Валентина Неробова Моя Андога это Северная Атлантида

  Валентина Александровна Неробова –  живая легенда инженерно – экономического института  ЧГУ, один из его самых колоритных и запоминающихся преподавателей этого крупнейшего  череповецкого вуза. Со студентами у нее отношения очень специфические.  Сама Валентина Александровна родом из кадуйской деревеньки Будимирово. В свое время, в начале девяностых годов, она закончила молочную академию в Вологде, некоторое время работала у себя в совхозе агрономом. Что такое тяжелый деревенский труд с утра и до ночи знает прекрасно. Поэтому, может быть, студенты на ее занятиях не скучают, баклуши не бьют, а подобно привыкшим к непростой крестьянской доле тягловым лошадям в тяжелую посевную решают самые заковыристые задачки по анализу хозяйственной деятельности, финансовой математике, управленческим решениям, теории игр. Двоечки Валентина Александровна ставит достаточно легко. Но при этом никогда не позволит себе насмешки или оскорбления. Для нее неудовлетворительная оценка – это вполне нормальная часть жизни, промежуточный, пускай не самый лучший, результат работы. Так она все это студентам и объясняет. Ни разу не встречал ни одного человека, который бы был на нее смертельно обижен, обещал «припомнить». Видимо подкупает ребят в Валентине Александровне то, что оценки свои она ставит не из чувства мести или желания поставить на место двоечника или выскочку, а из чувства справедливости. Если знаешь, получи «отлично» или «хорошо». Не знаешь, поди подготовься. Будешь стараться и у тебя все получиться.
  Значение имени Валентина — «здоровая, сильная, жизнеспособная». Как отмечают толкователи имени, с раннего детства в Валентине заметна доброта. Она способна поделится с близкими всем, что у нее есть. Соглашаясь помочь, она может создать себе дополнительные трудности, и делает это не из расчета, а потому, что не может оставаться равнодушной к чужой беде. Любит принимать гостей, сама легка на подъем. Придя в гости, в чужой дом, обязательно постарается оказать помощь хозяйке дома. Все это, между прочим и про нее, Валентину Неробову. Преподаватели кафедры и другие знакомые любят бывать у Валентины Александровны дома: здесь в Череповце и в родовом гнезде – в Будимирово. А совсем недавно ее «имение» посетила  большая группа преподавателей и студентов ЧГУ. Будущие экономисты и менеджеры, программисты и психологи провели здесь первый в истории своего университета, а может быть и области фестиваль частушек.
  Надо сказать, что это не случайно. Сама Валентина Александровна большая любительница частушек, поет чужие и сочиняет свои еще с тех пор, когда училась в деревенской школе. Ее частушки простые по форме и прямые по содержанию отличает особый деревенский юмор, душевность, и, как говорили политруки в советской армии, соответствие политическому моменту. А еще у Валентины Александровны есть мечта, которая современному прагматичному городскому человеку может показаться даже немного странной. Неробова хочет в ближайшее время заняться тем, чтобы поднять экономику и культуру своего родного края, который, когда-то, еще молодой девушкой, поехав учиться в Вологду, оставила, казалось бы, навсегда.
- Моя Андога, - говорит Валентина Александровна, - это настоящая Северная Атлантида.
  И, правда, кто бывал в этих краях, с удовольствием подтвердит слова Неробовой. Андога - "куст" из множества деревень, расположенный в Кадуйском районе. Край малолюдный и, может быть, поэтому сохранивший первозданную красоту, не тронутую тяжелой поступью цивилизации. Куда ни глянь - поля и перелески, густо осыпанные небольшими лесками, а среди них - разбросанные в радиусе двадцати километров полсотни деревушек, среди которых, ставшая уже знаменитой и такая родная Будимирово, основанная еще четыреста лет назад поляком Будимиром.
- В нашем краю огромное количество достопримечательностей, достойных внимания любого туриста, как нашего, отечественного, так и западного.  К примеру, возьмем один из самых населенных в нашем районе пунктов – село Никольское. Вот  лежит на краю проселочной дороги камень, самый обычный с виду, разве только очень большими размерами удивляет. А между тем, по местному преданию, с этим камнем напрямую связано появление замечательного памятника архитектуры - Филиппо-Ирапского монастыря. Он стоит на красивейшем месте - у излучины реки Андоги, чуть в стороне  от Никольского. В XVI веке пришел на эту землю монах Филипп. Жил он, согласно легенде,  в землянке, вырытой по соседству с раскидистой сосной, усердно молился. Один из братьев князей Шелешпанских, владевших в то время Андогой, вознамерился изгнать Филиппа, да конь его, испугавшись грозы, сбросил седока. Упал князь на камень, лежавший у Никольской церкви, и разбился. От церкви ныне остались одни руины, а камень до сих пор лежит.
- В ваших местах населенные пункты имеют очень интересные названия.
