Нефтеперегонный завод сдать в срок любой ценой

 
НЕФТЕПЕРЕГОННЫЙ ЗАВОД
СДАТЬ В СРОК ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
  Орский нефтеперерабатывающий завод по праву можно назвать гордостью нашего города. Трудиться здесь престижно. Люди стремятся попасть на это предприятие. Это не удивительно. Стабильная зарплата, социальные гарантии, возможность роста и получения образования – часто ли встретишь такие перспективы в наше время? Завод – постоянный спонсор самых разных городских мероприятий. Добрых дел – не перечесть. Таков, как говорится, день сегодняшний. Но если заглянуть в прошлое, то станет ясно, насколько высока цена нынешнему процветанию предприятия. Фундамент успехам  и достижениям ковался годами, при участии тысяч орчан.
ЭКОНОМИЛИ ДАЖЕ НА ГВОЗДЯХ
  Но обо всем по порядку. 16 всесоюзная партийная конференция ВКП(б), состоявшаяся в апреле 1929 г. приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства. Был обозначен и план развития Оренбуржья, который предусматривал строительство нефтеперегонного завода в Орске. Проектирование завода было поручено институту «Гипронефтезавод». Для организации строительства в октябре 1931 было образовано управление «Орскнефтезаводстрой». Оно находилось в ведении государственного треста по проектированию и сооружению предприятий нефтяной и газовой промышленности  Союза ССР. В свою очередь трест входил в систему «Союзнефти ВСНХ СССР».
  Документы филиала государственного архива Оренбургской обл. в г. Орске
свидетельствуют, что строительство началось в 1931 г. Сразу же стал сказываться кадровый голод. Требовались прорабы, инженерно – технические работники, не говоря уже о рабсиле для выполнения трудоемкой работы. Но на все призывы решить кадровую проблему, директору орского нефтестроительства тов. Стробыкину из вышестоящей инстанции приходили отписки. Показателен документ от 10.10.1931 г. «На откомандирование в ваше распоряжение техников – прорабов Дирекция треста категорически возражает, так как контора Средневолжского райнефтеторга сама ощущает острый недостаток в инженерно – технических работниках». Что и говорить, высококлассные специалисты были в то время на вес золота. По всей стране набирали мощь народные стройки. Так что руководителям приходилось как то выкручиваться на местах, решать технические вопросы с имеющимся кадровым составом. Помощи свыше ждать было нереально: ведь орская стройка – не была не единственной…
   Рабочих рук катастрофически не хватало. Но людской энтузиазм, вера в светлое будущее были высоки. Орчане не считались с личным временем и старались помочь строителям в выходные. Практиковались субботники. Строителям помогали всем миром.
 Работать приходилось в тяжелых условиях. Практиковался ручной труд. Техники не хватало. Приказ директора стройки от 27 декабря 1931 г. свидетельствует о катастрофической нехватке стройматериалов. Приходилось экономить буквально на всем. Строчки пожелтевшего от времени документа говорят сами за себя. Руководитель пенял техникам и десятникам за «нерациональное использование железных гвоздей и применение их в количестве, больше установленных норм, а так же использование в тех местах, где возможна замена деревянными гвоздями». Призывал принять решительные меры для экономии железных гвоздей. Были замечания и по соблюдению пожарной безопасности на строительстве.
  В январе 1932 г. после образования наркомата тяжелой промышленности СССР строительство завода было передано в его ведение. Но непосредственно подчинялось тресту «Нефтезаводстрой». Дисциплина на стройке была жесткой. От каждого сотрудника требовалось неукоснительное соблюдение должностных обязанностей. Инициатива наказывалась. Так, приказ  № 39 управлению Нефтезаводстрой от 29 февраля 1932 г. гласил. «Категорически запрещается найм рабсилы помимо отдела кадров, за исключением особо срочных случаев, но с немедленным извещением отдела кадров. В случае нарушения порядка найма рабсилы, оплата труда ее будет производиться за счет нанявшего.»
