Валентина Неробова Моя Андога это Северная Атлантида
Значение имени Валентина — «здоровая, сильная, жизнеспособная». Как отмечают толкователи имени, с раннего детства в Валентине заметна доброта. Она способна поделится с близкими всем, что у нее есть. Соглашаясь помочь, она может создать себе дополнительные трудности, и делает это не из расчета, а потому, что не может оставаться равнодушной к чужой беде. Любит принимать гостей, сама легка на подъем. Придя в гости, в чужой дом, обязательно постарается оказать помощь хозяйке дома. Все это, между прочим и про нее, Валентину Неробову. Преподаватели кафедры и другие знакомые любят бывать у Валентины Александровны дома: здесь в Череповце и в родовом гнезде – в Будимирово. А совсем недавно ее «имение» посетила большая группа преподавателей и студентов ЧГУ. Будущие экономисты и менеджеры, программисты и психологи провели здесь первый в истории своего университета, а может быть и области фестиваль частушек.
Надо сказать, что это не случайно. Сама Валентина Александровна большая любительница частушек, поет чужие и сочиняет свои еще с тех пор, когда училась в деревенской школе. Ее частушки простые по форме и прямые по содержанию отличает особый деревенский юмор, душевность, и, как говорили политруки в советской армии, соответствие политическому моменту. А еще у Валентины Александровны есть мечта, которая современному прагматичному городскому человеку может показаться даже немного странной. Неробова хочет в ближайшее время заняться тем, чтобы поднять экономику и культуру своего родного края, который, когда-то, еще молодой девушкой, поехав учиться в Вологду, оставила, казалось бы, навсегда.
- Моя Андога, - говорит Валентина Александровна, - это настоящая Северная Атлантида.
И, правда, кто бывал в этих краях, с удовольствием подтвердит слова Неробовой. Андога - "куст" из множества деревень, расположенный в Кадуйском районе. Край малолюдный и, может быть, поэтому сохранивший первозданную красоту, не тронутую тяжелой поступью цивилизации. Куда ни глянь - поля и перелески, густо осыпанные небольшими лесками, а среди них - разбросанные в радиусе двадцати километров полсотни деревушек, среди которых, ставшая уже знаменитой и такая родная Будимирово, основанная еще четыреста лет назад поляком Будимиром.
- В нашем краю огромное количество достопримечательностей, достойных внимания любого туриста, как нашего, отечественного, так и западного. К примеру, возьмем один из самых населенных в нашем районе пунктов – село Никольское. Вот лежит на краю проселочной дороги камень, самый обычный с виду, разве только очень большими размерами удивляет. А между тем, по местному преданию, с этим камнем напрямую связано появление замечательного памятника архитектуры - Филиппо-Ирапского монастыря. Он стоит на красивейшем месте - у излучины реки Андоги, чуть в стороне от Никольского. В XVI веке пришел на эту землю монах Филипп. Жил он, согласно легенде, в землянке, вырытой по соседству с раскидистой сосной, усердно молился. Один из братьев князей Шелешпанских, владевших в то время Андогой, вознамерился изгнать Филиппа, да конь его, испугавшись грозы, сбросил седока. Упал князь на камень, лежавший у Никольской церкви, и разбился. От церкви ныне остались одни руины, а камень до сих пор лежит.
- В ваших местах населенные пункты имеют очень интересные названия.
- Имена местам дают люди. Историки утверждают, что впервые такая необходимость возникла тогда, когда наша местность стала заселяться людьми с одинаковым языкам. На территории нашего района поселились племена под названием весь. Они и создали первый слой топонимов, некоторые из них дожили и нашего времени. По подсчетам, в свое время сделанным краеведом А.Г. Юковым, примерно в 10% имён наших населенных пунктов сохранились корни слов, идущие от веси: Кадуй, Уйта, Нежбуй, Ишкобой, Солохта, Пелемень (всего их свыше двадцати). Среди названий рек процент корней, идущих от веси, значительно больше: Суда, Андога, Казара, Кумсара, Сивец, Ингобой. С десятого века наши места усиленно заселяются словенами, и начинают укореняться славянские названия. За десять веков славяно-русского периода славяно-русские топонимы стали преобладающими – почти 90% всех названий. А топонимия рек существенно за это время не изменилась. Со славянской древностью связаны названия Смердяч, Селище, Чурово, Чудиново, Раменье. Поселения, расположенные по берега рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура", "чудина - чудища".
