Цена и вес школьной медали
В советскую эпоху медаль была своеобразным пропуском в вуз: для поступления было достаточно сдать на "отлично" один экзамен. Медаль часто давалась не на каждый школьный выпускной класс и даже не на каждый выпуск. Еще бы, ведь ее получение в какой-нибудь самой глухой деревушке Союза открывало перед счастливчиком любые двери даже самых престижных московских и питерских вузов. Сегодня число медалистов из года в год увеличивается. В 2004 году их стало более 90 тысяч! В некоторых южных регионах количество медалистов зашкаливает за все мыслимые нормы. Растет, хоть и не так быстро, число обладателей «золота» и «серебра» и у нас в Вологодской области и в Череповце. В понедельник 27 июня Губернатор Вячеслав Позгалёв провел торжественный приём выпускников школ, удостоенных золотых медалей «За особые успехи в учении», и из собственных рук вручил награды 62 выпускникам. Это совершенно нереальная цифра для начала восьмидесятых годов, когда школу заканчивал ваш покорный слуга.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в печати совершенно недвусмысленно высказывается на счет того, что он думает о школьных медалях и выпускниках их получивших:
- Привилегии при поступлении в вуз для медалистов - не самая правильная льгота. Медаль уже не является ценностью, которая определяет качество и более высокий, чем у других, уровень знаний. Поэтому медалистов надо зачислять в вузы на общих основаниях.
Исходя из всего вышесказанного, мы провели собственное микрорасследование на тему: «Кому и зачем нужна золотая (серебряная) школьная медаль?».
Импульсом к расследованию послужила для нас небольшая беседа, которую мы проведи с одним работником Управления образования города, пожелавшим остаться неизвестным.
- Я считаю, что золотая медаль это зло. Она портит не только атмосферу вокруг ребенка, желающего ее получить, но и разрушает его личность и подрывает здоровье. Не существует людей одинаково высоко развитых в различных направлениях. Получение медали заставляет ребенка все время перенапрягаться, жить на грани своих физических и психических сил. Кроме того, это погоня «за золотом» формирует человека такого типа, который хочет быть первым во всем, а это невозможно. Потом у такого человека даже малейшая жизненная неудача воспринимается как катастрофа, непереносимая жизненная драма.
- Кому же нужны медали?
- Прежде всего, школам, в погоне за престижем, а еще – родителям, которые давят на ребенка, с одной стороны потому, что за счет его успехом хотят подтвердить свой высокий общественный статус, а с другой, потому что хотя компенсировать за его счет свои собственные неудачи.
Наше расследование мы продолжили, побеседовав с директором Мяксинской средней школы Виктором Леонидовичем Леонтьевым.
- Есть ли у вас в этом году медалисты?
- В прошлом году не было. В этом один мальчик получит серебряную медаль.
- Эта медаль заслуженная?
- Вполне. Что говорить об этом, если он попытался сдавать ЕГЭ по предметам, которые итак у него шли прекрасно.
- Как отнеслись в школе к его успехам?
- Прекрасно. Любая школа только гордиться такими выпускниками.
- Что будет, если он, поступая в вуз, не подтвердит свои знания?
- В жизни все бывает. Я думаю, что к поступлению он готов прекрасно. Но даже, если в этом году не получиться, жизненной драмы из этого никто делать не будет. Думаю, что он не пропадет.
Следующий наш собеседник редактор газеты «Курьер» Михаил Владимирович Кузьмицкий.
- Я закончил школу в 1978 году с красным дипломом, но золотой медали не получили. Мне это объяснили так, что в нашем классе на них было слишком много претендентов. Поэтому меня и срезали. Затем я самостоятельно поступил на журфак ЛГУ и по поводу медали больше никогда не переживал. Могу только сказать, что жизнь у тех, кто эти медали получил, сложилась не чуть не лучше, чем у меня, а профессиональных успехов, я достиг, пожалуй побольше, чем они. Я не хвастаюсь, а просто констатирую факты.
Интересная беседа сложилась у нас с доцентом кафедры биологии ЧГУ Натальей Афанасьевой, золотой медалистской, закончившей 15 школу в 1981 году.
- Могу сказать, что получение золотой медали мне далось относительно легко, хотя я больше ценила не школьные успехи, а свои победы на профильных олимпиадах. Сама золотая медаль мне для поступления не очень помогла. На первом экзамене в МГУ меня как раз и срезали, пришлось сдавать все остальные предметы. В нашей общежитской комнате, между прочим, из 5 человек четверо были обладателями золотых медалей. Такая своеобразна каста школьных медалистов.
