Семья Эндерс

С  Александром Эндерсом (родился в 1929) я познакомилась, когда  впервые осмелилась заговорить по-немецки: интересно, какой мед в Германии лучше? и какой в нем процент меда? - Александр предложил выйти из супермаркта и поговорить.  Сказал, что самый лучший мед липовый о что мед разбавляют.
Так мы подружились, перезванивались, встречались  иногда.

 Александр, узнав о том что я пишу, сказал, что его брат Андрей тоже публикует свои статьи в газетах.  И вот мы с Александром едем в соседний город, в гости к его брату. Дверь открывает женщина. Со слов Александра я узнала, что Светлана согласилась разделить  судьбу 90-летнего Андрея  и помогать ему в литературном труде. Сам Андрей Андреевич (родился в 1914)высокий, приятное лицо, несмотря на преклонный возраст. Он достал папку со своими статьями, вырезками о событиях в мире: внимательно следит за событиями.  У себя на родине, активно писал и публиковал статьи в газете "HEIMAT".
Помню, сказал, подойдя к окну, за которым росли белоствольные березы: "Я думал, отправляясь в Германию: берез там, наверное, не будет". 

Андрей  Эндерс родился и вырос  в СССР (Омск), в многодетной семье, в которой было 12 детей. Его отец, Андрей,  был расстрелян в 1933 году. Мать умерла в трудовом лагере в 1943 году. Сам он был в 1935 арестован как сын врага народа и отбывал срок в ГУЛАГЕ до 1947 года, после чего был переведен на вечное поселение...
И только после смерти Сталина ссылка была снята. Реабилитировали его только в 1991.
Вместе с женой вырастили шестерых детей.

- Мою мать, Маргариту Яковлевну Розенталь-Эндерс,- рассказывает Андрей Андреевич Эндерс: после расстрела отца  арестовали как жену врага народа.
Пятеро несовершеннолетних детей остались без присмотра. Младшему, Александру, три годика, старшему, Андрею - двенадцать.
Причем, мать была совершенно неграмотной и не знала различия между контреволюцией и революцией.

В четырнадцать лет она осталась без родителей. И самыми близкими людьми для нее были девятнадцатилетний брат Филипп и семнадцатилетняя сестра Катя. В 1903 году без средств они прибыли в чужой для них город Омск. Но судьба была к ним всем милостива. Все они устроились работать. Нашу маму взяла в служанки хорошая состоятельная семья.  Маргарита, прилежная в работе, аккуратная и честная во всем, проявляла сердечную доброту к трем хозяйским детям, и семья полюбила ее. Семья была глубоко верующей. Они всегда посещали немецкую кирху и в скором времени начали брать с собой и служанку Маргариту. Хотя она выросла в верующей семье, но та вера и молитвы, которые она видела и чувствовала в этом доме, внутренне еще больше укрепили ее в вере в Бога.
Маргарита была худенькая, тонколицая, с резным точеным носиком, узкими губами, не по возрасту серьезная.

Широколицый, с бравыми усами, Андрей, служивший в Омском военном гарнизоне сверхсрочной службы мастеровым человеком, был универсальным мастером по ремонту часов, бытовой техники и инвентаря, бывшего тогда в обиходе. Андрей всей душой полюбил  полюбил Маргариту. И в свои неполные семнадцать она вышла за него замуж. Маргарита родила мужу семерых детей. Рождение каждого ребенка воспринималось как Божий дар как взрослыми, так и детьми. Трое детей умерли маленькими.
Семья переселилась в деревню. Требования, которые власти предъявляли к крестьянам, были непомерны и редко кому под силу. Отец разочаровался в крестьянской жизни и бросил заниматься ею. Он начал ремесленничать, но это не дало возможности прокормить такую большую семью.

Наступил 1930 год. Весной отец устроился механиком в зерносовхозе. В то время трактор только появлялся на полях страны. Хотя отец уже в 1927 году работал на тракторе "Фордзон".
В октябре 1932 года отца  арестовали. Андрей тогда уже работал в совхозе счетоводом. И через месяц после ареста отца его сняли с работы как сына врага народа.
До отца дошли слухи, что между СССР и Германией есть договоренность, что немцы, желающие   переселиться в Германию, могут сделать это. Отец поехал в Москву, чтобы разузнать все поподробнее. Сразу после приезда домой его арестовали как враг народа, обвинив его в том, что он якобы самовольно хотел выехать в Германию, когда он только ходатайствовал перед правительством о выезде.