Большинство наших андогских деревень расположено по обоим берегам рек Шулмы и Андоги. Новые деревни люди называют по реке или по положению относительно её. Часто деревни называли по особенностям места, на котором она основана: Горка (в районе несколько деревень с таким названием), Холмища, Дубравное, Заозерье (за озером), Замошье (за мхом), Глухое (в глухомани), Заказарье (за рекой Казарой).
Есть в районе населенные пункты, топонимы которых основаны на фамилии первых поселенцев: Бобровка (Бобровы), Васильевская (Васильевы), Ивановская (Ивановы). Починок (Починков в районе тоже несколько - Горелый Починок, Вахонин Починок). Есть деревни, которые получили свой топоним по древнему промыслу. В наших местах строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино и Вахонин Починок. Деревня Ковалёво - топоним также по древнему промыслу ковалей. Около 20% топонимов деревень связано с именами людей: Кузьминка, Тимохино, Спирютино, Фадеево. Кто были эти люди, имена которых стали топонимами деревень, где они жили? Среди них, очевидно, были такие, которые оставили о себе добрую память, и эта память была настолько яркой и впечатляющей, что забылось старое название деревни.
- На правом берегу Шулмы находится деревня Завод. Для человека, незнакомого с историей вашего края, такое название покажется странным - здесь не видно заводских труб, зданий.
- Никакого завода здесь нет. Но, как гласит предание, здесь был винокуренный завод, принадлежащий главнокомандующему русской армии Михаилу Илларионовичу Кутузову. Завод в свое время сгорел, а крепостным крестьянам, работавшим на заводе, была дарована Кутузовым вольная. Топоним "завод" закрепился за названием деревни. Нас заставляет верить этому преданию то, что до сих пор на берегу Шулмы сохранились котлованы, а в реке основание плотины.
- Насколько я понимаю, река Андога – это то, что объединяет все разнообразие жизни в вашей местности?
- Деревни, находящиеся на территории нынешнего Никольского сельсовета, издавна называют общим наименованием Андога. "Я из Андоги", - скажет житель любой деревни нашего сельсовета и в наши дни. Корень "анд" находим в эстонском языке. Он соответствует русскому слову "дар" от глагола дарить. Как могло произойти это название?
Есть версия, что один из родов в поисках благоприятных природных условий поселился на берегах озера, очень богатого рыбой. Она для поселенцев стала одним из средств существования. Племя рассматривало рыбные богатства озера, как дар богов и назвало его Анд, а реку, вытекающую из него, Андогой. А многие наши деревни расположены по берегам реки Андоги, отсюда обобщенное название всех деревень - Андога.
- Скажите, Валентина Александровна, если бы составляли справочник туристических ресурсов Кадуйского района и, в частности, андогских сел, то какие замечательные места, события, людей, легенды, мифы, вы бы туда включили?
