Истинный гений почти всегда sans-culotte
"В молодости Наполеон много и охотно занимался литературным творчеством. Он писал и прозу, и стихи, пробовал себя в жанрах романа и публицистики. Известны его сочинения «Диалог о любви» (1791), «Трактат для лионской академии» (1792), написанные в просветительском духе. Однако самое знаменитое литературное произведение молодого Наполеона — памфлет «Ужин в Бокере» (1793). Ни один биограф Наполеона не проходит мимо него. К «Ужину в Бокере» обращаются при изучении борьбы Горы и Жиронды, федералистского мятежа. «Это лучшее из его сочинений, —-пишет о памфлете А. Моруа,— самое удачное и имевшее наибольшие последствия».
«Ужин в Бокере» написан как рассказ о застольной беседе. Но речь в нем идет о политике, о жирондистском федералистском мятеже, последовавшем за событиями 31 мая - 2 июня 1793 г. в Париже, когда к власти пришли монтаньяры. К концу июня более 60 департаментов восстало против Конвента. «Федерализм имел более выраженное социальное содержание, нежели политическое лицо, - писал А. Собуль. - Возмущение было делом рук главным образом буржуазии, главенствовавшей в администрации департаментов, тревожившейся за собственность; он получил поддержку всех сторонников Старого порядка. Муниципалитеты, более народные по своему составу, были к нему враждебны. Рабочие, ремесленники не желали сражаться за богатых; наборы в армию, предписанные властями мятежных департаментов, встречали равнодушие или враждебность народа». Одним из центров мятежа был Марсель.
Бежавший в начале июня с Корсики капитан Наполеон Бонапарт прибыл в Ниццу, где был расквартирован его полк, и оказался в центре борьбы с федералистским Марселем. Он имел поручение в Авиньон, однако город был в это время в руках мятежников. 25 июля войска Республики попробовали атаковать Авиньон малыми силами, но сразу отступили. Тем не менее, марсельская армия в тот же день оставила его и отошла за Дюранс. Об этих событиях и идет речь в памфлете Наполеона.
«Ужин в Бокере» был издан в Авиньоне, первоначально за счет автора. Написанный с позиций революционного якобинизма профессиональным, отлично знающим свое дело военным, памфлет имел успех. Очень скоро был издан еще раз за счет государства как эффективная пропагандистская брошюра. Республиканские войска вошли в Марсель 25 aвгуста 1793 г. Следовательно, «Ужин в Бокере» написан, скорее всего в последних числах июля — начале августа 1793 г.
Памфлет имел некоторые последствия и для самого автора. Молодой офицер был замечен, это помогло его назначению в Тулон...
«Ужин в Бокере» — сочинение в высшей степени интересное с точки зрения идейной и политической эволюции Наполеона, а также формирования стиля его политических и военных документов последующих лет. И между тем этот памфлет остается малоизвестным читателям, поскольку издание Ф. Массона и Б. Биажи, в котором он был опубликован, достаточно редкое. Идея публикации «Ужина в Бокере» на русском языке во «Французском ежегоднике» принадлежит П. М. Далину".
Вступительная статья написана Е. И. Лебедевой. Ниже мы приводим отрывок из рассказа, написанного Наполеоном. Нам кажется, что в нем скрыт глубокий смысл. Наполеон - был не просто исторической личностью, он бы великим мистиком.
"Всё это говорят, чтобы увлечь вас в пропасть, которая с каждым мгновением углубляется и которая поглотит, быть может, самый прекрасный город Франции, город, более других отличившийся своими заслугами, но вам говорили также, что вы пройдете через всю Францию, что вы будете задавать тон Республике, а первые же ваши шаги обернулись поражением; вам говорили, что Авиньон может долгое время сопротивляться 20-тысячной армии, а им в двадцать четыре часа овладела одна колонна войска без осадной артиллерии; вам говорили, что весь Юг поднялся, а оказалось, что вы одни; вам говорили, что нимуазская кавалерия вот-вот раздавит аллоброгов, а они были уже в Сен-Эсири и Вильнёве; вам говорили, что на марше находятся 4 000 лионцев, спешащих к вам на помощь, а лионцы вели переговоры о соглашении.
Осознайте же, что вас обманывают, поймите неспособность ваших заправил и не доверяйте их расчетам.
Самолюбие — самый опасный советчик: от природы вы горячи, и, возбуждая ваше тщеславие, вас ведут на верную смерть тем же путем, каким привели к погибели столько народов: вы обладаете значительными богатствами и людскими ресурсами - вам их преувеличивают; вы оказали очевидные услуги свободе - вам напоминают об этом, забывая, что в то время вам сопутствовал гений Республики, тогда как теперь он вас оставляет".
