Последний полет Сэнфрид Лебяжьебелой

Последний полет Сэнфрид Лебяжьебелой*
20.06.98


Серебряные руны были брошены на берег. В океане, грозя тверди, плескались сизые волны. Далекое небо подернулось дымкой.

И я ответила: «Нет, не дойду я, мой брат». Драккар[1] ушел во чрево Лебединой дороги[2], и  больше глаза мои не видели его никогда. Как и брата моего – хёвдинга[3].
Я осталась на берегу наедине с диким завыванием холодного морского  ветра. И жизнь моя началась снова. И песнь моя не обрывалась.
Слова складывалась разноцветными камушками судьбы на песке, и нить норны[4] тянулась бесконечно, как небо и тягуче, как медовая брага. Года летели мимо  белокрылыми  птицами, крича и плача, ища корм свой, высиживая птенцов, летели и не возвращались. Но меня  они не   касались своими крыльями. И сколь долго пела я, известно лишь Одноглазому[5] да Мимиру[6].
И вот закончилась моя песнь.
Однажды взяла я вместилище звуков[7] и положила его на землю рядом с собою. Оглядела пальцы свои содранные. Прислушалась к крику птиц и дыханью Дороги китов[2]. Встала и ушла.
И шла я так же долго, как и пела.  И только в этом бесконечном шаге познала я жизнь.
Вскоре я достигла скалы, что вздымалась, как изваяние безобразного гиганта, коий во время Дня их, Рагнарёка[8] вступит в поединок с Отцом Ратей[5]. Обдирая руки и сбивая ноги,  начала  я взбираться вверх. И день померк. Ясное светило альвов[9] утонуло в безбрежных водах Лебединой дороги. И умирая, залило кровью волны. Звезды ключей сетью оплели небо и, взирая на меня,  пели на неведомом языке. И познала тогда я вечность во всем ее величии, постоянстве и изменчивости, словно выпила глоток из Вещего колодца[10], и  не утратила око, но  обрела.  После я  заснула.
А утром, когда ясное солнце о новом своем рождении возвестило миру, я встала на вершине скалы и распустила по ветру медные косы свои. И ветер фьордов играл с ними. И словно дыханье Бальдра[11], опьянял меня весенний  аромат морской пены. И тогда я решилась познать безбрежность. И сделала шаг…

Днем вернулся Херга-конунг[12] за своей сестрой на берег. Искал он недолго.
Жестокие и острые камни пощадили ее лицо. Почти с ужасом смотрел на него брат, ибо  на вечно сомкнутых устах играла улыбка.
К конунгу подошел старый викинг, Убе было имя его.
 – Верно, не перенесла Сэнфрид Лебяжьебелая смерти Хрофти-скальда[13]. Хоть и отомстили мы за него сполна. Помнишь, Херга, конунг мой, как стоя над ним, он сказала: «Хотели они предать его позорной смерти, да не вышло. И кровавому орлу[14] не сломить орла истинного». Даже не плакала. Плохо, когда женщины не плачут.

Держа на руках свою Сэнфрид, ответил хевдинг:
– Еще не народилась новая луна от смерти старой, как потерял я двоих милых моему сердцу. Хрофти был мне как  брат, а Сэнфрид – сестра по рождению. Почему, Убе, в этом мире есть такое, от чего не могут защитить ни чистые песни скальда, ни прямой клинок воина? Отчего женщины берут в руки меч и не умеют плакать? Ты молчишь. Вот и Боги молчат. Двоих забрали они. И кто знает, встречусь ли я с ними Там.

Молча обступила их дружина.  Но Херга, как будто бы не замечая никого, все смотрел в открытые глаза   Сэнфрид. А в них отражалось небо.
 
Ведь только небо и вечно в этом мире.
Но, все же,  не все еще потеряно, когда есть те, что, сохранят ушедших в сердцах. И когда, пусть на  короткий срок, но являются в  мир, и живут под этим небом, те, что слагают песни и те, что познают вечность. И хоть приходят они все реже и реже, и все корче их путь в Мидгард[15], но в эти мгновенья, потухшая звезда Бальдра начинает тускло светиться…





Примечания

* Прекрасная женщина; один из примеров кеннинга, т.е. иносказательного описания предметов.
1  Военный корабль (ладья) викингов.
2  Кеннинг для моря, океана.
3  Вождь дружины воинов-мореплавателей (викингов), капитан корабля (драккара).
4  Норны – мудрые пряхи, богини судьбы в скандинавской мифологии.
5  Кеннинги для Одина – верховного бога в скандинавской мифологии. См. прим. 10
6  Один из асов (большинство скандинавских богов); во время войны богов (асов и ванов) Один отправил Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад. Один сохранил голову при помощи колдовства, и она открывала ему тайны неведомого.
7  Кеннинг для арфы.
8 «День гигантов» -  день гибели богов, «апокалипсис»; в этот день должна произойти битва между богами и гигантами, в которой суждено погибнуть всему живому.
9  Кеннинг для солнца.
10  Источник Урд, Колодец Судьбы, расположен у корней Мирового Дерева Иггдрасиля; из этого источника появились норны (см. прим. 4).  Что бы обрести мудрость, выпив из Колодца, Один отдал свой глаз (отсюда и одно из его имен – Одноглазый).
11  В скандинавской мифологии – светлый бог, сын Одина; после трагической гибели Бальдра (подстроенной злокозненным богом Локи) все живое и неживое в мире оплакивало его.
12  Король у скандинавских народов.
13 В скандинавской традиции – поэт, певец, музыкант; считалось, что слово  скальда зачастую наделено магической силой.
14 Вид особо жестокой казни (ребра и легкие выворачивают на спину, имитируя крылья), имел большое распространение у викингов.
15 В скандинавской мифологии – мир, обитаемый людьми (существуют миры, где живут боги и гиганты (великаны)). Буквально – «средняя ограда, среднее огороженное пространство».


Рецензии