Как пацан Матиас помог партии и ее руководству

В субботу 28 мая по улицам городов слонялись группы людей разных возрастов. Одеты они были кто в чем, но вот фуражки носили обязательно зеленые. Добавим, что «погранцы» (а речь о них) - люди относительно смирные, и особых неудобств, как, к примеру, товарищи в бескозырках - объемами «принятого на грудь», или голубые береты - стремлением «начистить кому-то чайник», милиции они не причиняли.

1987 год, 28 мая, четверг. «Черный»…
Впрочем, разговор немного не о том. 28 мая, в День пограничника, тогда еще молодой, а значит и красивый автор этих строк, заступил оперативным дежурным командного пункта, чтобы, значит, обеспечить неприкосновенность воздушных рубежей нашей Родины. Дело было в районе славного города Владивостока, в день, точно помню, четверг. Все шло  относительно спокойно – хоть и в стране «напряженки» с керосином не наблюдалось, но военная авиация  с более десятка приморских аэродромов полетов практически не совершала – до начала летнего периода обучения (с его «организационным» дурдомом) оставалось несколько дней. Гражданские самолеты, как и «вероятный противник» над акваторией Японского моря создавали лишь подобие привычной рабочей атмосферы.
Для сверки времени на рабочем столе оперативного поигрывал радиоприемник с обязательной его настройкой на «Маяк». Когда шла музычка, звук максимально убирался, во время выпусков новостей - добавлялся. Вечером 28-го и в ночь на 29 мая вслушиваться приходилось особенно внимательно – с «верхнего» КП полускрытым сообщением намекнули, что на Центральном командном пункте (ЦКП) Войск ПВО страны присутствует сам Главком, Главный маршал авиации и Дважды Герой Александр Колдунов.
В часа два ночи по местному времени (это уже 29-го) «Маяк» передал странное сообщение о том, что, мол, в жизни всяко бывает – пьяный американский капрал вот как-то приземлился на вертолете на лужайке у Белого дома…
И снова наступила информационная тишина…
Гром грянул в 21.00 Москвы (4 утра Владивостока). Оказалось, что по вине Противовоздушной обороны на Красной площади (на самом деле на Васильевском спуске) приземлился легкомоторный самолет «Сессна-172», пилотируемый  гражданином ФРГ Матиасом Рустом. Далее «Маяк»  от имени Политбюро говорил всякие очень неприятные и строгие вещи по поводу упущений военного руководства и тут же начал его укреплять.
От себя добавим, что тогда потеряли должности Министр обороны Сергей Соколов, Главком ПВО Колдунов и Главком ВВС Александр Ефимов, а далее и все остальные согласно утвержденного списка. Существует два перечня репрессированных (снятых с должности, уволенных из армии и отданных под суд). По первому из них - это три маршала, 9 генералов и 298 офицеров, по второму – всего 74 потерявших должности. Были и осужденные, но о них позже.
Спустя несколько дней, Всеармейская газета «Красная звезда» опубликовала речь 1-го секретаря Московского горкома КПСС Бориса Ельцина, где тогда очень модный трибун (до снятия уже его с должности оставалось пять с «гаком» месяцев) идейно разгромил состояние дел в Московском округе ПВО. Ельцин применил такие термины как «пещерный век» и прочее.
Рулить Министерством обороны назначили недавнего командующего Дальневосточным военным округом (накануне, похоже, заблаговременно переведенного на должность зама министра по кадрам) генерала Язова Дмитрия Тимофеевича. На ПВО бросили его предшественника на должности командующего, кавалера какого-то ордена, который Брежнев Леонид Ильич почему-то прикрепил ему прямо на шинель, Героя Соцтруда (да-да!) Ивана Третьяка. Третьяк был пехотинцем, крупным специалистом по заборам, воротам, свинарникам и выкрашиванию канализационных люков под цвет мухомора. Своим знатным энтузиазмом он попал даже в одну их книг Виктора Суворова. (Помните эпизод в «Победителе», когда генерал Третьяк с помощью бульдозеров лишил выручки всю торговую сеть Группы советских войск в Германии). Знатным же ПеВеОшником он стал, когда в бытность его командования Краснознаменным Дальневосточным военным округом, над Сахалином был сбит южнокорейский Боинг-747… 
И началось. Примерно месяц войска терзали постоянными контрольными полетами, проверками и прочим уже упоминавшимся организационным «дурдомом». Было сожжено керосина столько, что его бы хватило на сто лет безбедной жизни сегодняшней украинской военной авиации. «К счастью», затерзанные в конец войска сломались: под Одессой, боясь сплоховать, как с Рустом, едва не сбили свой же истребитель. Вылетел он с учебным заданием из-под Тирасполя, и как принято в таких случаях – потерял связь, затем неправильно развернулся и «чиркнул» территорию Румынии. После этого наверху одумались и успокоились…