И в конце нашей информационной "солянки" мы бы хотели затронуть тему литературы и общества. Насколько сильно влияние ее в наши дни? На примере все той же Франции в преддверии кардинальных изменений в государственном строе. Есть замечательная статья на эту тему. Роберт Дарнтон "Высокое Просвещение и литературные низы в предреволюционной Франции" (Пер. с англ. Г. Дашевского).
"Разве требуются большие философские усилия, чтобы понять, что в обществе, и особенно в большом государстве, нельзя обойтись без ясно установленных рангов, что хотя лишь добродетель и талант имеют право на истинное поклонение, но превосходство в рождении и положении заслуживает почтения и уважения...? И разве могут литераторы завидовать или извращать столь законные прерогативы других сословий?
Глашатаи нового "положения" писателя (но не того типа “философов”, который воплощали Дидро и Гольбах), Дюкло, Вольтер и д’Aламбер предлагали своим "собратьям" воспользоваться появившейся социальной мобильностью и вступить в ряды элиты. Они не бросали вызов общественному устройству, а предлагали ему поддержку.
Но в чем был смысл этого процесса? Истеблишмент просвещался или же Просвещение становилось его частью? Наверное, и то и другое, хотя стоило бы избегать затасканного термина "истеблишмент" и вернуться к уже знакомому выражению XVIII века -- "свет". После сражений за свои принципы в середине века и закрепив свои победы в последние годы царствования Людовика XV, великие “философы” столкнулись с проблемой, неизбежной для всякой победившей идеологии: им нужно было отыскать в следующем поколении достойных продолжателей. Разумеется, "поколение" -- это понятие расплывчатое. Возможно, никаких поколений нет, а есть только демографические "классы". Однако великие французские “философы” образуют очень компактную демографическую группу: Монтескье 1689 -- 1755, Вольтер 1694 -- 1778; затем Бюффон 1707 -- 1788, Мабли 1709 -- 1785, Руссо 1712 -- 1778, Дидро 1713 -- 1784, Кондильяк 1715 -- 1780 и д’Aламбер 1717 -- 1783. Разумеется, современникам запоминается смерть, а не рождение великих людей. Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, д’Aламбер и Мабли умерли между 1778-м и 1785-м; и их смерть создала вакансии, которые предстояло заполнить людям, родившимся, по большей части, в 1720-е и 1730-е".
Очень советуем найти статью в сети и внимательно прочесть всем писателям, желающим не просто заработать известность и материальные блага. Тем, кто считает себя, способным изменить мир, посредством слова. Зачем повторять чужие ошибки? Ведь мы на пороге серьезных изменений в России XXI века. Пусть мы и не такие великие мистики, как Наполеон, но кое-что знаем. Такие вот дела.
Свидетельство о публикации №205062400165
Но мне кажется, прежде чем говорить о влиянии литературы в наши дни, надо определить, что именно мы понимаем под литературой.
Шура Борисова 24.06.2005 15:34 Заявить о нарушении
Форум Прозыру 24.06.2005 18:32 Заявить о нарушении
Ritase 24.06.2005 18:48 Заявить о нарушении
Отложим в сторону телефонные справочники и инструкции по использованию пылесоса...
Зайдите в большой книжный магазин - бесчисленные стопки книжек.
Все они литература? Сомневаюсь. Если под литературой понимать не просто печатное слово. То, что лежит в магазине, скорее можно назвать книгопечатной продукцией.
Причем больший интерес у покупателей, а значит, и большее влияние на них имеет то, что литературой можно назвать с натяжкой.
Будем говорить о влиянии этих книг на жизнь общества?
А вот провинциальный магазин... Недавно мой друг прислал маленький репортаж из такого. В субботний день он был там единственный посетитель и то ушел без книжки. Денег недостало...
Не важно, что мы понимаем под современной литературой, но раз книг не покупают вообще, то и влияния нет, разве что опосредованно, через сериалы...
Шура Борисова 24.06.2005 19:17 Заявить о нарушении
Форум Прозыру 24.06.2005 19:49 Заявить о нарушении
Форум Прозыру 24.06.2005 19:58 Заявить о нарушении
Ритусей меня называть можно.
Ritase 24.06.2005 20:10 Заявить о нарушении
Форум Прозыру 24.06.2005 20:18 Заявить о нарушении
Ritase 24.06.2005 20:31 Заявить о нарушении
Если вы следите за книжным миром, то наверно заметили тенденцию на удорожание книг лидеров продаж. И ко всему прочему есть Интернет, который рано или поздно, но станет влиять на популярность писателя.
Форум Прозыру 25.06.2005 16:54 Заявить о нарушении