Гениальные ловушки Тамары Крюковой
ЛОВУШКА ДЛЯ ГЕРОЯ: Повесть. – М.: Аквилегия-М., 2003. – 368 с.
ГЕНИЙ ПОНЕВОЛЕ: Повесть. – М.: Аквилегия-М, 2004. – 384 с.
Герой фантастико-приключенческой дилогии известной детской писательницы Тамары Крюковой, мальчик Артем, неожиданно для себя и вопреки своей воли оказался в виртуальном мире компьютерной игры.
Идея приключений в виртуальном мире, конечно, не нова – многие писатели сегодня активно используют компьютерную тематику в своих произведениях. Но у Тамары Крюковой это всего лишь прием, позволяющий увлекательно рассказать о серьезных вещах, раскрыть характеры героев.
Писательнице и в самом деле удалось развернуть сюжет, не похожий на другие, встречающиеся в компьютерной фантастике. В повестях присутствует все необходимое, чтобы удержать внимание читателя: яркая фантазия, острые приключенческие повороты, образный, живой язык. Особенно мне понравилось, как выстроены отношения между главными героями – надо сказать, очень непростые, конфликтные.
“Ловушка для героя” начинается интригующе и загадочно: мальчик Артем, бродя по улицам, случайно зашел в заброшенный дом, в котором находилась довольно странная компьютерная фирма. Там его встретили очень радушно и вдруг, ни с того ни с сего подарили новейший компьютер и диск с игрой. Почему? С какой стати? Герой на радостях даже не задумался над этими вопросами. Как выяснилось позже – на свою беду. А когда нешуточные (даже трагические) обстоятельства заставили задуматься – было поздно, фирма загадочным образом исчезла.
Оказавшись в игре, мальчик встречает в виртуальном мире своего лучшего друга Дениса и сводную сестру Вику. Дело в том, что в реале у мальчика сложились очень сложные отношения с Викой – он дико ревнует отца к мачехе и ее дочери (между прочим, очень хорошим людям), он грубит им, всячески издевается над Викой. А тут еще лучший друг Денис влюбился в эту девочку. Артема охватывает ненависть, он убежден, что Денис предатель, что с Викой они вступили в сговор против Артема. Он считает их своими злейшими врагами и не желает слышать ничего, кроме своей ненависти. И вот в виртуальном мире Денис и Вика олицетворяют собой отрицательных героев, с которыми Артему-игроку необходимо сразиться и уничтожить их. Таковы правила игры. Но кто же знал, что, убивая человека, в игре, ты совершаешь убийство в реальной жизни! Это самые драматичные сцены, эмоционально густые.
Книги Т.Крюковой насыщены огромным количеством интересных идей. Меня очень сильно заинтриговала фантастическая посылка повестей: компьютерная игра (поначалу вполне безобидная) постепенно начинает влиять на реальную жизнь, подчинять себе, подминать под себя. Артем оказывается в ловушке: по правилам, если он не уничтожит Вику в игре (а значит, она погибнет и в реале), то неминуемо погибнет сам. Артему предстоит сделать очень непростой выбор. Вот на этой проблеме морального выбора и держится философия книг Т.Крюковой.
В процессе чтения меня не покидало ощущение того, что Артем, оказываясь в игре, попадает в мир своих тайных фантазий, решений, мыслей. Стоит ему о чем-то подумать в нашем мире, а вигре эта незаконченная мысль воплощалась во всей полноте, становилась осязаемой, вплоть до обретения собственного лица. Наверняка не такого, как представлял себе Артем… Хотя…
“Ловушку для героя” и “Гений поневоле” я прочитала на одном дыхании, запоем. Даже если и встречались скучноватые моменты, я их не замечала, мчась по волнам захватывающих приключений и психологических страстей.
Лично для меня эти две книги опредили мой читательский выбор: однозначно, Тамара Крюкова сегодня одна из самых неожиданных и интересных писателей, пишущих для детей и подростков.
Декабрь 2004 г.
Свидетельство о публикации №205061900144
Зинаида Новикова 26.07.2014 08:58 Заявить о нарушении