Мать осталась с пятерыми несовершеннолетними детьми без всяких средств к существованию. У старшей дочери, Ольги, умирает муж, и она остается в 21 год вдовой. Муж второй дочери Лиды бросает ее, ведь она дочь врага народа. Семья начала голодать.
Когда в октябре 1932 года арестовали отца, несколько раз мать ходила в город Омск (это в 30 километрах от  села), но добиться свидания с мужем так и не смогла. Время спустя семья узнала: отца расстреляли в 1933 году.

В 1938 году в апреле Андрея посадили в ДПЗ (Дом предварительного заключения). Об этом  Андрей Эндерс рассказывает в своей статье "Пишу в очках с резинкой". Я находился уже в лагере по приговору суда от 1935 года. Имел 8 лет сроку. Меня снова обвинили, что я вел среди заключенных  антисоветскую агитацию, в частности, ругал Сталина. Но я не был виноват ни в том, ни в другом. Но допросы велись изнурительно. И тогда я объявил голодовку. Не потому, что хотел доказать свою невиновность, а просто не мог больше жить. Надеялся, что Бог примет Своего раба на вечный покой. Меня посадили в отдельную камеру без постели. Пол цементный, на потолке маленькая лампочка, ни стула, ни стола не было.  Топчан,  ведро около двери. И я в лагерной летней одежде.
Был июнь  1938 года.  Каждое утро приносили еду и кипяток, но я отказывался от приема пиши. На седьмые сутки начальство делало большой обход, остановилось около моей каморки и спрашивает у начальника этого  сурового заведения:
"Кто в этой камере сидит?" Тот изрек : "Здесь сидит голодающий Эндерс". Начальство ответило: "Ну и пусть подыхает". Шаги удалились. Я успел только крикнуть: "Мне нужна только правда, или смерть". Они даже не удосужились открыть дверь моей камеры и посмотреть на меня, не говоря уже о том, чтобы  узнать, почему я объявил голодовку.

После посещения начальства ко мне стал ежедневно ходить врач, который проверял  состояние моего здоровья и, наверняка, все докладывал начальству. Но я держал упорную голодовку. На 14 день у меня все руки и ноги посинели. Моя жизнь пошла к концу. И тогда меня на скорой помощи увезли в больницу.

Женщина-врач и несколько человек из медицинского персонала положили меня на стол и начали  насильно кормить через шланг. Я от  бессилия заплакал. Тогда эта женщина-врач приказала прекратить крмление и велела отнести меня в палату. Это было до обеда 14 июня 1938 года. После обеда снова отнесли меня на этот стол. Пришел уже врач мужчина, два санитара держали меня за ноги и руки, и мне насильно влили стакан питательной жидкости, чтобы не дать мне умереть. Так продолжалось ежедневно двадцать одни сутки. Больница эта была только для заключенных, под усиленной охраной.
На 21 день нахождения в больнице весть о моей голодовке распространилась по этой большой больнице.  И мой сосед по палате, уже очень пожилой мужчина, говорит мне:"Молодой человек, я понял, что вы очень богатый человек". Я ему отвечаю: "Что Вы , отец, я из очень бедной большой семьи". И подробно рассказал  свою историю. Он пояснил : "Я говорю не о материальном богатстве, а о духовном и моральном богатстве. Такое мужество может проявить только верующий человек". Я ему рассказал о своей верующей неграмотной матери, которая родила 12 детей и о ее добром наставлении при последней встрече, которое я буду свято выполнять до последнего дыхания.

К 5 июля я до такой кондиции дошел, что ни сидеть, ни ходить уже не мог. Но все-таки пришел конвой и меня на телеге увезли в управление НКВД. Два санитара, сопровождавшие меня, завели меня в кабинет, где сидело пять человек. Как потом выяснилось, это были прокурор, начальник НКВД, следователь и еще какие-то военные.
Положили меня на диван, прокурор злым голосом говорит мне:"Вы что голодаете против советских законов?" Я  без страха, чуть подняв голову, громко  крикнул: "Нет, я голодаю против тех, кто нарушает советские законы!" А сам при этом помолился :
"Господи, дай мне сил и мужества выдержать еще одно испытание". Я думал, что сейчас начнется  настоящая экзекуция. Но все почему-то замолкли, и прокурор тихим голосом обратился ко мне: "Прошу Вас, снимите голодовку и не губите себя. Я буду следить за расследованием Вашего уголовного дела. Даю Вам слово коммуниста!" И я поверил, и 5 июля 1938 года снял голодовку.