-  Имена местам дают люди. Историки утверждают, что впервые такая необходимость возникла тогда, когда наша местность стала заселяться людьми с одинаковым языкам. На территории нашего района поселились племена под названием весь. Они и создали первый слой топонимов, некоторые из них дожили и нашего времени. По подсчетам, в свое время сделанным краеведом А.Г. Юковым, примерно в 10% имён наших населенных пунктов сохранились корни слов, идущие от веси: Кадуй, Уйта, Нежбуй, Ишкобой, Солохта, Пелемень (всего их свыше двадцати). Среди названий рек процент корней, идущих от веси, значительно больше: Суда, Андога, Казара, Кумсара, Сивец, Ингобой. С десятого века наши места усиленно заселяются словенами, и начинают укореняться славянские названия. За десять веков славяно-русского периода славяно-русские топонимы стали преобладающими – почти 90% всех названий. А топонимия рек существенно за это время не изменилась. Со славянской древностью связаны названия Смердяч, Селище, Чурово, Чудиново, Раменье. Поселения, расположенные по берега рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура", "чудина - чудища".
  Большинство наших андогских деревень расположено по обоим берегам рек Шулмы и Андоги. Новые деревни люди называют по реке или по положению относительно её. Часто деревни называли по особенностям места, на котором она основана: Горка (в районе несколько деревень с таким названием), Холмища, Дубравное, Заозерье (за озером), Замошье (за мхом), Глухое (в глухомани), Заказарье (за рекой Казарой).
  Есть в районе населенные пункты, топонимы которых основаны на фамилии первых поселенцев: Бобровка (Бобровы), Васильевская (Васильевы), Ивановская (Ивановы). Починок (Починков в районе тоже несколько - Горелый Починок, Вахонин Починок). Есть деревни, которые получили свой топоним по древнему промыслу. В наших местах строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино и Вахонин Починок. Деревня Ковалёво - топоним также по древнему промыслу ковалей. Около 20% топонимов деревень связано с именами людей: Кузьминка, Тимохино, Спирютино, Фадеево. Кто были эти люди, имена которых стали топонимами деревень, где они жили? Среди них, очевидно, были такие, которые оставили о себе добрую память, и эта память была настолько яркой и впечатляющей, что забылось старое название деревни.
- На правом берегу Шулмы находится деревня Завод. Для человека, незнакомого с историей вашего края, такое название покажется странным - здесь не видно заводских труб, зданий.
- Никакого завода здесь нет. Но, как гласит предание, здесь был винокуренный завод, принадлежащий главнокомандующему русской армии Михаилу Илларионовичу Кутузову. Завод в свое время сгорел, а крепостным крестьянам, работавшим на заводе, была дарована Кутузовым вольная. Топоним "завод" закрепился за названием деревни. Нас заставляет верить этому преданию то, что до сих пор на берегу Шулмы сохранились котлованы, а в реке основание плотины.
- Насколько я понимаю, река Андога – это то, что объединяет все разнообразие жизни в вашей местности?
- Деревни, находящиеся на территории нынешнего Никольского сельсовета, издавна называют общим наименованием Андога. "Я из Андоги", - скажет житель любой деревни нашего сельсовета и в наши дни. Корень "анд" находим в эстонском языке. Он соответствует русскому слову "дар" от глагола дарить. Как могло произойти это название?
Есть версия, что один из родов в поисках благоприятных природных условий поселился на берегах озера, очень богатого рыбой. Она для поселенцев стала одним из средств существования. Племя рассматривало рыбные богатства озера, как дар богов и назвало его Анд, а реку, вытекающую из него, Андогой. А многие наши деревни расположены по берегам реки Андоги, отсюда обобщенное название всех деревень - Андога.
- Скажите, Валентина Александровна, если бы составляли справочник туристических ресурсов Кадуйского района и, в частности, андогских сел, то какие замечательные места, события, людей, легенды, мифы,  вы бы туда включили?
- Во-первых, сам районый центр Кадуй. Там есть замечательная Богоявленская церковь, современная ГРЭС, построенная в 1975 году, рыбные промыслы, интересные технологии разведения рыбы. Во-вторых, не забыла бы про поселок Хохлово. Там туристам были бы в немалой степени интересны устраиваемые всевозможные национальные игрища, фольклорные фестивали, гончарные промыслы. В-третих, жемчужина Андоги -  Зеленый берег и находящийся на его территории Троицко – Филлипо – Ирапский монастырь. Не дело, когда чудо-творение русских людей сейчас зарастает лопухами. В четвертых, подробнее бы познакомила туристов с ресурсами самих андогских сел: святым источником и «русской школой»  - пятистенком, творением «вологодских – новгородцев» в селе Никольском, селом Княжево, где когда-то, согласно преданиям жили князья Шелешпанские, курганом в деревне Лепилово, где захоронены многие поляки, когда-то грабившие монастырь, но затем, после своего поражения, оставшиеся жить на русской земле, с Золотым ручьем, где когда-то обронила золотой перстень русская княжна. В-пятых, наши места – это настоящая туристическая Мекка для развития конного туризма, байдарочного спорта и т.д. Уже в сентябре, совместно с Череповецким государственным университетом и при поддержке кадуйских властей мы планируем виесте со студентами провести в районе андогских сел первый в области фестиваль грибов и ягод, которыми так полны наши леса. Думаем, что наша акция со временем выльется в настоящий яркий, сказочный праздник и послужит толчком развития туризма на Андоге и подъема экономики нашего района.


