Байки Модератора что мы знаем о детских книжках

Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
"Тятя, тятя! Наши сети
Притащили мертвеца!"



Это кто же придумал, что современные дети живут в мире насилия и страха?
Что с экранов телевизора и со страниц книг их всячески запугивают, а вот раньше было как хорошо и шоколадно…

Я не могу молчать!
Мое сердце с детства порвано душераздирающей "Муму"!
Я долго захлебывалась слезами над судьбой Герасима, и моего любимого Мальчиша-Кибальчиша подло убивал толстый некрасивый дядька, гордый Сокол разбивался вдрызг о камни, Красная Шапочка хоть и оставалась целой и невредимой, но нарядный ее образ был изрядно трачен самим фактом съедания (глотание, жевание, пищеварение и т.д.)
Маленькая Герда скитается по прихоти Андерсена по морозу, терпит издевательства и все ради того, чтоб какой-то мальчишка поглядел на нее нормальным взглядом - это вместо того, чтобы у камина играть в куклы и слушать сказки старой няньки. А хижина дяди Тома? У меня во втором классе депрессия началась - из-за несправедливости во всем мире! Мне до сих пор всех негров защитить и пожалеть хочется!
Хорошо живется крошке современной - ей с первых дней читают смешного Остера, да про дядю Федора рассказы интересные рассказывают.
Шалуны и лакомки Карлсон и Винни - лучшие друзья всех детей, и растут новые детки веселыми и смешливыми озорными маленькими волшебниками.
А как мы жили? Где наш счастливый первый шаг по жизни?
Кошмар моего детства: рыбий холодный взгляд пучеглазой Крупской таращится на меня из букваря, и одобренные ею политически грамотные тексты, которые драматически и вдохновенно декламировались в обязательном порядке всем деткам:


Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка...
Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу...
Кот катался без заботы, не глядел на красный свет...
Одеяло убежало, улетела простыня...
Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом...

А Муха-Цокотуха! Стоило бедняжке найти копеечку, так тут же паучина явился и "хочет бедную убить, Цокотуху погубить!" И когда у нас поднялась волна рэкета, не вопрос - кто так воспитал наших детей, что из уютных крошек они выросли либо беззащитными мухами, либо наглыми пауками!
А сказки! Одна только "Девочка со спичками" испортила мне лучшие годы жизни, а ведь были еще и "Дети подземелья", и "Детство Темы"..."Русалочка"! Это венец безысходности и бессилия! "Страдания и боль - расплата за любовь" - именно такая идея этой сказки, которая по воздействию на юные души пострашнее любого ужастика будет.

Как горько я рыдала над этими безрадостными творениями!
Какие роскошные махровые комплексы развились у нашего человека, напичканного с детства подобными ужасами!

И вот я читаю нашей крошке Миле книжки, которые привезла ей в подарок, и соображаю, что я именно в эти минуты закладываю жуткие страхи в ее характер - насилие, безнадежность, несправедливость, беспомощность, одиночество - все это станет ужасами в ее жизни.
А что, скажите, ощущали вы, когда слушали, еще не умея самостоятельно читать, такие вот строки:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду!

Захлестывает волна жалости к незадачливому бычку. Чувство бессилия переполняет - ведь помочь бычку невозможно, он непременно упадет, как только кончится доска. И наваливается безысходность - значит, и у меня впереди падения, и никто мне не поможет! Вот таким жестоким способом формируется картина мира неудачника! То есть: кончается доска - падай! Потому что другого выхода нет.
А бедный одинокий слон, который тоскует о своей слонихе, и поделиться ему не с кем, и Индия далеко, и кто же его отпустит домой:


Спать пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать,
Только Слон не может спать,
Головой качает Слон,
Он Слонихе шлет поклон.


И ушки печально повисли, и слезки капают…

Хватит!
Хватит насилия и беспредела!
Долой комплексы и страхи! Это раньше мы терпели весь этот ужасный вздор и подчинялись Матрице, потому что не знали, что мы Волшебники!
Но теперь мы все вспомнили, и поэтому переписываем картину мира, перерисовываем, вставляем другое содержание и наша картина наполняется жизнеутверждающими радостными красками:


Идет Бычок, качается,
Смекает на ходу:
Тут миллион валяется,
Сейчас его найду!