Что это было? Не «Тиккурила», это точно…
Просим прощения читателя за использования мотивов популярной телерекламы, но все же весьма любопытно посмотреть поподробнее, что же там, на маршруте из Финляндии к Москвы, случилось?
Официальная версия гласит, что Руст вылетел из одного из финских аэродромов «покататься» на арендованной «Сессне». На подлете к госгранице СССР он был обнаружен средствами ПВО. Для уточнения обстановки подняли истребитель. Последний еще над акваторией Балтийского моря установил наличие легкомоторного самолета. По тревоге была поднята Ленинградская армия ПВО. Сначала было принято ошибочное решение, что самолет приземлился где-то в ленинградских болотах. Затем локаторы ошибочно «зацепили» стаю гусей («Сессна» шла на предельно малой высоте над ж.д. магистралью Ленинград-Москва, и обнаружить ее локаторами разработки 50-60 годов – об этом ниже – было практически невозможно). Когда же 19-летний Руст приземлился в Москве, стало это громом  среди ясного неба.
Существует и другая правда. Войска Лениградской армии и Московского округа ПВО, а также ЦКП во главе с командующими и Главкомом находились на рабочих местах. В целом радиолокационный контроль за «Сессной» осуществлялся постоянно. Но отмечены несколько странностей. Первая. По новой, принятой после сбитого над Сахалином «Боинга» инструкции запрещалось открытие огня по гражданским самолетам. Только принуждение к посадке.
Второе. На вооружении ПВО состояли к тому времени лишь скоростные истребители. Чтобы вынудить  «Сессну» к посадке, требовался боевой вертолет. Из тех, что в подчинении командующего авиацией просто Московского военного округа. Звонит генералу N  коллега из округа ПВО. Мол, подними вертолет, пусть посмотрит, что там летит? Ответ был с применением лексики, распространенной среди советских (и не только) генералов: «Ты отвечаешь за ПВО. Вот и … с ним». Самое интересное, что этого авиационного генерала тоже наказали. Поехал он командующим авиацией к тому времени уже Западной группы войск, получать один оклад в рублях, а другой в марках (с 1990 года в дойчемарках). Согласитесь: «жесточайшее» наказание…   
Третье. В присутствии живого, здорового и всевластного главного маршала Колдунова, на ЦКП зашли какие-то люди с «корочками» и предписанием немедленно отключить систему АСУ Московского округа ПВО. АСУ, если кто помнит – это такой страшно громоздкий и примитивный, но все же компьютер, позволявший осуществлять сбор и обработку информации о воздушных целях, а также автоматизировать процесс управления зенитными и авиационными средствами. Вы не знаете, люди из какого ведомства могли послужить указом маршалу на его же ЦКП?
Четвертое. Общение с непосредственными участниками событий позволило сделать вывод, что ситуация не совсем находилась под контролем ПВО. Да, «зацепили» локаторами и стаю гусей и облачность – и провели ее куда-то севернее. Это уже потом, при разборе – внимательно рассмотрев фотоконтроль, обнаружили еле заметные отметки по трассе полета «Сессны». И отчитались, что контролировали полет, и только инструкция не позволила его пресечь…
На самом деле, в зоне ответственности Московского округа ПВО «Сессна» и не могла быть толком обнаружена. По информации автора из абсолютно достоверных источников, на трассе ее полета были сняты ВСЕ к тому времени лучшие в мире   радиолокационные станции (РЛС) маловысотного поля – остался древний «металлолом», для которого  подобный летательный аппарат практически недоступен. Назначение новых РЛС маловысотного поля - обнаружение низколетящих, малоразмерных и малоскоростных целей (таких, в аккурат, как «Сессна»). Делали их на запорожском заводе «Искра», и были они по параметрам «во!», только надежность серьезно хромала. Звали станцию «жучкой», ее точное название – военная тайна (нынче индийская или пакистанская, ибо в Украину они с советских времен уже не поставляется, в Россию, по всему, тоже). Кстати, упомянутые «жучки» были спешно убраны из-под Москвы за две недели до событий и по непонятному распоряжению отправлены в Среднюю Азию на какие-то очень важные учения.