Назову некоторые статьи Андрея Эндерса: "Мать" (газета Heimat N7(8), 7.1999), "Служить правде - это самая высокая честь для каждого человека!" (газета Heimat N 2(65) 2004). Вырезки из газет без датировки: "Военная судьба",  "Любовь" отца родного", "Еще раз о памятнике жертвам сталинских репрессий", "Пишу в очках с резинкой" газета "Забытый алтарь".

Из СТАТЕЙ  Андрея Эндерса видно, что он не был лишен общественного темперамента, его волновало все происходящее в Германии, в России, в мире, анализировал и писал,  имел свою четкую гражданскую позицию, был глубоко верующим человеком и призывал стучаться во все двери.
Он писал и отправлял статьи в газеты , звонил журналистам,  любил жанр открытого письма.  Мужественный человек, смотревший смело в глаза жизни: " Я лично для себя ничего не ищу, мне бы дотянуть эти 6 месяцев до 90. Мои трое детей, с которыми я разлучен, как и многие семьи российских немцев, обещали приехать в гости и отметить мне девяностолетие. И это, наверно, будет уже наша последняя встреча." Но и думал о будущем, предостерегал Вас от известных бед!

Из статьи Андрея Эндерса"Мать"

...Не таланты и дарования спасут мир, а спасут доброта и любовь. И все это с божеской помощью человечеству под силу. Естественные законы человеческого тела и духа - основа воспитания ребенка. И, не подлежит сомнению, мать- самый главный организатор  и воспитатель ребенка с первого дня его дыхания. Наполеон сказал, что будущая судьба ребенка есть дело матери. И если справедливо, что характер человека  определяет его судьбу , то, без сомнения,  никто другой в такой мере не создает судьбу ребенка, как мать, которая пробуждает в нем первые знания, первые чувства и первые желания.
Конечно, воспитание ребенка - это самая трудная, но самая почетная профессия. Никто не вправе отложить эту работу на завтра. Завтра - это слишком поздно. Может привести к деградации общества, которое уже произошло, особенно в 20 веке. И с каждым дне будет все труднее и труднее бороться с этим злом.

Андрей Эндерс, Светлана Гартман

Из Открытого письма

После Второй мировой войны была создана Организация Объединённых Наций, на которую была возложена ответственная миссия по защите правопорядка и прав человека. На первый взгляд, казалось бы, что ООН своими правами должна не допустить конфликты между государствами. Но, к большому сожалению, они покрыли себя позором, не используя возможность своих прав. И то в одной точке планеты, то в другой возникают различные нерегулируемые конфликты, что постоянно держат народы мира в страхе за свою жизнь. Вместе с тем нестабильность  мирного существования породила терроризм, который невозможно обуздать  самым мощным оружием, имеющимся в арсенале всех развитых стран.
Но терроризм опасен тем, что может появиться внезапно в любое время, в любом месте планете, нанеся непоправимое горе. Без глобального переворота в сознании людей. От которых зависит управление государством, невозможно остановить это злодейство. Остановить терроризм можно только объединившись  всем государствам, политическим деятелям, духовенству в одну монолитную семью , вместе идти навстречу друг другу, осознавая. Что  же мы хотим от совместного проживания на одной планете, которая должна быть нашим общим домом. А не плацдармом войны.  В жизни цивилизованных государств есть просчеты, которые допущены из-за политической близорукости и которые привели к преступности, коррупции и нравственному хаосу. Тем самым с презрением были нарушены священные библейские законы, завещанные Богом. Все это исковеркало людское сознание и души людей, что не могло не оказать пагубное влияние на отношение человека к человеку, отношение человека к семье, к детям, к старикам, к обществу и наконец к государству. Так и хочется крикнуть, обратившись ко всем жителям планеты: «Господа, остановитесь, опомнитесь, проявите больше человеколюбия,  доброжелательности к окружающим Вас людям. И кроме пользы каждому в отдельности и государству в целом это не принесет». И от этого каждый почувствует прилив душевной радости и любовь.

