Искусство

(2.08.2005 добавлен подраздел «Текущая задача эволюции».
Редактировалось 25.08.2005.
12.12.2005 добавлен подраздел «Этика и физика».
Последняя редакция – 13.12.2005)

Итак, проблема религии в наличии критерия истинности. Точнее, в тонкости материй, в которых этот критерий мог бы определяться четко. Элита оказалась неспособна выработать эти критерии и донести их до массового сознания. Проблема искусства ровно та же. Единственная область, где критерии достаточно ясны, это наука. И мы наблюдаем, как она превратилась в глобальную силу, решающим образом влияющую на развитие цивилизации. В нужном ли направлении - вопрос отдельный, но фактически наука играет доминирующую роль в современном мире. Сейчас, однако, хотелось бы не проводить различия между искусством, религией и наукой, а напротив, выявить общее. Однажды прочёл в предисловии к одному советскому изданию "Тиля Уленшпигеля" такую мысль: многие великие произведения литературы создавались на почве синтеза автором разнообразного народного творчества. Это любопытно, ибо ученый по сути, занят ровно тем же, и значительные открытия, как правило, не являлись озарением свыше, но были результатом осмысления материала "народного" творчества (если под народом здесь понимать многочисленных ученых, в разное время внесших свой вклад в копилку будущего осмысления). Эта универсальность наводит на мысли. О том что, абстрактно говоря, любой творец имеет дело с энергиями и его функция состоит в определенного рода трансформации этих энергий. Т.е. имеет место направленность трансформаций, характерная для культуры как продукта жизнедеятельности цивилизации. В этом заключается ее развитие и эволюция, либо деградация и упадок. В народном сознании закрепилась идея порочного круга, когда негативные обстоятельства усиливают друг друга. Но, как пел Виктор Цой, "если есть тьма, должен быть свет" - должны существовать и "непорочные" круги развития, когда человек или цивилизация развивается за счет взаимоусиления своих сильных сторон. Проблема видится в том, что сила всегда магнетична, независимо от знака заряда, так сказать. Легко увлечь магнетизмом в направлении деградации. Например, вы можете создать финансовую пирамиду. Деньги - это сила. Точнее, ее количественный эквивалент. Таким образом, действительная проблема заключается в способности различать направленность трансформации энергий за счет магнетизма силы. Я согласен с определением зла (это определение приписывается Иисусу Христу в книге "Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея") как смешением разнородного, точнее того, что не должно быть смешано при данных условиях. Например, организм нормально существует, если в нем различные жидкости не смешиваются, кровь с мочой, например, или с желудочным соком. То же самое в культуре, разница лишь в том, что там энергетика часто находится за пределами явно воспринимаемого большинством. Ровно так же, как в оккультизме: кто-то видит светящийся кокон вокруг человека, кто-то не видит; в культуре одни чувствуют и откликаются на гармонию классической музыки и других видов искусств, другие не откликаются. Если б эти области входили в диапазон восприятия всех людей, то споры о вкусах прекратились бы, остались лишь "энергетические факты", как у кастанедовских тольтеков. Люди разных уровней развития, глядя, например, на белую стену, не спорят ведь о том, что она белая - именно потому, что имеют общий диапазон восприятия световых волн (хотя и общую систему интерпретаций визуальной информации тоже, на уровне "био-hardware"). Имей мы такую же общую систему восприятия и интерпретации для более высокочастотной энергетики, вопрос о векторе в культуре был бы решен. Все бы явно видели, допустим, активизации каких энергетических центров в человеке способствует то или иное произведение искусства. Тогда критерии в искусстве и религии были бы такими же четкими, как сейчас это имеет место в науке. Думаю, что эволюция к тому и движется, она в мужской фазе цикла расширения диапазонов восприятия и последующей женской фазе закрепления достигнутого представляет собой непрерывный направленный процесс, который и зафиксирован в представлении о векторности времени. Да, идея направленности времени выражает, я думаю, представление о направленной и необратимой эволюции бесконечного мира как целого, ничтожной частью которого является земное человечество.

