Путешествие на Казантип

 Моим друзьям.
(Очерк)

Полуостров Казантип – самый интересный из природных объектов крымского Приазовья.
Добраться сюда можно различными путями. Выходим на станции «Семь колодезей», не доезжая до города Керчи. На пути встречаются очень приветливые загорелые люди, которые, несмотря на занятость, обязательно дадут полную справку на заданный вопрос.
Треугольный выступ Керченского полуострова далеко вдается в Азовское море, который омывают Арабатский и Казантипский заливы.
Большую часть времени мы проводим в красивейшем месте Арабатского залива. Полуостров Казантип сложен из мшанковых известняков – карбонатных осадочных пород, состоящих из скелетных останков морских животных, колоний мшанок, очень мелких особей, оставивших после себя многочисленные отверстия в известняковых рифах. Более двух тысячелетий известняки – ракушечники разрабатываются для строительства.
Азовское море расположено совсем близко от места нашей стоянки.
Еще нет середины июня, а земля Казантипского заповедника от ярких лучей солнца в трещинах и покрыта ковылем, дикой рожью и полынью. На каменистом субстрате – господство петрофилов и лишайников.
Чтобы спуститься к морю необходимо преодолеть извилистые тропинки с каменными природными ступенями.
Рельеф Казантипа красив и загадочен. Эрозия временных водотоков размывала податливые породы и создавала отрицательные формы (овраги, балки, долины) и положительные – куэстовые гряды (косогоры).
Осторожно спускаемся по крутой тропинке к морю. Открывается сказочный вид! На фоне голубого неба кобальтового оттенка, плещется от светлых до темных тонов, бирюзовое, море. Возле испещренных острых краев каменных глыб различных очертаний, бежит белая волна, облизывающая охристый песок, выбрасывая мелкие, белые ракушки и двустворчатые серые моллюски.
Каменные изваяния наступают со всех сторон, оставляя маленькую полоску волнующегося моря для купания. Вода в азовском море в это время теплая, около 24 градусов по Цельсию. Лагуну, в которой находимся, хочется рисовать, фотографировать, ее красота не надоедает.
Мы приветствуем духов древности, духов камней и моря. Мы здесь с миром и добром. Купаемся, загораем и влюбляемся в сказочный берег и слегка солоноватое море.
В давние времена, когда море было сушей, здесь строились города: Фанагория, Нимфей, Акра, Оливия и др.
 Азовское море постепенно мелеет. Его глубина за последние сто лет уменьшилась с 16 до 13 метров.
Ваятелем, крымского Приазовья наряду с текучими водами, выступает и ветер.
Полуостров Казантип изобилует береговыми обрывами, экзотическими скалами. Здесь можно увидеть ниши и гроты, изящные бухточки с фантастическими образами. Каждая скала – новый образ.
Азовское море получило свое название несколько веков назад от турецкого города Азов (Азак, Азум). Азовское море без заливов и Сиваша имеет эллиптическую форму. Это самое мелкое море в мире. В нем водится много рыбы. Фауна включает около восьмидесяти видов рыб. Наиболее распространены: бычки, камбала, сельдь, тюлька, кефаль. Попадается русский осетр, севрюга. Мы отведали у местного рыбака жареную камбалу – промысловую рыбу Азовского моря.
Разнообразен птичий мир. Пролетают серебристые чайки над головой. Иногда у берега моря можно увидеть грациозных лебедей. Рядом с нами на скалах скульптурными изваяниями сидят большие черные птицы, бакланы. Один баклан запутался в сетях рыбака. Пришлось вынимать этого бедолагу из сетей и выпустить на волю.
Накупавшись и наплававшись в теплом Азовском море, мы взбираемся по «сложной» тропинке вверх, на крымскую землю. Здесь, в каменных развалах античных городищ часто бродят мальчишки, в надежде найти старинные монеты или каменные орудия.
Люди, жившие в этих краях до нашей эры, разводили скот, выращивали пшеницу и ячмень. Кемиобинцы составляли основную часть населения Казантипа. А в начале железного века здесь жили Киммерийцы – племена скотоводов-кочевников. Затем они были вытеснены воинственными племенами – Скифами. Скифы – ираноязычные племена-кочевники. Они разводили крупный и мелкий скот, сеяли пшеницу, просо, лен, лук, чеснок. Пили кобылье молоко. Скифы вели завоевательные походы и превращали пленников в рабов.
Позднее на эти плодородные земли пришли колонии Греков. Греки умели находить неглубоко залегающие грунтовые воды и ставить колодцы. «Семь колодезей» функционируют до сих пор.
Сегодня мы уезжаем из крымского Приазовья.
Море дарит нам теплую, тихую воду. Небо – летающих над головою серебристых чаек. Каменные изваяния провожают таинственными взглядами. Позади Арабатская бухта, Казантип.
С угощением местных жителей – полными корзинами крупной спелой черешни, мы покидаем этот приветливый, чудный край.
До встречи!

Июнь 2005 года.

Примечание. В качестве справочного руководства в очерке использованы материалы книги: Крымское Приазовье: Краеведческий очерк-путеводитель. Авторы: Клюкин А.А., Корженевский В.В. Симферополь. 2004.


Рецензии