небольшая часовенка на месте сражения. Именно на этой возвышенности в годы гражданской войны погибло очень много казаков. Рядом с Новотроицкой трассой в память о павших казаках возведен крест. Это место тоже обагрено кровью наших земляков.
  Время перестало делить казаков на красных и белых. Крест и часовня построены в память о всех павших в те непростые годы. Ведь жизнь идет. Сегодня в обществе одни приоритеты, завтра – другие.  Но не стоит забывать главное – все мы люди. И память о прошлом, о предках, в какой бы цвет ни были выкрашены их убеждения – дело святое. Более того, это долг любого цивилизованного человека, уважающего Историю своей страны и родного края.
  Гражданская война унесла тысячи жизней. Оренбургское казачество в своем большинстве осталось верным принесенной царю присяге. И потому выступало на стороне «белых». После окончании военных действий новая власть видела в белоказачестве угрозу «самому справедливому строю в мире», - сетует Игорь Григорьевич. - И потому оно практически полностью было уничтожено, причем разными способами.
  Казачьи хозяйства были крепкими. Поэтому в период коллективизации обычным делом стали раскулачивания. И, как следствие этого, расстрелы, отправки на лесоповалы, прииски, народные стройки самых больших патриотов своей страны… Голод, тяжелый труд, отсутствие реальных перспектив и надежд на лучшее, влияли на умонастроения свободолюбивых людей. Сказывалась и борьба с «религиозным мракобесием». Казаков приходилось «ломать» и в условиях мира…
  В том же «Отчетном докладе Кваркенского райкома ВКП(б) за период с 25 ноября 1931 г. по 25 дек. 1933 г.» говорится, что « зажиточность, эксплуатация бедноты сословным казачеством и до настоящего времени определяет район по большой засоренности антисоветским и классово – враждебным кулацко- бедняцким элементом. За последние 2 года на территории района выявлен ряд контрреволюционных вредительских организаций. 4 – в зерносовхозах, 2 – в маслосовхозах, 1 – на старой железной дороге, 1 – на приисках. Яркое проявление классовой борьбы зафиксировано в период проведения хозяйственных политкампаний с наличием терактов в колхозах со стороны кулацко – белогвардейских элементов. Прииск Айдырля засорен кулачеством. До 70 кулаков работает сейчас. Недород района в 1933 г. создал дополнительные трудности в части продовольствия, семян. Антисоветские элементы говорили о грядущем голоде, выступали за разбазаривание скота, фуража. Подняв голову, остатки враждебных классов, свою агитацию проводят в колхозах, выставляя лучшей жизнь при царе, попирая свободу, завоеванную в октябре 1917 г. В ряде мест была замечена агитация за восстания и выступления бывшими белогвардейцами и кулаками. Печально, что некоторые коммунисты явно придерживаются кулацких контрреволюционных настроений.
 1933 г. явился годом переломным. Работа партийных органов внесла коренные изменения в дисциплину людей, бережное отношение к госсобственности, лучшую постановку массовой работы, изгнание классовых врагов(вычищено 160 чел) не только из среды рабочих, но и из жуликов, кулаков, белогвардейцев. Из партии выгнано до 20 чел. Раскрыта не одна шайка вредителей, расхищающих совхозный хлеб, выводящих из строя технику. Это положение и засоренность нашего района со всей серьезностью выдвигает задачи повышения революционной бдительности, быстрейшей очистки своих рядов от пролезших в партию и КСМ классово –чуждых  и белогвардейских элементов. В этом деле нам крепко поможет предстоящая чистка партии и очистка от пролезших врагов в наши учреждения и организации».
  Так называемые «чистки» не могли не создавать атмосферу страха. Бесправие ломало волю гордых людей. Инстинкт самосохранения подчинял человека одной идее: выжить… КАК ВСЕ
  В Великую Отечественную Войну казаки сражались за Родину наряду со всеми. Народ был един в порыве победить. Оно и понятно: стране угрожал реальный внешний враг. Был даже создан казачий полк. В память о тех временах сохранилась песня: «Едут, едут по Берлину наши казаки…»  Но полк был расформирован сразу же после победы…
  Все дальнейшие годы казаки жили теми же идеями, что и все остальные. Дореволюционные разногласия с властью остались в прошлом. Впрочем, живых свидетеле гражданской войны осталось мало. Да и те предпочитали это не афишировать. Новое поколение восстанавливало страну из руин, осваивало целину, боролось за выполнение пятилетних планов… Словом, потомки славных казаков не стремились как то выделиться, заявить о себе. Каждый на своем месте просто делал свое дело, стараясь внести посильный вклад в процветание страны.
  Перелом в сознании общества произошел в 90 –е годы прошлого века. В стране произошел всплеск национального самосознания. Люди начали объединяться в общественные организации по национальному и сословному принципу. В 1991 г. в Орске было создано общественное объединение казаков. Туда принимали как потомственных казаков, так и всех желающих. Ведь казак – это в первую очередь состояние души.
  В Орске, да и во всей нашей области в целом, достаточно много тех, кого можно по праву считать потомственными казаками. По самым скромным подсчетам, в Оренбуржье проживают порядка 12 тыс. человек. Хотя, реально, людей с казачьими корнями намного больше. Просто далеко не все стремятся об этом заявить и объединиться в общественную структуру.
  Нынешние реестровые казаки носят форму дореволюционного образца. Все вопросы, как в былые времена, решаются на казачьих кругах. Существует своя структура, действует принцип выборности атамана. Все казаки – глубоко верующие люди. На казачьих хуторах активно занимаются скотоводством и земледелием. В Ставрополье существует казачья часть, куда можно устроиться на службу по контракту. Но чтобы официально быть принятым в казаки, желающие должны себя зарекомендовать. Были твои предки казаками, или ты решил стать таковым в первом поколении – разницы нет. В любом случае нужно выдержать испытательный срок – порядка года. Слудет зарекомендовать, проявить себя. Доказать право быть принятым в эти ряды.
 Зато все желающие имеют возможность изучать самобытную казачью культуру, уникальную кухню, традиции. Главный праздник у казаков – 6 мая – День Георгия Победоносца. Он считается покровителем этого сословия.
   Орские казаки в основном занимаются воспитанием детей. Открываются кадетские классы. В нашем городе уже 160 кадетов. Ребятам стараются прививать патриотизм, стремление служить Отечеству.
  С 1991 г. люди жили ожиданием принятия закона «О казачестве». Недавно лед – таки тронулся. В. Путин внес на обсуждение в Думу проект долгожданного закона. Более того, в первом чтении он уже был принят. Так что есть надежда, что к концу года у казаков появится свой закон. Возможно, после этого будут созданы серьезные казачьи формирования. И как в былые времена казаки вновь будут стоять на страже наших границ.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.