Форум Прозы. 13. 06. 2005. Новым взглядом

В этот день 93 года назад в Москве, на Волхонке, был открыт Музей изящных искусств. Теперь это Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Или попросту «Пушка». Фамильярность? Простите мне ее. Я ни в коем случае не на «ты» с музеем – разве можно? Но мы очень близки. Дружим уже много лет.

Я могу приходить в музей ради одного зала и даже ради одной картины. И каждый раз на пути к намеченной цели притормаживаю в двух-трех новых местах. Вдруг обнаруживается – то, что раньше без сожаления пропускал, в действительности – прекрасно! великолепно! гениально! Можно было бы долго и глубоко размышлять на тему: кто из нас двоих меняется, музей или я, но мне и без размышлений известен ответ на этот вопрос.

Создателем и первым директором музея, отдавшим на его организацию много сил, был Иван Владимирович Цветаев, отец Марины Цветаевой.


Рецензии
Ув. Форум Прозыру и г-н Черин! Благодарю Вас за публикацию стихов. Предложил бы ув. Форуму Прозыру вести эту рубрику на форуме стихиры. Для многих авторов явится большой неожиданностью как существование этих поэтов, так и наличие у них таких хороших стихов. Всё это позволит слегка поднять нравственный уровень современных авторов и приобщить их нравственно незрелые души к прерасному, что внесёт заметный вклад в облагораживание нравов современных поэтов и рифмоплётов. Кроме того, это позволит получать непосредственые поэтические отклики. Что касается меня, я полон скептицизма в отношении поэзии в современном мире, особенно в отношении её роли для прозаиков. Многие ли знают, что Грэхем Грин всю жизнь выпускал сборники стихов, и, видимо, неплохие? Я читал только несколько стихов. Неужели Вы думаете, что его кто-то из нас знал бы вообще сосредоточься он на поэзии? Стал бы он при жизни мировым класскиком? Вопросы больше риторические. Я Являюсь таким же типом автора - стихи можно писать изредка и наряду с чем-то другим. Впрочем, на эту тему поподробнее выскажусь сегодня в своём дневнике. Великих поэтов сейчас не может быть по определению, сколько бы ни вручал Путин Белле Ахмадулиной Государственую премию. Это просто дань 60-м.
Кстати, "Пушкой" всё-таки более традиционно называют Пушкинскую площадь.

Сергей Лузан   13.06.2005 12:37     Заявить о нарушении
Сергей, а как же Бродский?
Все же он в современности уже получил Нобелевскую премию.
Может, стихи Грэма Грина уступали его прозе?

Шура Борисова   13.06.2005 13:58   Заявить о нарушении
великими современные поэты станут лет через пятьдесят. не все разумеется - единицы. те, чьи стихи выдержат проверку временем.
например, такие

Геннадий Каневский
Чечевичное зерно (на мотив Бялика)


Накануне полнолунья -
Лисий хвост, повадка кунья,
След запутанный безумья,
Воды ночи, воды дня -
Все, что ты несешь с собою,
Зыбкой прядает струною,
И дрожит внутри - иное,
Легким пламенем дразня...

Серебро прохладной кожи
Целовать, шепча "О, Б-же!.."
Стать любимым. Стать моложе.
Литься, пенясь, как вино,
И вернуть себя к началу,
Где средь угля, серы, чада
Царства древние венчало
Чечевичное зерно.

Помнишь, как, устав бороться,
Возле старого колодца
Отдавали первородство,
Стиснув зубы и дрожа,
И плыла подобьем рая,
Пьяно в ноздри проникая,
Чечевица - и сверкала
Соль на кончике ножа.

В это царствие земное,
Где, родив, прикрыв от зноя,
Называли дочь - Овцою,
Драгоценностью своей,
Ты пришла - и стала солью:
Счастье, смешанное с болью,
Белый столб у врат Содома,
Белый жезл в руках царей...