  Как свидетельствует «Список служащих орского Нефтезаводстроя на состояние 1 марта 32 г». директором строительства был А. Стробыкин с 5 окт. 31 г), помощником управляющего по труду и кадрам И. Богатыревич ( с 1 окт. 31 г), помощником управляющего и главным инженером П. Умников ( с 6 авг. 31 г). В апреле 32 г. был назначен новый директор строительства А. Подлипский. Непосредственно на площадке были образованы конторы старших прорабов. Приказом по строительству от 22 мая 32 г. им передавалось из отдела кадров дело найма и увольнения рабочей силы. В отделе кадров было создано вербовочное бюро в составе 4 чел.
  Первоначально строительство завода велось на площадке, находящейся на Кумакской возвышенности. Но уже летом 32 г. начались работы по переводу строительства на  стройплощадку № 2. Новое место определила специальная комиссия Средне- Волжского крайсполкома. По указанию директора стройки от 20 июня 32 г. было назначено расширенное техническое совещание по вопросу переброски стройматериалов, оборудования, инвентаря и инструментов на означенное место. Переезд начался с августа 32 г. Железная дорога пошла навстречу: выделила платформы для перевозки материалов. С места разгрузки до места новой стройки все необходимое доставлялось бригадами в составе 10-15 подвод. Пришлось напрячься. Материалы следовало перебросить как можно быстрее. Ведь  постановлением совета труда и обороны (СТО) строительство нефтепровода Каспий – Орск и нефтеперегонных заводов в г. Орске были включены в число первоочередных ударных строек. Сроки поджимали. Нефтепровод следовало сдать 1 июля 1933 г., а первую очередь нефтезавода запустить уже к 1 января 1934 г.
ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
 Строителей размещали в тесных бараках. Семейных селили в отдельные комнаты, холостым выделяли койко- место в общежитии. Конечно, как говорится, не хоромы. Но даже в таких условиях многое зависит от самих людей, от того, насколько они будут стремиться обустраивать свой быт, создавать уют. Но наемные работники, как правило, завербованные выходцы из деревень, существовали в условиях хронического бардака. Об этом красноречиво свидетельствует «Выписка из приказа № 41 по управлению Нефтезаводстрой от 5 марта 1932 г.» После обследования состояния общежитий, управляющий делами Сухов был вынужден издать приказ, чтобы давлением сверху заставить людей соблюдать санитарно – гигиенические правила. «С 1 до 8 марта провести обтирку стен и потолков общежития и впредь производить ее не реже 1 раза в месяц, - гласил документ. - В тот же срок провести пробивку от пыли матрацев и промыть горячей водой топчаны, регулярно проводя это в будущем. К этому сроку вымыть полы(!), установить впредь мытье не реже 1 раза в шестидневку. Очистить и вымыть коридоры и лестницы общежития. Организовать обязательную помывку рабочих не реже 2 раз в месяц, заключить соответствующий договор с одной из общественных бань города. Запретить всякие склады грязного белья под матрацами. Столярной мастерской закончить до 12 марта заказанные шкафчики для аптечек в общежитиях.»
  Показательно, что люди нередко путали личную собственность и государственную. И пытались решать личные имущественные проблемы за общественный счет. Наглядный пример этому содержится в приказе директора «Нефтезаводстроя» №130 за 1932 г. «За последнее время участились случаи изготовления рабочими и служащими разных для себя поделок(кадки, сундуки, ящики, кровати) из материалов строительства. Категорически запрещаю производство всякого рода поделок и использование для этого материалов строительства. Предупреждаю, что к виновным будут приниматься меры административных взысканий с вычетом 5 кратной стоимости материалов.»
  Тяжелый труд, неустроенный быт влияли на то, что люди не держались за свое место. Увольнения по собственному желанию, из-за невыхода, отказа от работы были обычным делом. В «черном списке» - люди разных профессий. Техники, коммерческие агенты, коменданты, счетоводы, бухгалтера, не говоря уже о чернорабочих. Как свидетельствует «Список инженерно-технического персонала и служащих, уволенных со строительства с 1окт. 1931 г. по 1 марта 1932 г.» увольнения из-за сокращения штатов или смерти работника были единичными.
