Розовая мечта

     В окружном военном госпитале должности начальников отделений - полковничьи. Следовательно, любой офицер, назначенный на такую должность, имеет шанс дослужиться до полковника.  Но не начальник аптеки. Его должность подполковничья.

     Несправедливый подход у Министра Обороны к начальнику аптеки. Всю служебную карьеру почет и уважение (лекарства всегда были в дефиците), а вот каракулевую папаху не видать как своих ушей. Что только ни делал Махмуд Джураевич, чтобы дослужиться до полковника, или хотя бы уволиться полковником. 

     Толстый Махмуд, как мы звали между собой начальника аптеки подполковника Ибрагимова, был самым уважаемым в городе человеком. Махмуд мог почти все. Не мог он только одного, - стать полковником. Но именно этого и хотелось ему более всего.

     С этой целью Махмуд Джураевич решил прославиться на весь военный округ, а там, может быть, в порядке исключения... В общем, он не терял надежды, хотя шанс был практически нулевой. И не страшно было с точки зрения Министра Обороны сделать в Советской Армии одним полковником больше и сразу же уволить его на заслуженный отдых, страшно было другое: создать прецедент. Таких подполковников только в окружных госпиталях столько, сколько во всех Вооруженных силах  военных округов, а другие рода войск, а если все майоры, находящиеся на майорских должностях, а если капитаны на капитанских? Кошмар, в общем. Махмуд это понимал, но все же, надеялся. Надеялся стать беспрецедентным во всех Вооруженных Силах.

     Обидно все-таки. Аптека - отделение громадное и в управлении сложное. Это целая фабрика. Подчиненных - целая толпа: здесь тебе и химики-аналитики и фармацевты с высшим образованием и со средним, здесь тебе и механики по обслуживанию аппаратуры, автоклавщики и мойщики, кладовщики и сами склады с определенной температурой, ядовитыми, сильнодействующими, наркотическими веществами и спиртом, и даже свой ревизор. И телефонных звонков не то что из города, со всей республики, со всего Округа не счесть: все просят, всем что-то надо, а Махмуд один, и возраст уже не тот. А вот должность подполковничья. А взять, к примеру, начальника барокамеры: тоже называется начальник отделения, всего одна медсестра в подчинении, никаких особых хлопот, - и полковник. Махмуд Джураевич очень хотел быть полковником, пусть даже беспрецедентным.   

     Из школьного курса физики мы знаем, что проводником электрического тока в природе является любая среда имеющая свободные электроны или, на крайний случай, ионы.
     Проводником новых идей в Армии является замполит. Вот замполита и выбрал в качестве проводника своего желания  подполковник Ибрагимов.

     У нас в госпитале была на удивление всем красивая территория. Просто начальник госпиталя как-то ввел традицию: каждый убывающий в отпуск офицер обязан привезти, посадить и вырастить какое-нибудь редкое дерево, или куст на худой конец! Как всем известно, в Армии традиции не обсуждают, а исполняют. Но на самом деле эта традиция вскоре принесла свои положительные плоды. Вся территория превратилась в настоящий дендропарк, и каждый начальник отделения старался, в хорошем смысле этого слова, выпендриться, т.е. достать, посадить и вырастить что-нибудь особенное. Я лично, по ночам выкапывал в городских клумбах самшитовые кустики и фигурно высаживал их перед фасадом своего отделения.

     Как-то за хрустальной мензуркой чистейшего медицинского спирта, в задушевной беседе с замполитом госпиталя, Махмуд Джураевич поделился самым сокровенным:
«Владимир Павлович! Я ко дню рождения Ленина, во время коммунистического субботника посажу перед зданием аптеки тысячу кустов роз! А то цветов у нас в госпитале маловато».

     Замполит сразу протрезвел и стал в уме считать, сколько же Махмуду придется продать на сторону левомицетина, пургена и спирта, чтобы купить целую тысячу кустов роз!