Из творческого архива Валентины Неробовой

Вологодские ребята

Вологодские ребята
Мне просили передать,
Что частушек про их брата
Надо больше сочинять.

Вологодские ребята
Как-то съездили в Москву.
Прогулялись вдоль Арбата
Как бараны по хлеву.

Вологодские ребята
Не умеют хохотать.
Все заржут, как жеребята,
Надо уши затыкать.

Вологодские ребята
Отдыхают на лугу.
Прибегают к ним девчата,
Ну и я к ним побегу.

Вологодские ребята
На охоту собрались.
Было дроби маловато –
Из-за дроби подрались.

Вологодские ребята
Рыбу ловят не крючком:
Применяют экскаватор,
Рыбу черпают ковшом.

Вологодские ребята
На концерте подрались.
Били дружно телепата –
Не фиг лезть, мол, в нашу жизнь!

Вологодские ребята
Захотели коньяка.
А бутыль дороговата.
Напилися … молока.

Вологодские ребята
Попивают многовато.
Чем стаканчик лобызать,
Шли бы девок целовать.


Говорила баба деду

Говорила баба деду:
«Я лечиться в Крым поеду».
Отвечает старый дед:
«Лучше бани здравниц нет!»

Говорила баба деду:
«Проиграл ты, большевик!
Одержал буржуй победу, –
Зять теперя биржевик!»

Говорила деду баба:
«Мне б создать ГКЧП.
Я порядок навела бы
И в колхозе, и в сельпе».

Говорила деду баба:
«В ресторане побыла бы»…
Отвечает старый дед:
«У тебя же денег нет!»

Говорила деду баба:
«Самолет я угнала бы,
Кабы в Швеции жила,
Больше б пенсия была».

Говорила баба деду:
«Может, в Харовск я поеду –
Вдруг пришельцы прилетят,
В рай досрочно пригласят?!»

Говорила баба деду:
К Якубовичу поеду.
Телевизора, жаль нет
Передать тебе привет.

Говорила баба деду:
«Что же нам купить к обеду?
Ходим с пенсией своей
В магазины, как в музей».

Говорила баба деду:
«Прилетели бы в село
К нам тарелочки к обеду,
А не эти НЛО».

Говорила баба деду:
«Я хочу икры к обеду.
Чем начальников я хуже?
Черный тип икры мне нужен!»


Детские

А в меня влюбился Вадик,
Целовал меня не раз
Мама, в садик, папа в садик,
Приглашу на свадьбу вас!

