Коршун

   Ранней весной, когда март только-только набирал силу, в нашем доме поселился необычный старичок.Его худенькая сутуловатая фигурка особого внимания не привлекала. При встрече он всегда снимал шляпу, слегка поклонившись. Мало кто в наше время здоровается на старинный манер. Ребятишек и даже некоторых взрослых этот непривычный жест приятно удивлял. Детвора быстро подружилась с новым соседом и частенько стала прибегать к нему за советами или с просьбой разрешить завязавшийся спор. Старичок охотно давал им добрые советы,а споры разрешались сами собой, стоило ему сказать: кто прав, а кто не прав, - и объяснить почему. А кроме того, в глубоком кармане поношенного пальто всегда находились конфетки, леденцы или печенье. За это дети прозвали его "сладким дедушкой". Позже они узнали, что он не обычный дедушка, а учёный, посвятивший свою жизнь изучению птиц. Мальчики и девочки с увлечением слушали его рассказы про страусов, павлинов, грифов и орлов. Сладкий дедушка подолгу беседовал с ними, отвечая на множество забавных вопросов.
- А правда, что страусы не летают? А почему?
- А какая птичка звонче всех поёт?
- А сколько зубов у ястреба?...
  Но больше всего детей интересовало, какая птица самая большая и кто больше: орёл или гриф?
_ Орёл больше всех на свете! - уверяла Маша Беляева. она читала о нём в книжке.-Да, больше, потому что он царь над всеми птицами!
- Ерунда! - возразил брат Маши Алёша. Он учился в пятом классе и был самым старшим среди ребят.- Грифы намного крупнее орлов.
- А вот и нет! - не соглашалась Маша.
- А вот и да!- настаивал Алёша. Он считал, что гриф - звучит внушительнее и потому он больше.- Давай спросим у учёного.
   Старичок примирил спорщиков.
- Вы совершенно правы, когда говорите, что грифы крупнее орлов. размах крыльев у орла около двух метров, а у грифа около трёх. Но самая большая птица на земле - это страс. Его высота достигает двух метров.
- Это на уровне первого этажа.-уточнил Алёша. И дети посмотрели на окна дома, у подъезда которого все толпились.
- А родина страусов,-продолжал рассказывать учёный,- Африка. И хоть эти удивительные длинноногие птицы не летают, зато быстро бегают. Мне приходилось изучать десятки, сотни птиц. И хищных в том числе.
- И вы приближались к ним? - спросила Настя. Она дрожжала от одного упоминания об орле или грифе, не говоря уже о том, чтобы приблизиться к ним или, упаси бог, хотя бы прикоснуться мизинцем.
- Из последней поездки в Среднюю Азию я привёз с собой птенца. Его родители погибли от рук браконьеров.Мы с учениками недалеко проводили исследование среды обитания коршунов.Случайно набрели на выпавшее из гнезда яйцо. Принесли находку в лабораторию.Через неделю из яйца вылупился маленький, с жиденьким пушком вокруг шейки коршун.Птенца назвали Архипом.Мы привязались к малышу. Жаль оставлять в степи.Неокрепший, беззащитный он бы там погиб. Но настанет день, и Архип вернётся к своим собратьям.
    Детвора заворожённо слушала старичка.
- Подумать только! Живой коршун!
- А можно на него взглянуть? - вызвался Алёша.
   Учёный пригласил ребят в гости.И они тут же, выстроившись рядком, потянулись за ним, как утята за уткой. Поднимаясь по лестнице,орнитолог заглянул в почтовый ящик, нет ли писем, и, обнаружив белый конверт, сунул его в карман.
   В квартире было тихо. Шторка колыхалась от лёгкого дуновения ветерка. Ничего не говорило о присутствии птицы. Алёша шёл впереди. Его все считали смелым. Он на цыпочках вошёл в зал. На балконе что-то зашуршало, раздались пронзительные, писклявые звуки. Ветер приподнял шторку, и Алёша увидел тёмно-рыжего пёстрого коршуна. От неожиданности он споткнулся и растянулся во весь рост на полу.Быстро соскочив, пока ребята не видят, выбежал в коридор.
- Ну что, видел коршуна?-набросились на него с расспросами ребята.- Очень страшно?
   Алёша невозмутимо ответил:
- Птица как птица. Ничего страшного.И вообще грифы и орлы куда интереснее.
   И вышел, надеясь, что компания последует за ним. Но каждому не терпелось получить собственные впечатления. И все тихонько, друг за дружкой, прошли в зал. Учёный отодвинул занавеску. Коршун сидел в высокой клетке, которая стояла на балконе,занимая большую его чать. Почуяв чужого, Архип встревожился, приподнял крылья, приняв устрашающую позу. Дети, увидев взбудораженную птицу, в растерянности застыли на месте. Они не были готовы к агрессивной реакции пернатого жильца. А коршун, хоть и в домашних условиях, а всё же птица хищная.