- Во-первых, сам районый центр Кадуй. Там есть замечательная Богоявленская церковь, современная ГРЭС, построенная в 1975 году, рыбные промыслы, интересные технологии разведения рыбы. Во-вторых, не забыла бы про поселок Хохлово. Там туристам были бы в немалой степени интересны устраиваемые всевозможные национальные игрища, фольклорные фестивали, гончарные промыслы. В-третих, жемчужина Андоги - Зеленый берег и находящийся на его территории Троицко – Филлипо – Ирапский монастырь. Не дело, когда чудо-творение русских людей сейчас зарастает лопухами. В четвертых, подробнее бы познакомила туристов с ресурсами самих андогских сел: святым источником и «русской школой» - пятистенком, творением «вологодских – новгородцев» в селе Никольском, селом Княжево, где когда-то, согласно преданиям жили князья Шелешпанские, курганом в деревне Лепилово, где захоронены многие поляки, когда-то грабившие монастырь, но затем, после своего поражения, оставшиеся жить на русской земле, с Золотым ручьем, где когда-то обронила золотой перстень русская княжна. В-пятых, наши места – это настоящая туристическая Мекка для развития конного туризма, байдарочного спорта и т.д. Уже в сентябре, совместно с Череповецким государственным университетом и при поддержке кадуйских властей мы планируем виесте со студентами провести в районе андогских сел первый в области фестиваль грибов и ягод, которыми так полны наши леса. Думаем, что наша акция со временем выльется в настоящий яркий, сказочный праздник и послужит толчком развития туризма на Андоге и подъема экономики нашего района.
Из творческого архива Валентины Неробовой
Вологодские ребята
Вологодские ребята
Мне просили передать,
Что частушек про их брата
Надо больше сочинять.
Вологодские ребята
Как-то съездили в Москву.
Прогулялись вдоль Арбата
Как бараны по хлеву.
Вологодские ребята
Не умеют хохотать.
Все заржут, как жеребята,
Надо уши затыкать.
Вологодские ребята
Отдыхают на лугу.
Прибегают к ним девчата,
Ну и я к ним побегу.
Вологодские ребята
На охоту собрались.
Было дроби маловато –
Из-за дроби подрались.
Вологодские ребята
Рыбу ловят не крючком:
Применяют экскаватор,
Рыбу черпают ковшом.
Вологодские ребята
На концерте подрались.
Били дружно телепата –
Не фиг лезть, мол, в нашу жизнь!
Вологодские ребята
Захотели коньяка.
А бутыль дороговата.
Напилися … молока.
Вологодские ребята
Попивают многовато.
Чем стаканчик лобызать,
Шли бы девок целовать.
Говорила баба деду
Говорила баба деду:
«Я лечиться в Крым поеду».
Отвечает старый дед:
«Лучше бани здравниц нет!»
Говорила баба деду:
«Проиграл ты, большевик!
Одержал буржуй победу, –
Зять теперя биржевик!»
Говорила деду баба:
«Мне б создать ГКЧП.
Я порядок навела бы
И в колхозе, и в сельпе».
Говорила деду баба:
«В ресторане побыла бы»…
Отвечает старый дед:
«У тебя же денег нет!»
Говорила деду баба:
«Самолет я угнала бы,
Кабы в Швеции жила,
Больше б пенсия была».
Говорила баба деду:
«Может, в Харовск я поеду –
Вдруг пришельцы прилетят,
В рай досрочно пригласят?!»
Говорила баба деду:
К Якубовичу поеду.
Телевизора, жаль нет
Передать тебе привет.
Говорила баба деду:
«Что же нам купить к обеду?
Ходим с пенсией своей
В магазины, как в музей».
Говорила баба деду:
«Прилетели бы в село
К нам тарелочки к обеду,
А не эти НЛО».
Говорила баба деду:
«Я хочу икры к обеду.
Чем начальников я хуже?
Черный тип икры мне нужен!»
Детские
А в меня влюбился Вадик,
Целовал меня не раз
Мама, в садик, папа в садик,
Приглашу на свадьбу вас!
Сорвала вчера я в поле
Синий-синий василек.
А в меня влюбился в школе
Рыжий-рыжий паренек.
Что-то мамочка в капусте
Все ребенка не найдет.
Пусть уж аист, раз там пусто,
Мне братишку принесет.
Папа, ты зачем без мамы
Летом ездил на Багамы?
Мне дружок Толян сказал:
Ты там маме изменял.
Дорогой диван купили,
Папа с мамою обмыли.
Тот диван, от вас не скрою,
Я по-своему обмою.
О себе
Я частушки сочиняю,
Не стара, а молода.
Дело бабок продолжаю,
Не устану никогда.
