Собеседник

       Он появился в их доме недавно, и дочь считала его пошлым и никчемным. До сих пор они жили втроем (мать, дочь и внучка),  в трехкомнатной комуналке, 2 комнаты которой принадлежали им, а третья, всегда закрытая, бывшей соседке, жившей теперь, после удачного замужества,  в квартире справа.

       С тех пор, как он появился, мать все больше времени проводила с ним. Он был великолепный собеседник: шутил, смеялся, мог имитировать любые голоса и знал кучу историй. Мать считала себя женщиной интеллигентной и, проработав всю жизнь художником, предпочитала рассказы о путешествиях, беседы о поэзии и живописи, да и просто стихи любила почитать и послушать.

                Когда он был занят, она продолжала вести с ним внутренние монологи: спорила или соглашалась, журила или бурно отстаивала свою позицию.

      Общаться с ним было одно удовольствие: он знал многих знаменитостей, известных людей ее поколения: писателей, поэтов, художников, режиссеров, актеров и музыкантов, и умел в лицах изобразить их.

       Любил и посплетничать, со смаком вспоминая бесконечное количество смешных и нелепых, а часто и с душком, историй, и с совершенно женским удовольствием пересказывал и распространял слухи.

      Он был неистощим на выдумки и достаточно деликатен: неприятные истории можно было сразу прервать, не церемонясь, и поговорить о чем-нибудь другом.

             Но иногда, особенно поздними вечерами, на него находило, и в нем просыпался философ. Он мог бесконечно обсуждать самые разные мировые проблемы и становился  даже несколько занудлив. Послушав его немного, мать начинала немилосердно зевать и, прекратив беседу, шла спать.

        Дочь не любила его и сторонилась, а внучка находила его рассказы забавными. Мать только вздыхала и думала: «Ну что они понимают?». А когда дочь уходила, лились  романтические и сентиментальные истории, которых он знал множество.

       Мать, уставшая от жизненной суеты и разочарований, тихо грелась в его рассказах, и представляла себе иной мир, в котором все могло быть по-другому. Было очевидно, что он привирает и фантазирует, но так сладко было окунуться в этот мир грез, забыв о реальной жизни с ее нелепостями и трудностями.

      Его рассказы уносили ее далеко, она представляла себя их героиней, вспоминала молодость, свой разрыв с мужем, с этим грязным мужланом, готовым ее отравить, когда дочка была еще маленькой.А с ним все было красиво и чисто.         

        Периодически дочь посматривала на увлеченную мать и думала: «С одной стороны, хорошо. Ей интересно, да и скандалов в доме стало меньше. Но внучку можно было покормить и вовремя, а не отвлекаться на …».
Еще она заметила, что мать стала небрежно относиться к хозяйству, и только общение с ним увлекало ее целиком и полностью.

        Но иногда нервы дочери не выдерживали, и она раздраженно восклицала: «Мам, ну сколько можно сидеть? Ты бы хоть погулять пошла. И зачем я только купила этот чертов телевизор?!».

        Мать вздыхала, щелкала выключателем и тихонько шла на кухню.

2003


Рецензии