  Встречались и вопиющие случаи. К примеру, в приказах по управлению Нефтезаводстрой от 16 апреля, 28 июля и 19 октября 1932 г. говорится о случаях дезертирства со строительства. Причем в неизвестном направлении исчезали далеко не рядовые сотрудники, а образованные работники, занимающие ответственные посты. Бухгалтер – экономист планового отдела Богданов, техник Ведерников, главбух Варяжский покинули наш город без сожаления. Не смотря на то, что им был оплачен проезд к месту работы, выданы подъемные. Юристконсульту предприятия совместно с бухгалтерами пришлось подсчитывать суммы, которые следует взыскать с этих граждан, и требовать возмещения ущерба через суд.
  Руководство старалось «потуже закрутить дисциплинарные гайки». По иронии судьбы, кислород перекрывался тем, кто продолжал работу на строительстве.
  20 июня 1932 г. по управлению строительной конторы «Нефтезаводстрой» была произведена проверка. Результат удручающий. «Конторами прорабов транспорта и складского хозяйства не поставлена по административной линии борьба за укрепление труддисциплины, особенно борьба с прогулами. Широко применяются отпуска, разрешаются прогулы по так называемым «уважительным причинам». Слабо и случайно ведется борьба с текучестью и работа по закреплению рабочих. В одних случаях это выражается в очень легком подходе к увольнению. Достаточно получить справку об отсутствии задолженности, сдаче числящегося имущества, чтобы его оформить. В других – при нехватке рабочих не принимаются никакие меры со стороны контор по найму новых сотрудников.»
НА ПОМОЩЬ ПРИШЛИ КРАСНОРМЕЙЦЫ
  Стабилизации положения на народной стройке отчасти поспособствовало постановление НКТ СССР от 15 сентября 1932 года. В верхах озаботились трудоустройством красноармейцев.
Война кончилась, военным нужно было как то устраиваться в мирной жизни. Директору орского Нефтестроя Подлипскому пришло письмо, где говорилось о необходимости сообщить в органы труда на месте о потребности в рабочей силе. В общем-то бывшим военным предлагались применить свои способности на нескольких народных стройках, в том числе и на орской. В случае заключения договоров с предприятиями, уволенным из РККА предоставлялись существенные льготы. Конечно же, для предприятий это было накладно. Но таково решение свыше. Кроме того, особого выбора у строителей не было: требовались рабочие руки.
  Льготы способствовали тому, что бывшие военнослужащие с готовностью приезжали на строительство нефтезавода. Судите сами. Если уволенный из РККА отправлялся из своей части прямо на работу, то предприятие оплачивало ему суточные за время пребывания в пути в размете 1\ 30 тарифной ставки. Компенсировало стоимость проезда и провоза багажа. При переезде членов семьи нового работника( жены, детей, родителей) предприятие спонсировало в этом вопросе и их. По соглашению сторон( а соглашения достигались, ведь бывшие красноармейцы считались элитой того времени) предприятие выплачивало еще и подъемные, причем не только им, но и членам семей. Предоставлялись жилища. Не имеющих профессии предприятие было обязано обучить какому-то ремеслу. 
 Учитывались и интересы предприятий. На уволенных из РККА возлагалась обязанность полностью возместить все затраты, если они не являлись к месту работы или отказывались от нее без уважительных причин, прибыв на стройку.
  Возмещались затраты и в том случае, если он увольнялся до окончания оговоренного срока. И даже при отсутствии определенного срока, если человек увольнялся раньше, чем через год, не говоря уже про увольнение за нарушение трудовой дисциплины.
  С одной стороны условия были взаимовыгодными. С другой – достаточно жесткими. Впрочем, темпы строительства требовали прибытия все новых работников. Ведь строительство набирало обороты, о чем свидетельствует и рост потребности в рабочих, отраженный в «Ведомости потребной рабсилы строительства орского нефтеперерабатывающего завода в 33 г». Так, если в июле 1933 г требовались 358 рабочих, в сентябре уже 1082,  то в декабре этот показатель вырос до 1170 рабочих. Требовались землекопы, плотники, столяры, кузнецы, молотобойцы, штукатуры, стекольщики, сварщики, водопроводчики и др.
  В «Отчетной карточке по учету комплектования и текучести рабсилы за декабрь 1933 г» говорится, что 1 декабря этого года количество рабочих на стройке составляло 1044 человек. В декабре прибыли на работу 354 человека. Но убыло тоже немало – 151человек. Таким образом, уже 1 января 1934 г. в строительстве было задействовано 1247 человек.
