Пасха в Константинополе. День второй. Утро

В девять утра был назначен сбор. Но автобус отъехал не сразу – ждали местного экскурсовода. В государственных музеях имеют право проводить экскурсии только местные экскурсоводы.
Наконец он приехал – эдакий, невысокий «Вини-Пух» в кепке – из местных греков. Ещё до его появления, наш экскурсовод рассказывала, что его отец был лучшим грекоязычным экскурсоводом по Константинополю. Как показало дальнейшее – это было основным достоинством нашего гида. Из-за его нерасторопности и медлительности, в этот день мы потеряли зря уйму времени.

Константинополь, как Рим и Москва – тоже стоит на трёх холмах. Причём они гораздо выше и круче московских.
Каждая поездка начиналась резким спуском из района Таксим и переездом через мост на другую сторону залива, поначалу принятого нами за Босфор. Но это был залив, название которого на греческом звучит как роговидный.
Направлялись мы в район самых главных достопримечательностей Стамбула. Надо сказать, что район этот весьма престижный. В нём расположилось множество госучреждений и основная масса посольств и консульств.

Высадили нас на площади, которая в эпоху расцвета Византии была главным Константинопольским ипподромом. От ипподрома остались два обелиска, один из которых – монолитный.
Тут же, на ипподромной площади находится главный вход в «Бле дзами» - «Голубую мечеть».
Эта мечеть, безусловно, шедевр исламской архитектуры.
А ещё, в метрах в трёхстах, – знаменитая Айя Софья!
Два обелиска и десять минаретов... На фотографиях эта панорама выглядит вообще фантастически – двенадцать активных вертикалей как эскадра космических кораблей готовых к старту!

«Бле дзами» так названа из-за обилия голубого цвета в отделке интерьера. Так и приклеилось это название, а настоящее – вряд ли кто из туристов вообще запомнил.
Построил мечеть архитектор Махмуд Ага по повелению султана Ахмета первого. Предание гласит, что султан велел построить мечеть с золотыми минаретами. Более прекрасную, более величественную чем Айя София! И место для неё было выбрано так, чтоб можно было их сравнить.
Реальные золотые минареты построить оказалось не реально. Такой вот каламбур, за который Махмуд Ага запросто мог лишиться головы. Но это был находчивый человек и он решил рискнуть воспользовавшись тем, что золотой, по-турецки – «алтын», звучит похоже на слово «шесть».
Когда султан принимал новую мечеть – восторгу не было пределов. Он оценил остроумие мастера и лукаво спросил, а как быть с тем, что шесть минаретов есть ещё только у главной святыни мусульманского мира – мечети в Мекке и столько же их не может быть больше нигде!?
Махмуд тут же предложил снести один из минаретов на выбор. Тогда султан, улыбнувшись, велел оставить всё как есть, а мечети в Мекке пристроить ещё один минарет.

В исламском мире, в отличие от христианского, храм используется только для моленья. Венчание по-мусульмански совершается в доме жениха, а отпевание рядом с мечетью. Для этого там устроены специальные возвышения. А поскольку, по законам ислама, покойник должен быть похоронен до захода солнца – отпевание под открытым небом происходит при любой погоде. Обряду посвящения исламу подвергаются только мальчики, и проводят это тоже в домашних условиях.
Жена как всегда отвлеклась, и обряд отпевания у неё слился с обрезанием  и она никак не могла взять в толк, зачем нужно его делать покойникам...
Было весьма весело выслушивать её вопрос и разъяснять её заблуждения.

И так, нам предстояло осмотреть «Голубую мечеть» изнутри.
Накануне мы разменяли полсотни евро на билеты в музеи. Вход сюда оказался бесплатным.

«Бле дзами» решением турецкого правительства – туристический объект, хотя там несколько раз в году и проходят моления.
Чтоб зайти в мечеть – пришлось разуться. Это массовое действо поставлено на поток – берёшь из ящика какой-нибудь супермаркетовский пакет, суёшь туда свою обувку и полный вперёд по холодному каменному полу открытой галереи к входу. А пол, нужно заметить, был очень холодный. Внутрь вошли только когда собралась вся группа.
Весь пол мечети был устелен одинаковыми ковриками. Гид объяснил, что такое положение вещей только в этой мечети. В обычных мечетях пол устелен разными ковриками, которые принесли прихожане.
Вскоре мы почувствовали мудрость того, кто придумал омовение ног перед тем как войти в мечеть. Гид быстро разъяснил, что есть что в мечети и почему женщины бьют свои земные поклоны отдельно и сзади от мужчин. Оказывается, что это придумано не случайно, будь иначе, мужчинам было бы не до молитв.

Оставаться в мечети больше было невозможно и мы поспешили к выходу. По-быстрому обулись, пакеты оставили в таком же ящике как на входе, и, с облегчением вышли на воздух.

Почти всё пространство между голубой мечетью представляет партер со скамейками и клумбами с цветами. Всё проходило медленно и вязко-лениво. Оказалось, что не у всех есть турецкие лиры. Пока их разменивали, что в воскресенье было совсем не просто... пока отбивались от стаек уличных продавцов... Пока разбирались с полицией, поскольку одну из наших спутниц очень умело обокрали местные карманники делающие своё дело в то время, когда туристов осаждают торговцы...
У бывшей москвички, преподавателя русского языка в университете, украли приличную сумму денег и все документы. Деньги украли не все – кое-что хранилось в другом месте, но документы... Проблема была в этом.
Но, как выяснилось недавно, стамбульские джебгиры* тут оказались не при чём. Всё «украденное», буквально на следующий день, было обнаружено в сумке провалившимся под подкладку. Обошлось, но это не означает, что можно расслабиться...