Мы девчата боевые,
Убегайте все в подвал.
Ведь частушки непростые –
Убивают наповал.
В центре старой деревушки
Зацвела черемуха.
Все частушки как из пушки,
Бьют они без промаха.
Все мы знаем, все мы знаем,
Что унынье – тяжкий грех.
Ну мы редко унываем,
Нам подходит больше смех.
Эх, унынье – тяжкий грех.
Пусть частушки у всех
Вызовут веселый смех
И получат успех. Эх!
Маяковский ерундой
Все частушки называл.
Жаль, сейчас он не живой,
Повстречался бы со мной.
Говорят, что без сомнений,
Я имею Божий дар.
…Из меня такой же гений,
Как из Ленина дояр.
Я не Тютчев, не Рубцов,
Я не Блок, не Пушкин.
Не могу писать стихов,
Так пишу частушки.
Политические – исторические
У начальства есть машины, (1989 г.)
Дачи и спецмагазины.
Им не сеять, не пахать,
На народ им наплевать.
Вот уже советской власти
Семь десятков с лишним лет. (1990 г.)
Коммунизма – вот напасти! –
И в помине даже нет!
Съезд съедает миллионы,
Ну а толку ни хрена.
Принимаются законы,
Но в анархии страна. (1990 г.)
Словно улей съезд Советов, (1990 г.)
Потому что плюрализм.
Только меда что-то нету,
Видно, трутни собрались.
Депутаты, словно пчелы, (2003 г.)
В Думу прилетели.
Нету меда для народа –
Все медведи съели…
Говорила баба деду:
«Зря ты Зимний штурмовал.
Ведь в конце концов победу
Строй буржуйский одержал».
Господа из коммунистов
Получаются добры.
Вот таков пример нечистой
Политической игры.
Студенческие
Мы в общаге голодаем,
Кое-кто уж похудел.
О картофеле мечтаем,
Суп в пакетах надоел.
Город Вологда красивый,
Красит Вологду вокзал.
Мой миленочек счастливый –
На работу в банк попал.
Хорошо сейчас мне стало:
Коммерсант – избранник мой.
А я даже не мечтала
Стать буржуйскою женой.
В институте жизнь какая?
Так-то вроде ничего.
Два студента, голодая,
Съели друга своего.
О студентах слух идет:
Небогатый есть народ.
А на водку тот народ
Где же денежки берет?
Дискотеки и кино
Для студента мало.
Подавай ему вино,
Взрослость мол, настала.
Хороша жизнь у студента,
Даже очень хороша.
Только лишь на полпроцента
Не заполнена душа.
За экзамен «два» имею,
Пересдать его хочу.
Если денег пожалею,
То натурой заплачу.
Предложил профессор Мане
А потом и Кате
Сдать экзамен на диване,
А зачет – в кровати.
Я английский не люблю,
Надоел, хоть помирай.
Знаю только: I love you,
Kiss me, thank you & good by…
Частушки с именем
Начинаем представленье,
Собирай, гармонь, народ.
Валентина без стесненья
Вам частушки пропоет.
Оля с Любою - подружки,
Хорошо поют частушки.
Жаль, они не запоют,
Если водки не нальют...
Чтобы праздник был чудесен,
Олю с Вовой позови –
Знатоков застольных песен
И частушек о любви.
После многих испытаний
Научилася уму.
Вот у Сани хер с ушами –
Потому не дам ему.
Эх, Алеша, Алексей,
Налови мне карасей.
Накормлю я кошку
И тебя немножко.
Лехе, парню моему,
Восемнадцатый пошел.
Служба так страшна ему,
Что готов сменить он пол.
Частушки из Молочного
Мы девчата боевые,
Убегайте все в подвал.
Ведь частушки непростые –
Убивают наповал.
Агрономы виноваты
В том, как вносят химикаты:
Сроки, дозы не важны –
Лишь бы были внесены.
Стали люди, как собаки:
Часто огрызаются,
Из-за хлеба лезут в драки,
Только не кусаются.
