Синдром хэвлок-эллиса 2-я часть 3-й книги

- ...Проблемы языка не главные в жизни, - продолжала Света, усадив нежданного го-
стя за стол и угощая его чаем с малиной.
- Можно красиво и правильно говорить бессмысленные фразы, а можно говорить
так, что тебя с трудом понимают окружающие, но они ловят каждое твоё слово.
Однако, знание языков и литературы больше помогает, чем вредит. Языки – это
знаковые системы, в которых отражён весь накопленный человечеством опыт.
А литературные произведения, созданные с использованием этих систем, по сути
являются хранилищем этого бесценного опыта. Правда, с появлением кино, а затем
телевидения и компьютерных медийных систем, печатное слово перестало быть
единственным информационным ресурсом, но ещё долгое время его влияние на все
сферы человеческой жизни будет очень велико... Тебя как зовут?
- Боря.
- Я не знаю, Боря - полюбишь-ли ты язык, но научить тебя правильно пользоваться
этим бесценным инструментом я обещаю. -  с улыбкой сказала Светлана.
..Боря сидел, как завороженный, не смея открыть рот. Он с каждой минутой всё бо-
льше и больше влюблялся в эту необыкновенную молодую женщину, которую видел
перед собой. Ему нравилось в ней всё: внешность, манера говорить, жесты, мимика.
Он даже подумал, на мгновение, что это женщина его мечты, воплощение его идеа-
ла. Он вдруг понял, что будет с радостью приходить к ней на занятия, и, вспоминая
свой спор с родителями, осознавал, что они, как всегда, оказались правы.
- Да, Светлана Васильевна, согласен с вами: язык – это уникальный инструмент. А
люди уже настолько привыкли пользоваться этим инструментом, что вспоминают
о нём, как о средстве общения, только оказавшись в необычной ситуации, когда не
понимают кого-то другого, или хотят понять его несколько глубже...
..Беседа продолжалась больше трёх часов, но они никак не могли наговориться.
Видимо этим людям не хватало друг друга раньше. Боре не хватало умной, краси-
вой и воспитанной девушки, которая могла бы его научить многому в этой жизни.
А Света словно опять стала ученицей последнего класса школы – разговаривая с
юношей, она словно помолодела на 10 лет. А примерно такой и была разница в их
возрасте.

***

Есть в мире что-то, важнее денег, -
Она не в слитках, на вид - не россыпь.
Но без неё не растёт младенец.
Её все ждут, и о ней все просят.

А лишь покажет она свой носик,
все умоляют: - Ну, будь смелее!
Она уйдёт – мы встречаем осень:
Всё чаще киснем, скулим, болеем.

Не упускай её и не мучай!
Не будь с ней грубым, занудным, чёрствым.
Ей нужен кто-то любимый, ждущий:
Как звёзды в небе, как дикий остров.

***

с виду всё как обычно, но кто-то зовёт меня где-то -
в той стране, где не вянут цветы и где вечное лето.
кто-то просит помочь, кто-то вырваться хочет из плена,
чтоб хотя-бы душа его в лете осталась нетленна.
и к нему я хочу улететь на заре словно птица,
чтобы слышать тепло его трепетных губ на ресницах.
я всё жду, что мой кто-то о встрече со мною попросит.
но теперь моё лето всё больше похоже на осень...


..Жизнь превратилась в постоянные поиски средств, которые позволяли бы семей-
ному кораблю оставаться на плаву. Николай вдуг начал замечать, что - даже рабо-
тая вдвоём с Сашей – они не в состоянии были прокормить и одеть своих двоих де-
тей и самих себя. Приходилось постоянно выискивать дополнительные источники
денег. И это не смотря на то, что в доме уже экономили на всём: стирали целофано-
вые пакеты; по нескольку раз штопали продырявленные носки; сливали остатки ра-
стительного масла, чтобы готовить на нём ещё раз; брились одноразовыми бритва-
ми по полгода; консервировали овощи на зиму сотнями банок... Список этих ухи-
щрений можно продолжать до бесконечности. Кто жил в те, постсоветские, пере-
строечные, годы - тот помнит, как приходилось выкручиваться, чтобы выжить.
.. Помимо своей основной работы, Николай устроился в ЖЭК художником-оформи-
телем, но официально на должность «озеленителя» (друзья всё время подшучивали
над ним: - Коль, ты что? Закрашиваешь им все заборы зелёной краской?). Кроме
этого его приняли на полставки в военкомат (тоже оформителем, в этот период в
суверенных республиках появилась своя символика и работы оформителям по пере-
крашиванию флагов и прочей атрибутики значительно прибавилось). Всё, что Нико-
лаю удавалось разыскать сверх этого, добывалось по двум простым формулам:
1) продай всё, что тебе не нужно, без чего ты сможешь обойтись; 2) купи хорошую,
пользующуюся спросом вещь подешевле и продай её подороже.
..Покупалось и продавалось всё: начиная с никелевого лома и кончая детскими кни-
жками, начиная с женских украшений и кончая домашней утварью, начиная со знач-
ков и радиодеталей и кончая новыми деньгами других суверенных государств. Этим
занимались очень многие люди, кому не хотелось стремительно опускаться, вместе
со своими близкими, в разряд нищих и бомжей.
..Наибольшую выгоду приносила покупка и продажа денег других государств. Для
этого Николай на своём спортивном велосипеде подъезжал на вокзал, к прибываю-
щему из суверенной республики поезду, и скупал у людей как можно больше чужих
денег. После этого он ехал в центр города, на Чёрный рынок, и продавал их на 20-30
процентов дороже. И так – несколько ходок в день. На такой работе за неделю мож-
но было заработать столько денег, сколько не заработаешь «озеленителем» в ЖЭКе
даже за полгода. Но работа эта была достаточно опасной. Нельзя было подолгу
«светиться» на одном месте. Менты тоже всё время искали – где и чем поживить-
ся и запросто могли отобрать все оборотные средства (по Марксу - весь «капитал»).
..По аналогичной схеме все бывшие граждане СССР изучали новый - и тогда ещё
очень непонятный строй – капитализм.
..Вот так, бегая, как белка в колесе, по базарам и по вокзалам, удавалось заработать
лишнюю копейку для того, чтобы дети не забывали вкус мяса и сливочного масла.
Более того – Николаю удалось (до повышения цен) купить в дом цветной телевизор
и кондиционер, и вовремя прогулять с Сашей в Прибалтике и в Одессе 5 тысяч сове-
тских рублей, подаренных «любимой» тёщей. Он потом видел много заплаканных и
больных людей, из тех, кто поверил банкам и кому не удалось вернуть своих денег.
..Вместе с тем всё чаще приходилось терпеть жуткие унизительные очереди. Проду-
кты исчезали с полок магазинов и выдавали их только по списку. Иногда в таких оче-
редях приходилось стоять по 5-10 часов и своим телом отстаивать место в очереди
(тех, кто покидал очередь, могли обратно не пустить!).


(продолжение следует)


Рецензии