Балет. Мои впечатления

Итак,  Международный театральный  фестиваль им. Чехова продолжается и теперь я решила посмотреть балет.
 В театре им. Моссовета выступал 20 и 21 июня Национальный хореографический центр Биаррица  ( Франция).
На афише было написано « Творение» на музыку Л.Бетховена «Творения Прометея.»Хореограф Тьерри Маланден.
 И больше н-и-ч-е-г-о!
 Решила пойти и …не пожалела!!!
 Я далека от мира балета, но имя Маландена все же  на слуху- он в  прошлом танцовщик, а теперь много лет-хореограф- постановщик.
Всем известно, что балет родился в XVII веке при дворе французского короля. И сам  Людовик Х1У принимал участие  в балетных постановках.
 Но балет никогда не был чем-то застывшим, всегда находился в развитии.
Все происходило на «одном дыхании», полтора часа.
Звучала качественная фонограмма.
Начну с того, что «балетом» в классическом понимании ЭТО назвать невозможно. ЭТО скорее- поток чувственных картинок и танцевальные фрески, переносящие  зрителей в загадочное и таинственное  время.
 ЭТО состояло из танцев на 70 %. акробатики на 20 % и пантомимы на 10%. Тут были и танцы( 1 солист),  и па-де-де ( 2 солиста), и па-де-труа ( 3 солиста) и па-де-катр ( 4  солиста) и кордебалет.
Всего танцоров было15.
Как мне  вспоминается, это направление в балете  основала Айседора Дункан,  хотя из классического балета тоже было многое взято.
Что такое  «унисекс» знают многие, то  есть нечто среднее. Так  и там- практически не  было женских и мужских партий, а было ОДНО- среднее. Почти.
 И про костюмы тоже  самое  могу сказать: как мужчины так  и женщины выступали балетных пачках, трико, в пышных  юбках,  панталончиках. Цветовая гамма костюмов - только черное и телесное.
 У мужчин аккуратные короткие стрижки( я вспомнила сразу Николая  Цирикадзе с его пышной шевелюрой).
 Пустая  сцена,  не было  декораций, фон- черный  и только  пол изменял  подсветку то синий, то белый, то кроваво-красный.
Танцевали босиком.
Пуанты отсутствовали, поэтому  не было выворотности ног и  пируэтов,  но много батманов(взмахов) и фуэте( поворотов на одной ноге).
Жесты танцовщиков скупые, но четкие.
Сразу бросилось  в  глаза- странные пропорции фигур танцоров.
 Не было ни одной длинноногой балерины, ни одного статного и высокого солиста.  Все тостопопенькие, коротконогие  невысокие крепыши. ,
Но, боже!! Как же они танцевали!!!
Такого изящества и грации, такой синхронности, необычности поз, движений, прыжков я не видела никогда!
Их танцы были похожи на оживающие  фрагменты из  библии,  скульптуры и картины. Вот танец  как Адам и Ева вкушают яблоко, вот Каин убивает Авеля, то вдруг  замирали танцоры …Угадывается  « Девочка на шаре» Пикассо, « Поцелуй» и « Мыслитель»  Родена, « Флейтист» Мане, таитянские женщины Гогена, «Большие  купальщицы»  Ренуара и другие узнаваемые,  всплывающие из памяти.
Движения   танцоров покоряли своей оригинальностью, например, один танец был исполнен  ими так,  что мужчина и женщина касались друг друга только  щеками, лбами, ртом, шеей, плечами, но никак не …руками.
 Другие внезапно сталкивались попками и отскакивали один от другого.
 А еще смешно было, когда солист,   лежа на спине,  ступнями  толкнул балерину в ягодицы и она « отлетела»  на полсцены.
А одна мизансцена рассмешила всех: встав в рядочек все 15 танцоров стали «перекличку» делать и при этом произносить « Гав-гав»…А последний « Мяу»..Мило!!
Успех был несомненный.
 Аплодисменты не  стихали минут 15.
Помню,  осенью,  был в Москве балетный конкурс «GRAND PAS–2004».
Там выступали несколько  танцевальных коллективов тоже  в оригинальной  современной манере, но я только  по телевизору смотрела заключительный концерт и впечатление совсем иное.
 Покоренная свежестью, новизной, красотой  я пребываю в таком  прекрасном настроении уже второй день.
Искусство – потрясающая сила!
 А этот балет – восхитительное зрелище. 
Вот и с вами поделилась.
Запомнили? « «Творение» на музыку Л. Бетховена.  Национальный хореографический цент Биаррица ( Франция).

22 июня 2005 г.


Рецензии