     Подсчитав и побледнев, Владимир Павлович, кстати сказать, тогда еще тоже подполковник, но на полковничьей должности, подумал:
- «А не заложить ли мне Махмуда? Может настучать в Политуправление округа о том, что Махмуд лекарства ворует. Глядишь и полковника досрочно присвоят.»
Однако простая военная смекалка подсказала ему, что хлопцы из Политуправления округа вряд ли будут ковырять Ибрагимова, т.к. сами бегают к нему втихаря за лекарствами: когда теща заболеет, или когда сами трепак подхватят. Денег-то он с них не берет! А вот на инициативе снизу...! Владимир Павлович томно закрыл глаза и представил себя в каракулевой папахе.

     «Давайте Махмуд Джураевич! Я о Вашей инициативе лично Начальнику Политуправления округа доложу!» сказал замполит и махом осушил хрустальную посудину.

     Первое что сделал Ибрагимов, это добился у Начальника госпиталя права продажи за наличный расчет некоторых дефицитных медикаментов. Значительную часть номенклатуры дефицита по-прежнему контролировал лично начальник госпиталя. Это не ново, но и не наказуемо. В своей части дефицитного пирога разрешение на продажу лекарства давал лично Махмуд Джураевич.

     Если ты, например, председатель колхоза и тебе позарез нужна кокарбоксилаза, а ее нигде не купить ни за какие деньги, иди к Ибрагимову, добивайся аудиенции. Если добьешься, посидишь с Махмудом-ака, чай попьешь, о своих проблемах расскажешь, может быть и снизойдет, подпишет рецепт к продаже за наличный расчет. Ты естественно благодарить будешь, узнавать, что такому уважаемому человеку в качестве благодарности нужно. Ничего не нужно Махмуду, иди, заплати в кассу рубль двадцать пять копеек. Заплатишь в кассу, заберешь свою кокарбоксилазу у сестрички и опять к Махмуду, благодарить, трясти его руку. Махмуд доволен, - помог человеку. Пойдет тебя провожать, выйдет из отделанного мрамором здания аптеки, остановится на своей закрепленной территории и, как бы невзначай, с грустью в голосе скажет:
«Цветов у нас мало. Розы хочу здесь посадить».

     22 апреля во время проведения коммунистического субботника посвященного очередной годовщине рождения В.И. Ленина коллектив аптеки окружного военного госпиталя посадил на своей территории более тысячи кустов  роз.

     Владимир Павлович лично отвез в Политуправление округа рапорт об итогах проведения Коммунистического субботника.

     Точно в срок из штаба округа был получен приказ «Об итогах проведения коммунистического субботника...» 

     Свою фамилию Владимир Павлович обнаружил только в разделе «объявить благодарность». В Приказе Министра обороны, в абзаце: "присвоить воинское звание полковник"  он также не обнаружил своей фамилии.

     «Не присвоили, понимаешь» расстроенным голосом объяснял Махмуду Джураевичу замполит.
     «Зато про тебя в газете написали и даже фотография есть. Нужно еще что-нибудь придумать, тогда обязательно присвоят. Давай Махмуд Джураевич».

     Они помолчали, и каждый подумал о своем сером барашке, которого еще не зарезали, не выделали шкурку и не сшили папаху. Махмуд решил действовать дальше.

    
     В любом медицинском учреждении существует понятие «тематический больной». Как правило, это пациенты с редкими заболеваниями, которые нужны либо для выполнения какого-нибудь научного исследования, либо - для повышения квалификации врачей.  Всем понятно, что врач не должен замыкаться на банальных бронхитах и пневмониях, а должен быть готов к встрече, например, с силикозом легкого. Но чаще всего «тематический больной» это уловка, позволяющая госпитализировать пациента, которого, ни под каким другим соусом не положишь в данный стационар.

