Не убий!

Как гласит известная юридическая поговорка: "Нет тела - нет дела", то есть, до тех пор пока не имеется трупа пропавшего лица, правосудие не может обвинять кого-либо в убийстве этого лица, кроме случая, когда имеются твёрдые доказательства уничтожения трупа.
Странно, но когда я встретил человека, который был похож на меня как никто другой (внутренне, конечно, не внешне), я не испытывал к нему ничего кроме неприязни: его успехи, к моей зависти, могли бы быть моими успехами, его провалы напоминали мне, что и у меня могли бы быть такие провалы. Однажды, когда неприязнь доросла до ненависти, я, чтобы разрядиться, спросил у своего приятеля Саши Тютчева:
- Слушай, а вот как можно уничтожить труп, чтобы не отвечать за убийство?
Саша улыбнулся наивному вопросу.
- На станции Краснодар-1, да будет вам известно, стоит множество цистерн. Есть среди них и цистерны с кислотой....
- Но постой, они же охраняются!
Он снова улыбнулся, но ничего сказать не успел, потому что его позвали, и на прощание он успокоил меня, что всё доскажет:
- Я вас найду!..
Впрочем, когда он меня нашёл, мы с потенциальным покойником помирились и даже находили друг друга интересными собеседниками, однако, дальнейшее к рассказу не относится. Относится к рассказу то, что однажды я, будучи уже знаком со Славой Юшкин, задал ему тот же вопрос, уже из совершенно не практического интереса. Слава сказал:
- Прежде всего - не признавайся ни в чём.
- Но... как же? Я слышал, что "раньше сядешь - раньше выйдешь".
- Это плохая пословица. Не слушай её. Что бы ни доказало обвинение, пока ты не признаёшься, у суда всегда есть место для сомнения. Допустим, ты чистосердечно во всём признался и покаялся. Тогда суд смотрит: "по этой статье до десяти лет, но мы дадим ему восемь. Или даже семь". А вот если ты не признаёшься, то у суда обязательно возникнет сомнение: а вдруг ты и вправду невиновен? "Лучше дадим ему года три, это немного, нестрашно". Более того, было у меня одно дело, когда мужик ни в чём не сознался, трупа не нашли, и его отпустили.
И Слава рассказал случай.
...В милицию пришёл мужик, сам бывший мент, с заявлением о пропаже жены. У милиции на такие случаи нюх наработанный, стали копать. Жили дружно? Какое там! Она, нацменка, от него гуляла направо и налево.
- Признавайся, - спрашивают, - убил её?
- На что мне её убивать?!
- А где она?
- Да сбежала, поди, с любовником.
А жена у него была шишкой в судебном департаменте.
- Да кому ты это рассказываешь?! Чтобы она от такой должности сбежала и до сих пор нигде не объявилась?
- Да хрен вас, греков, разберёт, я откуда знаю, что ей в голову стукнуло?!
- Ну, ладно...
Поехали к нему домой, посыпали специальным порошком в ванной комнате, посветили ультрафиолетовой лампой, увидели пятна крови.
- Кровь! - говорят ему. - Кровь у тебя в ванной!
- Ну и что?! Порезался, когда брился...
Он же бывший мент, он все ходы-выходы знает!
Два месяца продержали его на пресс-хате, выдержал, не признался; следователь, прокурор ничего не могут сделать, дело закрыли.
И тут же для сравнения Слава рассказал вторую историю.
Снова приходит в милицию муж с заявлением о пропаже жены. Сидит убитый горем, следователь смотрит на него, просит подождать минут пятнадцать, а сам уходит на четыре часа и все эти четыре часа гоняет чаи и играет в шахматы с коллегами. Затем возвращается, входит молчаливый и, не глядя на мужика, говорит:
- Нашли. Значит, так, лично против тебя я ничего не имею, судимость у тебя будет явно первая, поэтому лучше, если ты сядешь не на десять лет, а на восемь. Пока у меня на столе нет протокола осмотра трупа, я ещё формально имею право принять у тебя явку с повинной. Только не считай это жалостью.
И мужик обмякает и покорно начинает писать. Следователь, прочтя чистосердечное признание с указанием на место, где спрятан труп, едет туда и там его находит.
- Ну, и третья история, - сказал Слава.
Всё та же завязка: опять пропавшая жена и заботливый муж с заявлением. Мужа берут под мышки, начинают пугать пресс-хатой, и он тут же выдаёт, куда спрятал труп. Труп находят, но мужику в голову вдруг приходит гениальная идея - закосить под дурака. Да без проблем, родной! Поехали в Березанку обследоваться! Психиатр спрашивает его:
- Скажите, ну а как же вы сообщили следователю, где спрятан труп?
- А вот мне сказали, - говорит мужик задумчиво, - что если я не признаюсь, то меня убьют.
- Я не это имел в виду, - поправляется психиатр, - вы ведь указали правильное место, откуда вы его знали?
Мужик несколько секунд осмысливает и выдаёт короткое нецензурное ругательство.
- Ну, а что касается бывшего мента, который так и не раскололся, то родственники жены наняли киллера, и тот мужика грохнул. И, наверное, не без причины, потому что, как признавался по пьянке его брат, он видел поздно вечером накануне "исчезновения" той бабы, как её муж, он же - его брат, куда-то выезжал из дому с большим свёртком на мотоцикле.
И Слава расхохотался. А потом серьёзно добавил:
- Так что, "не убий!"

2005-07-05


Рецензии