Мир между народами спасет только доброта и любовь. Так давайте используем эту божескую мудрость и прозорливость, потому что в этом есть благо для всех людей земли, что даст возможность построить счастливое общество без насилия и зла. На мой взгляд, другого рецепта нет, и быть не может.
2004

Отрывок из Открытого письма Андрея Эндерса (отпечатано на пишущей машинке)

...Все человеческие беды возникают на почве конфликтов между людьми. Потом перерастают в государственные, с применением военной силы, что ведет к большим человеческим жертвам, уничтожению ценностей, воздвигаемых мозолистыми руками народа.

...У СССР, у Сталина был шанс предотвратить войну в 1941 году. С 1938 до начала 1939 года шли усиленные переговоры с Западом, с Англией и Францией при подддержке США о заключении договора о дружбе. Но Сталин под всяким соусом отклонял эту дружбу, надеясь, что Гитлер более надежный партнер по агрессиям и руками Гитлера можно легко установить коммунистический строй, и, используя лозунг о социальной справедливости, легко манипулировать столь доверчивым народом. На основании этого исторического факта можно со всей твердостью и убежденностью сказать, что первый виновник в начале второй мировой войны был Сталин, который и побудил к этому Гттлера.
А потворствовали им Черчиль(Англия) и Рузвельт (США).
Со всей смелостью можно сегодня утверждать,то коммунизм родил фашизм. Подтверждением этого является то, что коммунизм всегда ставил своей целью завоевание мира. И Сталина никогда не покидали мысли и наставление своего вождя Ленина, который говорил:"В революции речь идет вовсе не о России, на Россию мне наплевать. Россия лишь переходящая стадия на пути к мировой революции. к мировому господству." Вот что заставило Сталина пойти в объятия с Гитлером и заключить с ним договор о ненападении между СССР и Германией.

Миниатюра Александра Эндерса

КАЛМЫЧОК

- Как странно, говорю я, родственники порой не находят общего языка.  Важно родство души, все равно, какой национальности человек. А родственник помнит какие-нибудь мелкие обиды, которые ты давным-давно позабыл.
- В детстве я подружился с одним мальчиком, он был калмычок (калмык),- рассказывает Александр.- Он стал мне как родной брат, так мы с ним подружились. Война, мужиков-то не было. Нас просили могилы копать, зимой, мерзлый грунт, представляешь, какая работа?.. Трудности нас и сплотили. Находили общий язык.

Надо жизнь прожить так, чтобы на душе было спокойно. Надо большие неприятности рассматривать как мелкие, а на мелкие не обращать внимания.
Однажды Петр и ученики спросили Христа, сколько раз можно прощать? До семи раз, а потом еще раз по семь, всегда надо прощать. Если кто-то желает тебе навредить, ты должен его три раза предупредить, если же он продолжает дальше пакостить, предупреди его при свидетелях, а если и это не помогает, откажись от общения с ним.
А как звали того калмычка? Не помните? - Не помню, давно это было, мы были детьми.

Я не знаю, издал ли Андрей Эндерс свои мемуары, не знаю, как долго он еще пожил. Конечно, хотелось бы, чтобы откликнулись родственники Андрея и Александра и сообщили об их дальнейшей судьбе.

Продолжение здесь:http://www. proza.ru/2016/06/05/1126
http://www.proza.ru/2016/06/05/1126

Российская немка рассказывала, как ехали в вагоне в Сибирь, а ее отец хотел подышать свежим воздухом. Приоткрыл задвижку - а кто-то в это время из соседнего вагона вылил парашу - прямо в лицо. А когда останавливались и выходили до ветра, то надсмотрщики стояли - дула наготове.
Много людей умерло от разрыва мочевого пузыря - стеснялись в вагоне справлять нужду.


Рецензии
- Как будто сценарий фильма. Правда, меня берут сомнения, что в те годы кто-то мог ещё позволить себе подумать о принципе "голодовка". По-моему, этого не было до наших дней.
- Знак протеста, один немец даже бросился в шахту.
- Конечно, всё могло быть. И в шахты бросались. Но, ей богу, про "голодовки" слышу впервые.
- И так, бедные, голодали, но этот не выдумывает, факт, думал обратят внимание, а начальники прошли мимо, врачи же заботились, так и жили-маялись, так жизнь себе представляли, хотели, как лучше, но и звона боялись.

"...берёзки, – что азиатские, что европейские, – похожи друг на друга, а
значит, и песни они поют одинаковые."
Эдмунд Матер "Время великого поста", 2-ая часть

Валентина Томашевская   25.06.2016 16:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.