     Категория «тематических больных», зачастую, встречается и в военных медицинских учреждениях. Попробуй, госпитализируй директора ресторана в военный госпиталь? А вот если у него редкое заболевание, подагра, например, тогда, пожалуйста! Ведь всем известно, что подагра чаще всего встречается у людей, злоупотребляющих мясом и шампанским, а так как благосостояние советского народа, в том числе и его Вооруженных Сил неуклонно возрастает, то если завтра прапорщики перестанут пить водку и перейдут исключительно на шампанское, а военные врачи не готовы, тогда что? Вот поэтому, заранее, пишешь рапорт, начмед ставит свое: «Считаю целесообразным госпитализировать как тематического больного», и Начальник госпиталя разрешает. Все. Пациент на койке в военном госпитале, в лучшей палате,  консилиумы каждый день и доктора организованными толпами регулярно спрашивают о состоянии здоровья. Не простой это больной, а тематический!


     Осенью военкомат призвал из резерва на переподготовку старшего научного сотрудника Ботанического сада Академии наук республики. В военкомате у него отобрали военный билет и срочно госпитализировали в военный госпиталь с каким-то очень редким заболеванием. Ботанический сад, как и положено, выплачивал своему призванному на сборы работнику зарплату, начисляя ее, «по среднему». Заболевший резервист, неожиданно ставший тематическим больным, был крупнейшим в Республике специалистом по прививке роз.

     В природе, каждый куст розы цветет только одним цветом. Весной следующего года каждый из тысячи  кустов перед зданием аптеки расцвел целым букетом  разноцветных роз, привитых умелыми руками тематического больного. Многие Члены Военного Совета приезжали посмотреть на это чудо.

     Ко дню Победы Владимир Павлович наконец-то стал полковником. Но Махмуд Джураевич не терял надежды. Только глубокой осенью он понял, что вся эта его затея с посадкой и прививкой роз рухнет, как срубленное под корень дерево, а желание стать полковником так и останется его розовой мечтой. 


     Вы видели фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Тогда наверняка поймете, что такое развод на хозработы.  В госпитале его проводят ежедневно. Бойцов, то есть пациентов, выстраивают в шеренгу, называют объем работ (например, мытье коридора) и, далее, фамилии тех, кто будет эти работы выполнять, если не окажется добровольцев.    Участники трудотерапии, как правило, отлично знают, какие работы хорошие, т.е. не тяжелые, а какие нет.

     Объект за объектом, практически весь объем работ был распределен. Остался последний. Обрезка роз называется. Кто не знает, поясню: розы на зиму обрезают, засыпают опилками и прикрывают ветками. На эту ответственную работу и был назначен солдатик, который не востребовался на других работах. И не пришло в голову старшему лейтенанту, распределяющему пациентов на трудотерапию, что этот солдатик был родом из глухой северной деревни, в которой не только розы, картошка какая-нибудь не цветет. Солдат получил в руки большие садовые ножницы, пару рукавиц и команду «Вперед».

     К обеду все было окончено. Тысяча привитых кустов роз заботливой солдатской рукой были срезаны на уровне земли ниже привоя, а пеньки аккуратно засыпаны опилками. 

     Когда солдат допивал в столовой свой компот и выковыривал из натруженных ладоней занозы от розовых шипов, Махмуда Джураевича на каталке везли в кардиологическое отделение. Из окна палаты интенсивной терапии была хорошо видна поляна перед аптекой с тысячей одинаковых холмиков из опилок. Но подполковник Ибрагимов не мог этого видеть. Он лежал под капельницей.


Рецензии
Мда, заставь дурака богу молиться....
Хороший рассказ

Игорь Матвеев   06.06.2006 11:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. А Вы кого дураком считаете: подполковника Джураева или солдатика?

Александр Шириков   06.06.2006 12:28   Заявить о нарушении
АЛЕКСАНДР, я вам оставила сообщение в моей КУРИЛКЕ:
http://www.proza.ru/2006/05/20-161
насчёт фото БЛИНА

Каскевич Татьяна Александровна   06.06.2006 19:55   Заявить о нарушении