  «Штатная ведомость конторы строительства на 3 и 4 кварталы 1933 года» содержит любопытные сведения. Зарплата руководства и простых работников разнилась, как небо и земля. К примеру, оклад главного инженера составлял 1200 руб, 800 руб. платили его заместителю. Рядовой инженер-строитель получал 750 руб. Зарплата главного бухгалтера составляла 800 руб.,  на 200 рублей меньше платили его заму, рядовой бухгалтер получал лишь 325 руб. Старший экономист имел оклад в 500 руб, экономист – плановик – 300. Прилично оплачивалась работа старшего прораба – 750 руб. в месяц. Прораб строительных работ получал 550 руб. Стоящие у самого подножия служебной иерархии, едва сводили концы с концами. Чертежник довольствовался зарплатой в 120 руб., кладовщику платили всего лишь сотню. 150 руб. получал ветеринарный врач ( в ту пору самым распространенным транспортом были лошади и верблюды). Зарплаты простых рабочих разных специальностей варьировалась в пределах 200 руб.
МЕНЯЛИСЬ НАЗВАНИЯ, НО ДЕЛО ПРОДВИГАЛОСЬ
  В 1933 г. вновь произошли изменения в руководстве строительством. Поменялось и название треста, в ведении которого находилось строительство завода. Впрочем, строительство было временно законсервировано, в связи с чем директор А. Подлипский был освобожден от занимаемой должности. С 4 мая 1933 г. временно обязанности руководителя исполнял И. Богатыревич.
  Период консервации строительства продлился до 5 июля 1933 г. , что отражено в акте приема – сдачи дел И. Богатыревичем  новому директору П. Ермолаеву. Акт составлен 5 сент. 33 г, а передача дел состоялась на основании приказа НКТП от 25 авг. 33 г. за № 751. Примерно с марта 1933 г.  головное предприятие - трест «Нефтезаводстрой» стал называться «Государственный трест внутренних нефтеперерабатывающих заводов «Нефтезаводы». Произошло изменение и в названии строительства  самого завода. Документальными данными о точной дате этого события архив не располагает, но уже с апреля 1934 г. это название звучит так: «Строительство орских нефтеперерабатывающих крекингзаводов «Крекингстрой №5». Но чехарда в названиях на этом не закончилась. Примерно с июля 1934 г.  трест «Нефтезаводы»  стал именоваться «Государственный союзный трест  авиационных топлив и масел «Авиатоп»
  1934 г. был трудным. Анализируя отчеты строительства за 9 месяцев  1934 г, трестом «Авиатоп» было отмечено, что «строительство совершенно не справилось с заданной программой. За 9 мес. выполнено работ на 22, 9% от плана. Неудовлетворительно поставлены финансовая и сметные дисциплины. Допущен перерасход зарплаты: при выполнении работы на 22, 9% фонд зарплаты основных работников израсходован на 69, 2%, фонд зарплаты подсобных предприятий истрачен на 114%. Допущено значительное превышение накладных расходов. Производительность труда низкая. Налицо удорожание строительства на 40%, потому что не уделялось необходимого внимания себестоимости строительства.» Со своей стороны орские строители перед трестом «Авиатоп» оправдывались тем, что «план строительных работ за весь период стройки в целом выполнен на 69%. Недовыполнение плана объясняется отсутствием твердого плана на год и проблемами с финансированием. За год план менялся 4 раза. Снижение трестом из квартала в квартал плановых заданий каждый раз требовали от нас свертывания работ, оборачивающегося сокращением рабсилы. Это оборачивалось выплатами компенсаций. Накладные расходы фактически перерасходованы на 0, 8%. Но это следует считать нормальным, при вышеназванных условиях. Производительность труда выше норм на 20,4%».
  Распоряжением по главному управлению нефтяной промышленности( Главнефть) НКТП СССР от 27 марта 35 г. № 88 строительство завода было подчинено уполномочен НКТП по Орско – халиловскому району. За трестом «Авиатоп» сохранялась ответственность за технологию Крекингстроя, составление и утверждение проектов и смет, надзор за правильностью строительства, подготовка к эксплуатации.