 ТЕКУЩАЯ ЗАДАЧА ЭВОЛЮЦИИ

Итак, мир состоит из трансформирующихся энергий, а люди в нем трансформаторы. Ближайший вопрос – какова именно текущая задача эволюции, а значит и осознанная цель культуры на современном этапе развития человечества. Т.е. какова правильная направленность трансформаций, совпадающая с вектором времени. Самостоятельно человечество пока не определилось с ответом, но ответы на столь масштабные вопросы, как обычно, найдем в эзотерике. Согласно последней, человечество вполне освоилось с чисто физическим, плотским, телесным существованием на этой планете, следующей задачей было овладение эмоциональной сферой. А затем следующей – развитие интеллекта. Ну и наконец как синтез, как итог стоит задача трансформации-сублимации этих энергий в нечто, условно называемое ментальностью. Разумеется, последнее есть некое особое ИСС (см. «Смысл жизни»). Кастанедовский дон Хуан называл это «местом без жалости», безжалостностью, состоянием, которое делает нас «невкусными для хищников, поедающих наше осознание». Последние, по его словам, есть скрытый (неосознаваемый) источник бед человеческих. Сходные мысли звучат в текстах Элизабет и Марка Профетов, а также у гностиков. Эмоциональная сфера как ахилесова пята человечества - это вообще одна из ключевых идей эзотерики. В довольно мифологизированном виде она имеется также в христианской религии с ее представлениями о невидимых бесах, вредящих людям путем различных искушений. Н.Рерих тоже говорил об "астральном паяце", живущим "неуравновесием" в каждом из нас. Это эмоциональное неуравновесие обычно ассоциируется с полнотой жизни в нашей культуре, как ее ниоткуда не выводимый смысл. Причем такое представление есть иллюзия, поддерживаемая даже титанами культуры прошлого и настоящего, а не только тем, что бывает называют поп-культурой. Соответственно, «холодный рассудок» считается чем-то вторичным и вечно проигрывающим «живым» чувствам. Но это, я бы сравнил, представления живых о потусторонней жизни. Представления эмоционально-ориентированного большинства человечества о неизведанном опыте. Нам трудно представить себе мир без эмоций, мы имеем в (непривлекательных) примерах лишь интеллектуально-рассудочных людей, которые, очевидно, далеки от безжалостности в эзотерическом понимании этого слова. Кастанеда приоткрыл завесу мира без жалости, и мир этот оказался сильным и магнетичным. Там, за порогом эмоций, начинается настоящая жизнь, утверждают маги. «Сумерки чувств» - так еще об этом говорил дон Хуан. Наверное, в безжалостности человек уподобляется самому времени, которое разрушает старые формы и создает новые, также заведомо обреченные на вечном пути к совершенству. Непротивление этому потоку – вот суть безжалостности. Магия – это жизнь в вечном настоящем, как говорят маги. Магия – это власть над временем. Мы же обычно либо живем миражами прошлого, в котором нам было хорошо, либо надеждами на будущее, в котором нам предположительно будет хорошо. Обратите внимание – речь всегда о нас любимых. Магия там, где нас нет :) Быть может, стих, который так нравился дону Хуану – произведение Хосе Горостизы «Смерть без конца» - он об этом, об этой вселенской безжалостности. Безжалостность как аромат, магнетическое сияние смерти, смерти как совершенства, смерти, возносящей к богам.

Однако эмоционально-чувственный опыт зачем-то ведь нужен эволюции. Как ступень, от которой отталкиваются. Каков экстракт опыта – вот в чем вопрос. Искусство и занимается приготовлением этого экстракта, мне кажется. (Направленной трансформацией, о которой шла речь). За примером далеко ходить не надо – Кастанеда :) Книга «Активная сторона бесконечности». Там выдвинута идея коллекции особых случаев, которые имеются в жизни каждого человека и которые являются ключевыми в его развитии. Среди всех впечатляющих влияний и событий нашей жизни выбрать ключевые – непростая задача. Но ее выполнение выводит на поверхность сознания те сильные вещи, которые обычно незаметно погружаются в глубины нашей психики в текучке повседневности и рутины и, будучи разрозненными, не способны оказывать на нас того влияния, которое они могли бы оказывать, будучи собранными вместе и осознанными (восстановленными). Думается, у искусства в целом сходная задача, только в большем масштабе. Разница в том, что искусство может создавать реальность, а не только воссоздавать её. Такой подход родственен науке психологии и это неудивительно, раз мы говорим о преобладающей эмоционально-чувственной организации человечества на протяжении долгой его истории. В этом смысле и историческая наука родственна науке психологии, что отражено в общем заглавии этих заметок.