Сорвала вчера я в поле
Синий-синий василек.
А в меня влюбился в школе
Рыжий-рыжий паренек.

Что-то мамочка в капусте
Все ребенка не найдет.
Пусть уж аист, раз там пусто,
Мне братишку принесет.

Папа, ты зачем без мамы
Летом ездил на Багамы?
Мне дружок Толян сказал:
Ты там маме изменял.

Дорогой диван купили,
Папа с мамою обмыли.
Тот диван, от вас не скрою,
Я по-своему обмою.


О себе

Я частушки сочиняю,
Не стара, а молода.
Дело бабок продолжаю,
Не устану никогда.

Мы девчата боевые,
Убегайте все в подвал.
Ведь частушки непростые –
Убивают наповал.

В центре старой деревушки
Зацвела черемуха.
Все частушки как из пушки,
Бьют они без промаха.

Все мы знаем, все мы знаем,
Что унынье – тяжкий грех.
Ну мы редко унываем,
Нам подходит больше смех.

Эх, унынье – тяжкий грех.
Пусть частушки у всех
Вызовут веселый смех
И получат успех. Эх!

Маяковский ерундой
Все частушки называл.
Жаль, сейчас он не живой,
Повстречался бы со мной.

Говорят, что без сомнений,
Я имею Божий дар.
…Из меня такой же гений,
Как из Ленина дояр.

Я не Тютчев, не Рубцов,
Я не Блок, не Пушкин.
Не могу писать стихов,
Так пишу частушки.


Политические – исторические

У начальства есть машины, (1989 г.)
Дачи и спецмагазины.
Им не сеять, не пахать,
На народ им наплевать.

Вот уже советской власти
Семь десятков с лишним лет.  (1990 г.)
Коммунизма – вот напасти! –
И в помине даже нет!

Съезд съедает миллионы,
Ну а толку ни хрена.
Принимаются законы,
Но в анархии страна. (1990 г.)

Словно улей съезд Советов, (1990 г.)
Потому что плюрализм.
Только меда что-то нету,
Видно, трутни собрались.

Депутаты, словно пчелы, (2003 г.)
В Думу прилетели.
Нету меда для народа –
Все медведи съели…

Говорила баба деду:
«Зря ты Зимний штурмовал.
Ведь в конце концов победу
Строй буржуйский одержал».

Господа из коммунистов
Получаются добры.
Вот таков пример нечистой
Политической игры.


Студенческие

Мы в общаге голодаем,
Кое-кто уж похудел.
О картофеле мечтаем,
Суп в пакетах надоел.

Город Вологда красивый,
Красит Вологду вокзал.
Мой миленочек счастливый –
На работу в банк попал.

Хорошо сейчас мне стало:
Коммерсант – избранник мой.
А я даже не мечтала
Стать буржуйскою женой.

В институте жизнь какая?
Так-то вроде ничего.
Два студента, голодая,
Съели друга своего.

О студентах слух идет:
Небогатый есть народ.
А на водку тот народ
Где же денежки берет?

Дискотеки и кино
Для студента мало.
Подавай ему вино,
Взрослость мол, настала.

Хороша жизнь у студента,
Даже очень хороша.
Только лишь на полпроцента
Не заполнена душа.

За экзамен «два» имею,
Пересдать его хочу.
Если денег пожалею,
То натурой заплачу.

Предложил профессор Мане
А потом и Кате
Сдать экзамен на диване,
А зачет – в кровати.

Я английский не люблю,
Надоел, хоть помирай.
Знаю только: I love you,
Kiss me, thank you & good by…

Частушки с именем
Начинаем представленье,
Собирай, гармонь, народ.
Валентина без стесненья
Вам частушки пропоет.

Оля с Любою - подружки,
Хорошо поют частушки.
Жаль, они не запоют,
Если водки не нальют...

Чтобы праздник был чудесен,
Олю с Вовой позови –
Знатоков застольных песен
И частушек о любви.

После многих испытаний
Научилася уму.
Вот у Сани хер с ушами –
Потому не дам ему.

Эх, Алеша, Алексей,
Налови мне карасей.
Накормлю я кошку
И тебя немножко.

Лехе, парню моему,
Восемнадцатый пошел.
Служба так страшна ему,
Что готов сменить он пол.