Распогодилось. Пасмурное с утра небо прояснилось, вышло солнце.
Мы чего-то ждали. Тут же бродили трое-четверо продавцов в национальных одеждах, продававших какой-то напиток из заплечной ёмкости наливая её из небольшого шланга с краников в пластиковые стаканчики. Что это было – мы не знаем. Из нашей группы, предупреждённой экскурсоводом об опасности желудочных инфекций, этим напитком никто не соблазнился.

Наконец мы подошли к Айе Софии, прошли  контроль вроде того, какой мы проходим в аэропортах, взяли билеты по 15 новых турецких лир, и вошли на территорию музея.

Ради чего стоит съездить туда, так это ради Айи Софьи. Никакие картинки, фотографии и фильмы не могут передать величие этого сооружения. Особенно если учесть, когда она была построена ещё в шестом веке императором Юстинианом.
Обычно, грандиозные сооружения, вблизи такого впечатления не производят – за малым большего не видно, но Айя Софья...
Грандиозность её ощущается и в непосредственной близости.
В пятнадцатом веке Айя Софья была превращена в мечеть. Тогда же к ней были пристроены четыре минарета по углам. Для этого архитектору пришлось надстроить контрфорсы, чтоб избежать неравномерной нагрузки на фундамент.
В начале двадцатого века правительство Турции приняло мудрое решение изменив статус шедевра мирового зодчества сделав его музеем.

Внутри, эта хаотично-гармоничная громада производит совершенно иное впечатление.
Основное пространство занимает огромный зал с куполом вознесённым на 55 метровую высоту. О том, что это была мечеть, напоминают огромные медальоны из верблюжьей шкуры, с написанными на них изречениями из Корана.
Приблизительно на десятиметровой высоте, основной зал опоясывает широкая галерея подъём на которую устроен в виде пандуса, конструктивно напоминающего современные лестничные пролёты.
Кстати, название «Айя Софья» означает Мудрость Господню, а не названа так в честь Святой Софии.
Удивительно, но михраб, ниша, показывающая направление на Мекку расположена там, где ещё раньше находился алтарь.
По залу и галерее разгуливало со своими экскурсоводами несколько десятков туристических групп, но это совершенно не мешало спать кошке, пригревшейся под софитом на алтаре.

Но всё когда-то кончается.
Напоследок можно было ещё раз окинуть взглядом Айю Софью  и  «Голубую мечеть»...
Если говорить об архитектурной гармонии, то «голубая мечеть» - конечно же, шедевр мусульманского зодчества.
Столь сильное впечатление от исламской архитектуры, на меня произвёл, пожалуй, ещё мавзолей Саманидов и площадь «Эль Регистон» в Узбекистане...
В архитектурное решение Голубой мечети привнесено всё наилучшее из архитектурных находок Айи Софии.
Это привело к тому, что в Стамбуле вообще очень много мечетей, построенных в этом стиле.

Прямо по улице, проехал состав метро. Наш автобус поехал за ним.
Нам ещё предстояло посетить ещё один греческий православный храм и...
Короче, туристический день был в полном разгаре.

*Джебгир – на турецком, буквально – входящий в карман, карманник. Это слово известно и в тбилисском сленге.

4 июля 2005 г.
Салоники


Продолжение: http://proza.ru/2005/07/12-90


Рецензии
Из всего Константинополя только Софию и помню. Особенно печально было видеть как замазали и посбивали почти все её мозаики. Я очень люблю мозаичные изображения.
А ещё помню, что в 98 году нас пугали тем, что в Стамбуле множество чеченских бандитов скрываются от правосудия, поэтому погулять от души не получилось))

Мария Евтягина   24.10.2017 23:43     Заявить о нарушении
В Стамбуле живут чуть ли не столько жителей, как в Москве! Ни разу ничего не слышал о терактах, против российских туристов, хотя там их тыло много. И туристов и терактов.
Значит ты бывала в Айе Софие?
И как снивелировались собственные впечатлления с описанными?
:-)

Designer   25.10.2017 01:30   Заявить о нарушении
У тебя про Софию очень мало, в основном в сравнении с голубой мечетью, которой я не видела. У меня это был самый главный пункт паломничества. Поразивший до глубины души.

Мария Евтягина   25.10.2017 03:41   Заявить о нарушении
Ты не могла не видеть голубую мечеть, поскольку медлу Айей софией и ею только площади с газонами, как бы садик, и расстояние метров 200.
:-)
Просто она тебя не интересовала, вот и не помнишь.
:-)

Designer   25.10.2017 15:15   Заявить о нарушении
Ну, или так. Не спорю :-)

Мария Евтягина   25.10.2017 19:35   Заявить о нарушении
На левой фотграфии иподромная площадь с обелиском, посеедине её, вдали - София, а слева на этом фото, как раз, хорошо видна Голубая мечеть. А на левой фотографии уже София.
:-)

Designer   25.10.2017 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.