То есть идет себе по солнышку такой здоровенький стриженый молодой бычок и качается - не из стороны в сторону, а имеются ввиду занятия тяжелой атлетикой. Это значит, наш новоиспеченный бычок мышцы накачивает, тренируется. Образ такого "нового русского" - жизнерадостного, деятельного и смекалистого. Справедливость восстановлена: и бычок доволен, и мы за него рады!

Теперь поможем Тане:
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь - не утонет в речке мяч...

Вот утешение-то - мячик не утонет! Но ведь никто его и не достает для милой девочки - это значит, еще одна потеря в череде потерь! А потеря - поинтересуйтесь у любого психиатра - это самый что ни на есть сильный стрессобразующий фактор! И любой ребенок воспринимает горе Танюши как свое и плачет вместе с ней.
Исправим эту беду: раз Тане нужен помощник - устроим ей такой праздник:


Таня тащится и прется,
Таня целый день смеется!
Есть мужчины у Танюши -
Муж - на море, два - на суше!


Вот теперь ей и мячик достанут из любой воды, и в трудную минуту хоть один мужчина настоящий рядом окажется, и я довольна - помогла подружке!

Мишка, которого уронила на пол, да еще и варварски лапу оторвала злобная Агния Барто, которая уверяет, что все равно не бросит инвалида. Но мы ей не верим. Судьба Мишки незавидная - без лап он, как ни крути, из игрушки превращается в бытовой мусор и ждет его кончина незавидная - на помойке, как бы нас поэтесса не уверяла в обратном (пусть предъявит свою коллекцию безлапых безголовых мишек-кукол-зайчиков!).
Но м с вами в силах исправить Мишкину горькую долю:


Мишка сел довольный на пол,
Потирает Мишка лапы,
Кучу денег он приносит,
Фиг его теперь кто бросит!


Вот так!

Такая же трагедия и у Зайки, которого бросила хозяйка: "со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок!" В стихиях бушующей воды зайцев выручает дед Мазай, вот и отправим его на помощь Зайке:


Это знает каждый зайка:
Плохо если есть хозяйка,
Если ж рядом дед Мазай -
Значит ты счастливый Зай!


Или так - утрем нос хозяйке, подарив Зайке новые просторные хоромы, где он начнет свободную и счастливую жизнь:


Сух наш Заинька и весел,
На хозяйку - наплевать!
Едет Зайка в "мерседесе"
Новоселье отмечать!


Ну и конечно, всем известная колыбельная с ее ограничениями и пугалками требует коррекции - ведь это первые песни, которые мы слышали в самом младенческом возрасте:


Баю-баюшки, малыш,
Где захочешь, там и спишь,
Если серый волк придет -
"Мурку" он тебе споет,
Он для крошки нашей
Пасадобль спляшет,
И лиса-хитрюга
Нам теперь подруга,
Из-за леса, из-за гор
Принесет нам помидор,
Репку и горошек,
Для малышек-крошек!


Покопайтесь на досуге в своей давней памяти. Вспомните, какие эмоции вызывали у вас те или иные детские стишки и сказки. Если это были слезы и страхи, и несправедливость, и злость - перепишите вредные стихи и сказки так, чтобы вы от них теперь мурчали-парили.
Вы поразитесь через некоторое время, как изменится ваше мироощущение, как поднимется самооценка и как увереннее и веселее станете вы! Ведь все то, что закладывается в нас во младенческом возрасте, прорастает затем в нас нашими реакциями на окружающий мир, и если мы, как Танечка, бессознательно будем сознавать свою беспомощность и готовность к потере, мы никогда не рискнем на подвиг ПКМ, зная, что все бесполезно, и в случае неудачи никто к нам на помощь не придет.

****************

Я бы не стала публиковать пока эту статью, - текст не совсем готов, но вчера на канале "Культура" была любопытная передача. Я, к сожалению, видела только небольшой фрагмент. Вот там как раз и говорилось о том, что Андерсена можно было бы запретить для детей - не детский он сказочник - больно уж кровожаден. Собаки, пожирающие народ на площадях города, обрубленные ноги в "Золушке", та же "Русалочка". Пожалуй, я с ними теперь согласна.
(публикация в рассылке 1 апреля 2005г)


Рецензии