Мысли о справедливости

Не хочу придираться к частностям. Все мы грешим нечеткостью формулировок, особенно, на начальном этапе разработки теории, выстраивая систему понятий.
Главное мое несогласие в следующем. Делить бесконечно разнообразный мир на две части – чистых - нечистых, белое – черное, синее – красное, на мой взгляд неправильно. Для всемогущего разума существует намного больше частей! И ни одна из них не призвана в мир напрасно. Тем более, на верхнем уровне иерархии развития, соответствующем человеку.
И почему, собственно, общество должно быть «справедливо устроено»? Не задумывались? Ведь именно из этого вопроса следует верный ответ. Может, «справедливость» не обязательна? Разве она была, хоть где-то, когда-нибудь?..

Делить общество на классы - пагубная методология, какая бы теоретическая база не подводилась. Абсолютно все люди, так или иначе, - собственники материального и идеального, производят то и другое и участвуют в процессах обмена. Каждый человек в чем-то талантлив, для чего-то призван в наш мир, вносит свой вклад.
Все усилия и надо суммировать. КТИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ организации общества, на мой взгляд, – отношение реально используемых людьми возможностей к их общему сущему потенциалу.

В вашей идее проглядывает рациональное зерно, но выудить его не так просто. Смотрели фильм «Весна на Заречной улице»? Там молодой металлург, рабочий, выдвигает теорию улучшения технологического процесса, а потом ему помогает опытный инженер… И процесс, действительно, улучшается! Но это – в кино.
Сводится же ваша идея практически к следующему: надо делиться, но в меру! Именно о конкретной величине этой «меры» и спорят уже сотни веков. А дело совершенно не в этом…

«Справедливость» - не самоцель для человечества, но мировая жизненная необходимость. Она нужна не только людям и обществу, главное, - миру.
Что же есть «справедливость»? Это такие условия, такая организация, при которой абсолютно каждое «я» может полностью реализовывать все данные ему от природы возможности. Всех своих органов – интеллектуальные, физические, даже и сверхъестественные.
Никакие возможности для развития мира по всем направлениям сферы качеств не должны напрасно пропасть, все, что может осуществиться, должно быть реализовано. В этом и состоит АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – не только по отношению к каждому «я», но в совокупности к миру.
Степень справедливости к одному «я», (например, человеку) надо оценивать отношением реально используемых возможностей к общему потенциалу его возможностей.
То же и с обществом. Степень справедливости общества надо оценивать интегралом используемых возможностей всех его членов к общему потенциалу возможностей.
То же и с миром в целом. Справедливость и оптимальность мирового устройства надо оценивать отношением реально используемых возможностей всех явленных в мир «я» к потенциалу возможностей всех мировых «я». От микроба до первого гения человечества.
Ясно, что, исходя из вышесказанных формулировок, каждое «я» и каждое общество может влиять на «справедливость» к себе. Есть субъективные и объективные факторы. Безусловно, численно выразить наши возможности, реально используемые и потенциальные, очень не просто. Однако есть факторы, очевидно влияющие на «справедливость». И это важно весьма!
В справедливом обществе реализуется больше возможностей его членов, значит, оно быстрей развивается и получает преимущества среди прочих.

«Научность» начинается с чьего-то конкретного вИдения.
Кто знает, может, действительно, формула справедливости выражается в том, насколько востребованы возможности человека. А оптимальность организации общества, кроме востребованности наших возможностей, конечно же, как одно из необходимых условий, определяется соответствием законов писаных и неписанных и степенью их признания и исполнения всеми.

«Очень интересная и справедливая мысль!
Было бы неплохо записать ее в виде математической формулы, но нужен значок интеграла. Правда, мне кажется, что не хватает двух переменных: Первое - естественная сила сопротивления окружающего мира к полному проявлению потенциала отдельного индивида (и это справедливо - ведь потенциал может быть и негативным) - можно это назвать силой трения. И второе - намеренное сопротивление окружающих людей, усматривающих в раскрытие твоего потенциала, ущемление собственного - можно назвать конкуренцией потенциалов.»

Очень любопытно! Да, мир сопротивляется новому. Сам создает из себя потенциального самотворца, разумного «изменителя» и сам же сопротивляется преобразованиям. И надо быть не просто настойчивым, но и отвечать неким объективным тенденциям и потребностям мира, не «плыть против течения» изменений.
Конечно же, суммирование всех мировых потенций, возможностей, прежде всего, человеческих, нужно проводить интегрально-дифференциальным счислением, а не просто складывать, как единицы талантов. Полностью с Вами согласен. Спасибо!


Рецензии
1. на мой взгляд, неправильно
2. Разве она была хоть где-то, когда-нибудь
3. В вашей идее проглядываетСЯ рациональное зерно
4. очень НЕПросто

Орфографиня Пунктуациева   07.07.2005 17:01     Заявить о нарушении
Если зерно есть, оно прорастет. А если его посадить в подготовленную, хорошую почву, - даст урожай. Вот «подготовкою почвы» нам с вами и надо заняться.

Трудно представить себе, что понятие «справедливости» - чистая выдумка, типа сказки. Думаю, все же, когда-то была некая первооснова. Может быть, в мире животных? :)

Виталий Иванов   07.07.2005 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.