Ты - оглядывалась смело.
Ты - расстаться не хотела.
И твое земное тело
Было - небом, было - сном,
Но оно желало сбыться,
И простая чечевица
На твоей ладони - птицей
Становилась, и - листком,

И - летела, возвращая
Путь - вратам, конец - началу,
Радость краткую - печали,
Книге - жизнь, мехам - вино,
Песнь Иакова - Исаву,
Камень - стенам, смоквы - саду,
И похлебке Ависаги -
Чечевичное зерно.



Геннадий Нейман   13.06.2005 14:56   Заявить о нарушении
Наверное, не станут великими - их назовут великими.
Осознают величину.
Величина разве изменна? Разве зависит от того, признали или нет?

Шура Борисова   13.06.2005 15:17   Заявить о нарушении
да, разумеется, я имел в виду именно признание обществом, а не изменение уровня таланта от скромности до великости:)
хотя поэтические гении (как и гении всех иных гуманитарных областей) рождаются исключительно редко.
собственно, что такое гений в поэзии? это поэт, который открывает в стихосложении нечто настолько новое, после чего писать "по-старому" в некоторой мере уже неприлично.
такими гениями были Тредьяковский и Пушкин, Маяковский и Бродский. Их работы оказались рубежом, переломом в поэтическом сознании пишущих.
вместе с тем, рядом с гениями были и просто прекрасные поэты - их уже не единицы, их десятки.

Геннадий Нейман   13.06.2005 15:43   Заявить о нарушении
Ну-у-у, тут не поспоришь.
А почему Вы отдельно отметили именно гуманитарных гениев?
В технике, естествознании иная ситуация? Становление гения не только от человека зависит?

Шура Борисова   13.06.2005 15:56   Заявить о нарушении
в технике и естествознании иная - да.
разумеется, я имею в виду современную науку и технику. тут дело в том, что на одного гения работают большие массы людей - лаборатории, институты, иногда - целые отрасли.
в прозе ведь не пишутся гениальные романы целым отделом :) и нет поэтических дабораторий, которые ищут для одного гениального поэта новые формы и неизбитые рифмы.
гениальные открытия в технике и естествознании невозможны раньше, чем до уровня этих открытий подтянется уровень современной науки. хотя гениальные предсказания в технике и возможны иногда за столетия до того, как человечество до них "дозреет". ярчайший пример - Леонардо да Винчи.

Геннадий Нейман   13.06.2005 16:11   Заявить о нарушении
Можно сказать, что именно Бродским был последним великим поэтом, и он отметил это явление - "поэзия интересует одного или нескольких из 10.000 (точно не помню, цитирую по памяти)". Речь идёт не о нехватке талантов - а об общественном восприятии деятельности поэта, точнее, восприятии общества поэтом - читайте эссе Ю. Шилова :) Меня радует оптимизм Шуры, но поэзия будет интересна только чрезвычайно узкой категории лиц. Даже польская поэтесса, ставшая лауреатом после Бродского, доказывает развитие этого процесса. Вы сможете навскидку, без Интернета, как я назвать её имя? Я - не могу :)

Сергей Лузан   13.06.2005 16:16   Заявить о нарушении
Я навскидку и не всех прозаиков - нобелевских лауреатов - назвать могу :)

Шура Борисова   13.06.2005 16:37   Заявить о нарушении
И, кстати, Сергей, не кажется ли Вам, что истинных ценителей истинной поэзии всегда было немного?

Спасибо, Геннадий. Научный гений немыслим без освоения всего, что наработала наука до него.
Как Вы думаете, гуманитарному гению, или, скажем уже, литературному гению - необходима такая же база?

Шура Борисова   13.06.2005 16:53   Заявить о нарушении
а вот тут сложно сказать - нужна ли.
без сомнения, нужна определенная степень образования, чтобы не изобретать велосипед. без сомнения, нужно знание теории. но - ИМХО - до определенной степени, чтобы над гением не довлели стереотипы литературных традиций.
гений - это как раз взлом стереотипов. посредственность стереотипам подчиняется.

Геннадий Нейман   13.06.2005 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.