Частушки из Молочного
Мы девчата боевые,
Убегайте все в подвал.
Ведь частушки непростые –
Убивают наповал.

Агрономы виноваты
В том, как вносят химикаты:
Сроки, дозы не важны –
Лишь бы были внесены.

Стали люди, как собаки:
Часто огрызаются,
Из-за хлеба лезут в драки,
Только не кусаются.

Куры вдруг забастовали –
Не несутся, что с них взять?
Но зато всех нас не стали
Сальмонеллой заражать.

Собирает мало взносов
Комсомольский аппарат
Не остаться чтобы с носом,
Стал коммерции он рад.

Если смерть пришла за вами,
Не спешите умирать –
Тяжело сейчас с гробами,
Даже досок не достать.

Частушки любовные

Вологодские просторы
Приезжайте посмотреть:
Средь красивой местной флоры
Хорошо частушки петь.

Позавидуй русской доле:
Две кобылы у меня.
На одной пашу я в поле,
На другой … женатый я.

Я до чертиков напился,
На конюшне ночевал.
Там в кобылу я влюбился,
К жеребцу приревновал.

Полюбила офицера,
Переспать хотела с ним.
Отказался он, холера,
Оказался голубым.

Я миленка проводила
В армию советскую.
Дедовщина загубила
Удаль молодецкую.

Говорим тебе, Валера:
Соизволь-ка выйти вон:
Не у нас твоя Венера
И не наш ты Аполлон!

Частушки хулиганские, алкогольные и наркоманские

Это чукчи-северяне
Мало улыбаются.
Северяне-вологжане
Шуткой согреваются.

Завела кота на даче,
От мышей чтоб избавлял.
Кот поставил цель иначе –
Только с кошками гулял.

Кошки Тиша и Маруся
Аппетитно “Viskas”жрут.
На закуску не боюся
Потреблять я “Kitten food”

Бабка шепчется в углу:
«Дед, мне слышать довелось –
Сел внучок наш на иглу.
Хорошо, что не на гвоздь».

О вреде спиртного я
Диссертацию писал.
Для разрядки я, друзья,
Много водки принимал.

Как-то в армии я был
И почти что не служил:
Строил дачу генерал,
Я с друзьями помогал.

Эх, не весело нам стало,
Настроение пропало.
Не послать ли нам гонца
За бутылочкой винца?

У меня опять запой,
Мой любимый тост такой:
До свиданья, разум мой,
Завтра встретимся с тобой!

Частушки сельскохозяйственные

Эх, земельная реформа,
Распадается колхоз.
Кто же нас тогда накормит,
Если фермер не дорос?

Фермер я трудолюбивый,
Мини-трактор приобрел.
Мой сосед, мужик ленивый,
Весь на зависть изошел.

Минеральных удобрений
Много вносит наш совхоз.
А какой придумал гений
По реке сплавлять навоз?

Хоть и выгодно, но все же
Жалко хлебом скот кормить.
Надо сделать хлеб дороже,
Комбикорм удешевить.

Если в город все уедем,
То придется голодать.
А в селе кабан с медведем
Будут все арендовать.

Кукуруза покоряла
При Хрущеве Север.
Ах, зачем ты вытесняла
Мой любимый клевер?

Ой, дояр я молодой,
Вы посмейтесь надо мной:
От коровы от одной
Получил я в лоб ногой.

Жили-были дед да баба,
Ну и с ними кура Ряба.
Взяли курицу в колхоз,
Сам старик яички нес…

Частушки «перестроечные»

Перестройка, ох, влияет
На миленка, не шутя:
Он в аренду забирает
У родителей меня.

Меры приняли большие
Чтоб не пили алкоголь.
Но запрет не губит змия,
Результат кампаний – ноль!

Потеряли – и не тужим –
Два билета мы в кино.
Нам всего дороже с мужем
Два талона на вино!

В магазине продавали
Трусики и плавки.
Двух старушек затоптали
И снесли прилавки.

Износилася одежда,
И теперь одна надежда,
Что появится указ
Нагишом ходить у нас.

Что купить бы на зарплату
Для своей жены я смог?
Только лишь полпуда ваты
Или импортный сапог…

На морозе надоело
В сапогах к тебе ходить.
Я бы валенки надела,
Только где же их купить?

Интервью брал и все подготовил Игорь Васюков


Рецензии