- Ну-с, молодые люди, как вам новый знакомый?- поинтересовался старичок.
- Скажите, пожалуйста, а почему Архип кричит и машет крыльями?
- Это значит, что на его территорию вторгся незнакомец, а стало быть, враг. Он приготовился защищаться.
    Учёный просунул морщинистую руку в клетку и погладил птицу.
- Успокойся, Архип, это друзья.
    Розовощёкий Миша, жующий булочку с изюмом, поинтересовался:
- А чем питается Архип? Вот моя кошка Матрёшка любит молоко и колбасу. Но больше всего конфеты.
- Архип предпочитает мышей, тушканчиков, цыплят. Он питается только мясом.
   Дети с раскрытыми ртами разглядывали коршуна. Зрелище настолько впечатляло их, что остаток дня они с восторгом, слегка приукрашивая, рассказывали своим родителям про коршуна Архипа, живущего на балконе у учёного.
   Проводив юных друзей, старичок выпустил коршуна, как это делалобычно по вечерам, чтобы птица могла размять свои крылья и полетать по квартире. А сам уселся в кресло и принялся читать письмо, полученное днём. Сначала он подумал, что оно из Австралии, от сына, который пошёл по стопам отца и тоже стал биологом. Но его влекли не пернатые, а млекопитающие. И хоть сын посылал свои приветы с зелёного материка не так уж и редко, данное письмо было не от него. Оно пришло из Бишкека. От Руслана Бакаева. Он работал лётчиком, управлял вертолётом. Ему приходилось летать в отдалённые, глухие посёлки Киргизии. А главное, Руслан был сыном одного профессора, большого друга нашего учёного. В письме Руслан сообщил о скором приезде. И через пару дней поезд примчал гостя.
- Пётр Витальевич! Как я рад вас видеть!- воскликнул молодой человек с густой чёрной бородой. За широкими плечами висел рюкзак.
- Добро пожаловать, Руслан!- распахнув объятья, приветствовал его учёный.Сердце его чуть защимило, он вспомнил о друге,  с которым не виделся более тридцати лет, и о давно минувшей молодости.- Ты очень походишь на своего отца. Если б ему было тридцать лет, я бы решил, что ты - это он.
    Руслан приехал не один. С ним была огромная рыжая,лохматая собака. Вернее, пёс по кличке Бек. Четвероногий друг Руслана вызвал в душе учёного некоторую тревогу:сумеют ли коршун и пёс поладить между собой. Увы, опасения оправдались.Архип невзлюбил Бека. Он то и дело вскидывал крылья и пристально поглядывал круглым острым глазом на лохматое чудовище. Когда собака лаяла, коршун раскрывал хищный клюв, ещё сильнее напрягаясь, словно он тоже вот-вот зарычит или залает.Он принимал устрашающий вид не только чтоб отпугнуть неприятеля, но и потому что сам был напуган.
    Как-то вечером, Руслан пошёл прогуляться перед сном и взял с собою Бека. Пётр Витальевич, воспользовавшись отсутствием пса, распахнул клетку и выпустил Архипа. А сам со спокойной душой отправился принять ванну. Архип сначала долго не выходил из клетки, даже доносящийся с кухни запах свежего мяса не мог выманить птицу. Ясно было, что коршун сильно боится.НО постепенно страх исчез, уступив ощущению голода,и Архип, убедившись, что ему ничего не угрожает, высунулся из клетки.Он степенно прошагал по ковру на запах мяса, весело пощёлкивая тонким язычком в предвкушении любимого лакомства, явно довольный миновавшими беспокойствами. А в это время, вдоволь нагулявшись,Руслан и Бек возвратились в квартиру учёного. Скрипнула дверь. Бек залаял и рванулся вперёд.Руслан от неожиданности выпустил поводок. Что такое? Опять опсность? На сей раз коршун был не в клетке. Скорей взлететь бы на шкаф или на дверь. Архип расправил крылья, но поздно. Бек, словно смерч, налетел на птицу: в нём заговорил охотничий инстинкт. Пёс вонзил острые клыки в крыло. Коршун вскрикнул и,пытаясь отбиться, стал клевать обидчика в морду.Бек заскулил.Пётр Витальевич, обмотавшись полотенцем, вбежал в комнату. Руслан схватил пса за поводок и потащил в коридор. Бек рычал и фыркал от боли и от досады, что пришлось выпустить добычу. Он выплюнул набившиеся в пасть пух и перья и улёгся на половичке несолоно хлебавши, зализывая раны, нанесённые Архипом. Коршун в панике бил здоровым крылом, волоча раненое, и жалобно постанывал.Учёный хотел помочь ему,но коршун не подпускал к себе никого, думая, что его предали, выманили из клетки, защищавшей его от врагов. Биолог ждал, когда Архип перестанет сердиться и позволит приблизиться к нему. Но ожидание было напрасным. Несмотря на то, что крыло сильно кровоточило, коршун собрал остатки сил, вспорхнул на перила балкона и исчез в густых сумерках вечера. Пётр Витальевич и Руслан выбежали на улицу, но птицы нигде не было. В бессонном ожидании прошла ночь.Первые лучи восхода погасили оставшиеся звёздочки. Утро несло прохладу. Старичок спал сидя в кресле. Оба с Русланом всю ночь время от времени выходили на балкон, вглядывались в чёрную пустоту, вслушивались в малейшие отзвуки спящего города. Руслан чувствовал себя виноватым,ведь из-за его пса всё произошло. И он решил, что не уедет, пока не поможет Петру Витальевичу найти Архипа.