- Так что же, если бы жить начать сначало…
- В фикс- идею, наверное, превращать получение медали нельзя. Ориентированный на нее школьник по жизни становиться своеобразным перфектционистом, т.е. человеком, который везде и всегда стремиться быть первым во всем. Это отнимает массу энергии и не способствует развитию в человеке каких-то других важных качеств. Более того, я думаю, что в своей жизни человек не может иметь только одну стратегию - любой ценой ориентироваться на успех, на ту планку, которую ставит ему общество. Планка планкой, но каждый из нас – это особый космос, неповторимая индивидуальность с уникальной судьбой.
- Насколько я знаю, ваш муж, Дмитрий Афанасьев не был школьным отличником, а сейчас занимает должность директора Корпоративного университета «Северсталь», является кандидатом наук. А его брат, как раз наоборот, является обладателем школьной золотой медали, но сейчас живет где-то в деревне, в Липецкой области.
- Зато мой муж в вузе учился на отлично, когда получал специальность и ему это жутко было интересно. Но это уже другая тема – это желание человека не быть отличником для других, а самореализоваться самому.
Ну что же, идем дальше. Следующий наш собеседник еще один доцент ЧГУ Виктор Ефимович Приходский, счастливый отец только что новоиспеченного медалиста, правда – серебряного.
- Гоняли ли вы своего сына, нацеливали ли на медаль.
- Мне приятно сознавать, что Максим стал серебряным медалистом, но специально на медаль мы его не тянули. Я ему всегда говорил и говорю, что самая важная оценка в жизни это та, которую ты даешь себе сам.
- И все же, есть какая-то практическая польза от полученной медали.
- Пока да. Она дает ему возможность легко поступить на ту специальность, которую он выбрал.
Перейдем к самим выпускникам. Звоним Павлу Кулеву из 24 школы, который не так давно побывал на встрече с самим Президентом России.
- Паша, ты не озолотился?
- Нет, не сумел. Зато у нас в классе есть медалисты.
- Завидуешь им?
- Нисколько. Только рад за них.
С тем е вопросом, мы обратились к Даше Рысиковой, выпускнице 3 школы, ставшей в этом году лауреатом нескольких конкурсов, в том числе российских, т.е. человеком, уже испытавшем на себе, что такое жизненный успех.
- По медали не плачешь?
- Да ну?!
- А как относишься к их обладателям.
- Нормальные ребята. Пусть у них будет медаль, если они этого заслужили.
Ага! Тогда вперед, к этим самым обладателям медалей. Звоним Максиму Приходскому:
- Максим, ты сам нацеливал себя на медаль или тебя к ней кто-то подталкивал?
- Сам. В девятом классе подумал и взялся за ум.
- Трудно пришлось.
- Конечно. Немного напрягался, пришлось систематически работать.
- Зачем тебе медаль?
- Пока она дает определенные льготы при поступлении.
- А если бы их отменили, то стоило бы за нее побороться?
- Я думаю, что стоило бы. Очень приятно сознавать, что ты медалист.
- Это не помешало тебе в общении со сверстниками.
- Нисколько.
Звоним проректору по воспитательной работе ЧГУ Анатолию Волкову и тоже обращаемся к нему с теми же вопросами.
- Практика показывает, что примерно две трети выпускников школ, свои знания впоследствии не подтверждают. Поэтому какими-то льготами, наверное, их наделять нельзя. Но золотую медаль, как моральное поощрение, как свидетельство признания успехов человека, как эстетическую ценность, сохранить обязательно надо.
Итак, подведем итоги. Против вручения золотой медали выпускникам без предоставления каких-либо других льгот, без чрезмерных и опасных перегрузок, без моральных потерь, никто, наверное, выступать не будет. Вопросы и возражения начинают возникать тогда, когда ее наличие хотят использовать как надежный стартовый капитал не дающий сбоев при достижении следующих жизненных успехов. Не даром сейчас говорят, что в приемных вузах к медалистам относятся наиболее скептически. Но среди добившихся успехов, есть не мало тех, кто когда-то был обладателем золотой медали за школьные успехи. Наталья Афанасьева привела мне пример с главой «Северсталь – Фонда» Андреем Никитченко, который из довольно провинциального Севастополя сумел попасть благодаря медали в престижный МГИМО, но при этом не превратился в человека, который пытается добиться успеха не думая, зачем ему это надо. Дальше были и США, и Англия, вот теперь – «Северсталь».
- Человек, - сказала Наталья Борисовна, - должен быть не только умен, но и гибок.
Ясно, что с исчезновением льгот при поступлении, резко сократиться количество тех, кто готов на все ради получения медали. Но без нее, как без королевы в Великобритании, наша школьная жизнь и без того довольно серая еще более потускнеет.
Свидетельство о публикации №205062700129
Просто Катюшка 02.02.2009 11:12 Заявить о нарушении