СПЕЦИАЛИСТЫ СХВАТИЛИСЬ ЗА ГОЛОВУ
  Дело близилось к сдаче объекта. Во всяком случае, время неуклонно приближалось к намеченной свыше дате. Когда все основные работы были на стадии завершения, неожиданно возникли такие проблемы, что даже специалисты, многое видевшие на своем веку, схватились за головы. Оказалось, что качество некоторых объектов не выдерживает никакой критики. Настолько, что недостатки стали видны невооруженным глазом еще до запуска предприятия.
  В  акте инвентаризации объектов строительства, обследования противопожарного состояния, приема – сдачи дел и др. от 7 сентября 1935 г. говорится «Осмотр имеющихся железобетонных конструкций перекрытия над отделением контрольных бачков здания АВТ удручил. Почти все железобетонные балки перекрытия имеют поперечные трещины. Бетон балок слабый и разрушается в некоторых местах даже от нажатия рукой(!). Легко ломается при применении инструмента. При контрольном осмотре арматуры плиты выяснено, что отдельные группы рабочей арматуры имеют расстояние 25 см., притом арматура уложена без всякой перевязки. Комиссия считает, что железобетонные конструкции здания контрольных бачков находятся в состоянии 1 стадии обрушения. Поэтому подлежат немедленной сломке и восстановлению вновь.»
  О проблемах свидетельствует и Докладная записка от 8.сентября 1935 г., за подписью главного строителя Орскхалилстроя Комисарова. «Нужно считать технически абсолютно установленным, что большинство железобетонных работ по конструкции промышленных зданий Крекигстроя выполнены совершенно неудовлетворительно, - гласит документ. - Уже сломана и восстановлена вновь насосная часть здания АВТ, сегодня ломается часть зданий контрольных бачков. Нет никакой уверенности в том, что в дальнейшем той же участи не подвергнутся остальные отделения того же здания. Ведь в результате ломки вполне подтвердилась непригодность бетона, что зафиксировано актами. Одновременно с этим приступили к усилению здания товарной насосной. Это грубое залатывание еще не построенного завода. Вопрос о дальнейшей судьбе здания приемной насосной связан с появлением в железобетонной конструкции одного из прогонов новой большой трещины. По – видимому она получена в результате недавнего испытания пробной нагрузки. При таком состоянии бетона почти парадоксальным является то, что эта конструкция до сих пор не обвалилась и даже выдержала пробную нагрузку. Не смотря на намеченный в ноябре пуск завода, и недостаток времени, считаю, что конструкция должна быть переделана. Лучше сейчас задержать пуск завода на некоторое время, чем в критический момент останавливать завод хотя бы на несколько дней.»
ТРУДОЛЮБИЕ ПОБЕДИЛО
  Недостатки были устранены. Строители понимали, лучше, что называется, обойтись малыми жертвами, чем отправить в вышестоящие инстанции бодрые рапорты. И спустя считанные месяцы получить громадные проблемы.
11 окт. 1935 г. началась закачка эмбенской нефти по трубопроводу. Первая очередь нефтезавода обслуживалась 5 станциями, рассчитанными на перекачку 52 тыс. тонн нефти в год. Длина основной магистрали нефтепровода составляла 710 км. 5 декабря  1935 г. на заседании президиума орского горсовета был заслушан вопрос «О пуске Крекингзавода» и о мероприятиях по эксплуатации  завода». Докладывал директор строительства и завода П. Ермолаев. Президиум констатировал отставание в завершении строительных и монтажных работ для пуска атмосферной части завода. Правительственный срок истек в ноябре…
 Отставание объяснялось несвоевременным получением оборудования и материалов, а так же недостатками в организации труда и использования внутренних ресурсов. Ермолав заявил на заседании, что начало эксплуатации первой очереди будет обеспечено до 15 января 1936г.
Завод фактически был принят в конце декабря 1935 г. В годовом отчете завода за 1936 г. пусковой период определен датами от 24 дек. 1935 г. до января – февраля 1936 г. Если быть точными, то первая нефть в аппаратуру завода поступила 24 декабря 1935 г. Завод начал свою полноценную деятельность с 1 марта 1936 г..


Рецензии