    Как обычно, ранним утром все взрослые торопятся на работу, а дети кто - в садик, кто - в школу. У каждого свои дела, свои обязанности. Взрослые должны работать, а дети учиться, чтобы потом тоже ходить на интересную и полезную работу. Наш знакомый сластёна Миша с вкусной фамилией Булочкин пришёл в школу раньше всех. Он прилежный ученик и послушный мальчик. Не то что соседка по парте Настя. Ох уж эта Настя!Всё ей хиханьки да хаханьки!То котёнка в класс принесёт, то учебник дома оставит. А недавно пришла в школу с разными ленточками в косичках. В классе её называли недотрогой и трусихой. При виде таракана или жука какого-нибудь она так громко визжала, что окружающим приходилось затыкать уши.
    Прозвенел звонок на урок, и все ученики строем прошли в светлый, пахнущий деревянными партами и стульями класс. Последнй вошла учительница Лидия Антоновна и закрыла дверь. Немного пошумев, ученики расселись по своим местам и утихли.Наступила напряжённая рабочая тишина. Все слушали учительницу. Лидия Антоновна ходила вдоль рядов с указкой в руках и объясняла новую тему урока. Подойдя к своему столу, она выдвинула стул. тут её буквально отбросило. Очки съехали на самый кончик носа. "Что это?"- воскликнула она. Дети повскакивали со своих мест, чтобы поглядеть, чего так испугалась их невозмутимая учительница. На стуле, распластав крылья,лежала птица. Её глаза были закрыты. Она не шевелилась.
- Это коршун Архип!- воскликнул Миша.- Я узнал его!
- Да, дети, эта птица - коршун.- подтвердила Лидия Антоновна.- Но как он здесь очутился? Признавайтесь, чьи это проделки?
    Класс недоумевая прогудел:
- Не знаем...Мы ни при чём.
    Учительница снова взглянула на коршуна. Он казался мёртвым. но его туловище слегка дрожжало от боли и озноба.
- Ему требуется помощь. Кто знает, чей коршун?- обратилась она к ребятам.- Немедленно разыщите хозяина, а я позвоню в ветеринарную лечебницу.
- Можно я приведу хозяина?- попросился Булочкин.- Это учёный, биолог, Пётр Витальевич, наш сосед по дому.
     Получив разрешение, Миша, довольный и взволнованный побежал к старичку. Ученики старались сидеть тихо, постоянные перешёптывания невольно создавали гул. Следить за порядком поручили дежурному,отличнику Косте. Он встал на середину класса и,деловито насупив брови,посмотрел на коршуна. Коршун лежал смирно.С запёкшейся кровью крыло, постепенно сползая, свисло со стула, причинив птице лишнюю боль. Тело резко вздрогнуло и издало стон. Ученики затаили дыхание.ИМ было жаль беспомощное существо, но они боялись приблизиться к нему хоть на метр. Сердечко Насти сжималось от страха и сострадания. Видеть мучения птицы её стало невыносимо. И страх отступил.Она подошла мелкими, неуверенными шажочками, протянула руки и трепетно обхватила туловище коршуна. Насте казалось, что её руки от-вот ослабнут и она выронит Архипа.Девочка зажмурилась. досчитала до десяти, как учила её бабушка, чтобы собраться духом,и вновь открыла глаза.
    В коридоре послышались шаги. Лидия Антоновна привела ветеринаров, а Миша Петра Витальевича. Увидев Настю  с коршуном на руках,учительница и Миша крайне удивились неожиданной храбрости. Смелая школьница на глазах у не менее удивлённых одноклассников отнесла Архипа в медпункт, где ему промыли ранку и наложили повязку. Пётр Витальевич был счастлив тем. что нашёлся его пернатый друг.
   Целую неделю Настя ходила к учёному помогать лечить пернатого пациента. А когда Архип поправился,Руслан увёз его в степи Киргизии, исполнив грустную, мечту Петра Витальевича. А спустя полгода, Руслан вновь навестил биолога и привёз ему серого желторотого птенчика.
- Вот вам потомство Архипа.
    Петру Витальевичу захотелось сделать приятный сюрприз ребятам в благодарность за их доброту и отзывчивость. Он подарил птенца школьному живому уголку. А Настя пообещала заботиться о несмышлёныше. И все ребята согласились е помогать. А птенчика тоже Архипом назвали  честь его предшественника.


Рецензии