Куры вдруг забастовали –
Не несутся, что с них взять?
Но зато всех нас не стали
Сальмонеллой заражать.
Собирает мало взносов
Комсомольский аппарат
Не остаться чтобы с носом,
Стал коммерции он рад.
Если смерть пришла за вами,
Не спешите умирать –
Тяжело сейчас с гробами,
Даже досок не достать.
Частушки любовные
Вологодские просторы
Приезжайте посмотреть:
Средь красивой местной флоры
Хорошо частушки петь.
Позавидуй русской доле:
Две кобылы у меня.
На одной пашу я в поле,
На другой … женатый я.
Я до чертиков напился,
На конюшне ночевал.
Там в кобылу я влюбился,
К жеребцу приревновал.
Полюбила офицера,
Переспать хотела с ним.
Отказался он, холера,
Оказался голубым.
Я миленка проводила
В армию советскую.
Дедовщина загубила
Удаль молодецкую.
Говорим тебе, Валера:
Соизволь-ка выйти вон:
Не у нас твоя Венера
И не наш ты Аполлон!
Частушки хулиганские, алкогольные и наркоманские
Это чукчи-северяне
Мало улыбаются.
Северяне-вологжане
Шуткой согреваются.
Завела кота на даче,
От мышей чтоб избавлял.
Кот поставил цель иначе –
Только с кошками гулял.
Кошки Тиша и Маруся
Аппетитно “Viskas”жрут.
На закуску не боюся
Потреблять я “Kitten food”
Бабка шепчется в углу:
«Дед, мне слышать довелось –
Сел внучок наш на иглу.
Хорошо, что не на гвоздь».
О вреде спиртного я
Диссертацию писал.
Для разрядки я, друзья,
Много водки принимал.
Как-то в армии я был
И почти что не служил:
Строил дачу генерал,
Я с друзьями помогал.
Эх, не весело нам стало,
Настроение пропало.
Не послать ли нам гонца
За бутылочкой винца?
У меня опять запой,
Мой любимый тост такой:
До свиданья, разум мой,
Завтра встретимся с тобой!
Частушки сельскохозяйственные
Эх, земельная реформа,
Распадается колхоз.
Кто же нас тогда накормит,
Если фермер не дорос?
Фермер я трудолюбивый,
Мини-трактор приобрел.
Мой сосед, мужик ленивый,
Весь на зависть изошел.
Минеральных удобрений
Много вносит наш совхоз.
А какой придумал гений
По реке сплавлять навоз?
Хоть и выгодно, но все же
Жалко хлебом скот кормить.
Надо сделать хлеб дороже,
Комбикорм удешевить.
Если в город все уедем,
То придется голодать.
А в селе кабан с медведем
Будут все арендовать.
Кукуруза покоряла
При Хрущеве Север.
Ах, зачем ты вытесняла
Мой любимый клевер?
Ой, дояр я молодой,
Вы посмейтесь надо мной:
От коровы от одной
Получил я в лоб ногой.
Жили-были дед да баба,
Ну и с ними кура Ряба.
Взяли курицу в колхоз,
Сам старик яички нес…
Частушки «перестроечные»
Перестройка, ох, влияет
На миленка, не шутя:
Он в аренду забирает
У родителей меня.
Меры приняли большие
Чтоб не пили алкоголь.
Но запрет не губит змия,
Результат кампаний – ноль!
Потеряли – и не тужим –
Два билета мы в кино.
Нам всего дороже с мужем
Два талона на вино!
В магазине продавали
Трусики и плавки.
Двух старушек затоптали
И снесли прилавки.
Износилася одежда,
И теперь одна надежда,
Что появится указ
Нагишом ходить у нас.
Что купить бы на зарплату
Для своей жены я смог?
Только лишь полпуда ваты
Или импортный сапог…
На морозе надоело
В сапогах к тебе ходить.
Я бы валенки надела,
Только где же их купить?
Интервью брал и все подготовил Игорь Васюков
Свидетельство о публикации №205062600127