Пятое. Сразу после событий ходили слухи о 66 отданных под суд по делу Руста военнослужащих. Скорее, это неправда, ибо осудили двоих – оперативного дежурного Таллинской дивизии ПВО и его заместителя. Отметим, что эта дивизия и обнаружила «Сессну» и уточнила, что имеет дело с легкомоторным самолетом. Повод для получения по одним сведениям семи и шести лет отсидки, по другим пяти и четырех - смехотворный. Мол, оперативный доложил наверх, что цель движется без ответа «я свой самолет», а должен был сказать, что «цель-нарушитель госграницы СССР». Это, если бы  из двух водителей – задавившего человека и объявившего остановку остановку "по-простецки", посадили не первого, а второго... Тешит, что сразу после суда обоих офицеров благополучно освободили по амнистии в связи с 70-й годовщиной Октября...
Да, посадили и крутого пацана Матиаса, по одним сведениям, на четыре, по другим - на пять лет. Это несмотря на то, что прямо на Васильевском спуске он заявил, что своим полетом он решил выразить поддержку Михаилу Горбачеву. Отсидел Руст немного, и был выпущен по амнистии. Правда, где-то сболтнул лишнее, и вскоре после освобождения, уже в Финляндии, был усажен за решетку за изнасилование медсестры, которая его, так сказать, лечила.
Что касается советских событий, то Матиас Руст выполнил едва ли не главную перестроечную работу. Он позволил Горбачеву (и не только ему) расчистить пространство от достаточно консервативных высших военных, которые задач Великой Номенклатурной Революции пока не понимали и были уверенны, что если Родина дает звания, должности и деньги, то ее нужно беречь. А им вежливо пытались вдолбить, что ничего с Родиной не случится - нужно слушать тех, кто реально владеет этой страной, и тогда всем будет хорошо. Народ наш живучий, и  выдюжит, зато сколько правильных людей в случае успеха дела пересядут с “волг” на “мерседесы”, поменяют Сочи на Майями, обеспечат безбедным житием внуков своих внуков.
И тогда, под марку Руста, кроме Соколова-Колдунова-Ефимова были сняты все замы министра и начальника Генштаба (и сам начальник – тоже), все командующие группами войск, округов и флотов (некоторых командующих меняли по нескольку раз за Перестройку). Да, стоит вот что сказать: Дмитрий Язов был прекрасным командующим округом – деятельным и толковым, вникающим и решающим существующие проблемы. Но насколько же он был никудышним министром – безвольным, безынициативным, никаким... А все потому, что был товарищ маршал обязан назначением лично не то Михал Сергеевичу, не то Раисе Максимовне. Ходили слухи, что именно первая леди занималась расстановкой военных и церковных кадров (во всяком случае, товарищи генералы хвастались, что при встрече-проводах на аэродроме Михал Сергеевич только улыбался, а парой-тройкой слов с ними всегда обменивалась Раиса Максимовна). И еще, то что сейчас патриарх Московский Алексий, а не преданный затем анафеме киевский Филарет, ее заслуга. А ведь по всем церковным канонам Филарету патриарший престол всия Руси принадлежал…
Словом, полет Руста положил начало скоординированной кампании деморализации армии. Чтобы 19-22 августа 1991 года она и не рыпнулась. Что и случилось. Единственный «непонятливый» и упрямый военный, маршал Ахромеев, неожиданно и удивительно повесился на шнурке портьеры, остальные только побрюзжали несколько лет (имеется в виду Россия), а затем получили, кто занятие, кто место прокорма в Чечне. Что касается Украины, то без слез о ее армии вспоминать просто невозможно, только стоит в очередной раз всхлипнуть, ибо генералов в ней скоро будет больше чем солдат. Какие же выписываются им пенсии, позволила узнать утечка информации по экс-министру МВД Билоконю. Сейчас его поиском занимается “Интерпол”, наверное, чтобы вручить выходное пособие в 286 тысяч гривен (почти 60 тыс. долларов), и пенсию в почти 15 тысяч. За заслуги, так сказать.
А в стране Украине, по слухам, прошла помаранчевая революция, но дело Великой Номенклатурной Революции и дальше живет и побеждает. Спасибо партии за это, и крутому пацану Матиасу тоже?
Леонид Романовичев               
          


Рецензии
аффтару конечно же неизвестно, что ПВО не предназначены для перехвата Гражданских самолётов - а только для сбития военных. Пусть так - но какое КГБ могло попасть на центральный пульт ПВО???? эти ведомства друг друга недолюбливали - а потому допустить посторонних в святая святых, да ещё разрешить им командовать??!!!....
Откуда такие сведения, Романовичев?

Стэн Осаулко   10.06.2012 05:12     Заявить о нарушении