Blackwhite

Трудно объяснять свои творческие поступки. Особенно если требуется объяснить написание чего-либо - какого-то рассказа или стихотворения. Сразу вспоминается произведение Евгения Гришковца «Как я съел собаку»: «Хотя причину я очень остро чувствую, она где-то вот здесь ощущается... Иногда подступает совсем уже к горлу, но стоит её произнести и тут же она -  раз и не причина уже.…А назвать десять причин – они все вместе не причина и каждая в отдельности не причина!». Однако объяснять надо. Раз уж не смог объяснить это сразу, в рассказе…
И вопрос тут такой: как писать? Ну как писать, если никто не знает как это делать! Если до сих пор невозможно на сто процентов сказать, кому и насколько по вкусу придётся ваш рассказ, кто и что в нём увидит?! А ведь пишут. И выходят книги сотням тиражей. И их читают. И пишут рецензии даже иногда.…А взгляды у людей разные. Совершенно разные! Вот, к примеру, два отзыва, даже скорее два мнения, об одном и том же моём рассказе «Просто о любви (чёрное)»:
- «Моя подруга, ее зовут Юлия, без ума от этого рассказа, она хотела бы передать Вам, что Вы очень талантлив, но в сборнике Вашем проплывает больше печальных и даже страшных ноток, нежели светлых. Что касается меня, то я считаю, что человек вправе писать так, как он хочет и выбирать такой стиль письма, какой ему нравится.…В сборнике написано, что все имена вымышлены, и похожие ситуации - лишь случайность. Позвольте Вам рассказать, что я знаю историю, реальную историю, ПОЧТИ похожую на Ваш первый рассказ в сборнике. Я была недавно на Украине. Там 2 года назад произошел точно такой же случай. Парень и девушка..., трое или четверо наехали, избили парня, "поиграли" с ним ножичком, девушку изнасиловали... Хотя получилось хуже, чем в Вашей истории. Парень умер, и изнасилованная девушка не выжила тоже... На них тоже напали в парке... Я видела этот парк и мне, честно говоря, было ЖУТКО на тот момент. Так что... не все – случайность» (Анна Ченцова, из письма, присланного на E-mail).
- «А вот, например, новелла «Просто о любви» Алексея Дёменко вызывает брезгливость от способов, которыми автор пытается говорить как раз «о любви». Не стану приводить грязных воровских цитат, напичканных словами «падла», «козёл», «бабки» - просто напомню составителю, что грязь жизни, как мне кажется, нужно просто отмывать. А не выносить напоказ на всю Россию. Сленг, жаргон, суржик хороши там…впрочем, они нигде не хороши. А тем более в книге». (Владимир Калуцкий из города Бирюч, «Театральные ведомости» №5 (62) от 2005 года).
Что тут ответить? Может, я и неправ, но я не люблю ретуши. Когда я иду в фотосалон делать фотографию, я хочу увидеть себя на ней настоящим. Со своими оттопыренными ушами и парой прыщей у правого глаза. Пусть они некрасивы, но это же мои прыщи! И они есть. И никуда от них не деться, хоть каждый день «Клеросилом» мажь. Без них это уже буду не я. Это будет кто-то другой. Причем тот кто-то, кто мне жутко не нравится. Как не нравятся мне девушки-куклы с канала «Фэшн-ТВ» и длинноногие красотки с силиконовыми бюстами в штампованных заграничных фильмах…
И дело тут не  в прыщах вообще, просто, замазав на фотографии свои недостатки, от них не избавишься. Даже наоборот: не видя их, будешь воображать, что они на самом деле пропали! А потом и  в жизни привыкнешь скрывать проблемы, а не решать их…Совковая привычка «показухи» - «В СССР секса нет, у нас всё прекрасно, мы лучшие!»…Ни черта мы не лучшие. Проблемы есть всегда и везде, мир несовершенен и закрашиванием, ретушированием проблем мы ничего не добьёмся! Да, у нас часто убивают и насилуют на улицах. Да, у нас порой пьют без меры, не помня себя, до зверств нечеловеческих. Не верите? Откройте газету и прочитайте криминальную сводку за неделю. Да, маты и ругань довели до того, что даже вечно ничего не слышащие власти возмутились и написали указы о гигантских штрафах. Впрочем, коверкание русского языка, брань и чернуха сейчас в моде: как популярен «удаффкомовский базар», книги Лимонова, «Москва-Петушки» и Лука Мудищев! Или наоборот: постоянное употребление и «пиарирование» слова «любовь» привело к его обезличиванию, потере истинного, чистого, значения. Это обратный процесс, распрямление сжатой пружины, которую сжимали 70 лет, выпячивая достижения и скрывая недостатки. Теперь в моде пририсовывать прыщи и морщины. Панки, люди, открыто признающие себя свиньями, - самое модное течение среди молодёжи. И это тоже результат «отмывания грязи жизни», а точнее, замазывания грязи известью. «Чисто не там где убирают, а там где не сорят». Сколько можно скрывать правду, дорисовывая детали?
Изменить мы можем только то, что видим, и не закрывайте своим детям глаза с младенчества, чтобы они знали, какая дорога чиста, а какая нет. Алкоголиком проще стать тому, кто никогда не видел, как пьяный отец бьёт мать, как хоронят соседа, захлебнувшегося рвотными массами, как стая озверевших упившихся подростков убивает человека на глазах трусливо прячущей глаза толпы. Нет, я не говорю о том, что надо писать одну чернуху, нет, её вообще не надо писать! Но надо показать дорогу. Нужен положительный герой. Тот, кто знает, как победить зло и побеждает его. Если его нет, если вы окончательно разочаровались в людях – так придумайте его, чёрт возьми! Только не ретушируйте, богом молю. Лишь в детстве можно делить жизнь на чёрную и белую, и только повзрослев, понимаешь, что она многоцветнее радуги. И пусть в книгах, что читаете вы и ваши дети будет жизнь. Горькая и сладкая. Настоящая жизнь, пусть хоть слепок или фотография её. И маленькая, но очень светлая капелька надежды.

А. Дёменко


Рецензии