 КУЛЬТУРА КАК ИЕРАРХИЯ

Очевидно, не только люди трансформаторы и очевидно, что элемент сознательности играет роль. Теперь речь о том, что трансформация энергии во вселенной и во всех её отдельных частях связана с дифференциацией функций, структурированием, оформлением в организм. В этом смысле цивилизация есть подобный организм со своей сверхзадачей и подзадачами отдельных частей, подчастей, подподчастей и т.д. Это очень структурированная и многоуровневая иерархия, вовлекающая в процесс трансформации весьма и весьма разнородные энергии, от "физических" до "духовных", задействующая носителей сознаний, очень разнящихся по уровню (т.е. по частотному диапазону энергий, которыми эти сознания могут манипулировать). В такой структуре закономерно формирование родственных по различным признакам групп элементов-сознаний, например различных элит. Эти группы есть часть иерархии, и они выполняют свои функции.
Известна аналогия между мышлением как процессом переработки информации (трансформации энергий определенного вида) и обычным пищеварением как процессом переработки "химической материи" (тоже энергия (информация) некого рода). Могут, например, быть сходные процессы несварения. Имеется также аналогия беременности, вынашивания физического плода, процессу зарождения и вынашивания идей, теорий, концепций или произведений искусства. Сейчас мне бы хотелось продолжить эту линию и сказать, что подобные аналогии уместны и для более масштабных частей культуры. Я хочу посмотреть на взаимодействие различных элит и других групп общества с точки зрения усвоения энергий. Например, имеем элиту шоу-бизнеса, транслирующую некую энергетику в общественном организме. Эта энергетика хорошо усваивается некой частью общества, но плохо усваивается другими элитами и частями общества, которые в определенных отношениях имеют больше влияния и возможностей, чем даже многочисленный класс примитивных потребителей. Понятно поэтому, что подобная диспропорция ведет к "несварению", является источником конфликта элит, или же просто стимулирует движение шоу-бизнеса к большей адекватности. Например, российские шоу-бизнесмены с удивлением обнаружили массовый успех сериала по Достоевскому. Таким образом, сегодняшняя всемирная ориентация бизнеса развлечений на примитивного потребителя обречена. Обречена сама идея поп культуры, идея делать деньги на эксплуатации низких инстинктов или несовершенств толпы. Я бы даже обобщил, включив в поп культуру, например, также и значительную долю современной религии. Обречено всё, что основано на массовых наваждениях-иллюзиях. В культуре нас ожидает крушение Титаников покруче развала Советского Союза...
Культура вообще по своему смыслу есть традиция, что отражает связность времени как пространства эволюции. Традиция, памятующая о своем эволюционном смысле. Магические традиции типа тольтекской точно выражают этот смысл. Традиции в современном искусстве - вещь довольно отрицаемая, отсюда, по-моему, многие проблемы и кризисность искусства. Среди современных религий имеем другую крайность - традиции ревностно охраняются, но утратили свой изначальный эволюционный смысл. Лишь наука, пережив даже революции, сохраняет преемственность и исходит из опыта предшественников. Механика Ньютона, например, продолжает оставаться адекватной в тех условиях, в которых она в свое время прошла проверку критериями истинности. Революционеры от квантовой механики не могли строить свою теорию так, чтобы она противоречила механике Ньютона - такая теория не была бы адекватна практике. Революции в искусстве, однако, шли по пути отрицания достижений прошлого, что, я думаю, стало возможным в следствии новых убеждений об отсутствии критериев адекватности в искусстве. Эти убеждения сами по себе неадекватны, как я здесь пытаюсь показать.

ЭТИКА И ФИЗИКА

Хотелось бы в итоге подвести акцент. Вопрос об этике в искусстве, о чем в этой статье во многом речь, фактически никогда не уходил далеко из поля общественного внимания. Только спорить об этике, равно как и спорить о вере – бессмысленно. Всё же может быть польза в том, чтобы бросить на эти вещи взгляд с другой стороны, со стороны физики и магии. Попытка такого взгляда и дается здесь, в этой статье и в целом в этих Заметках, в русле рассуждений о центрах влияния, частотах, спектре, генераторах частот, резонансе и т.п. Возьмем, например, принцип синхронизации Гюйгенса (см. одноименную статью). Если яркая творческая личность сможет завести толпу на своё произведение, то это как бы и будет критерием истины в оценке этого произведения. А если, напротив, какой-нибудь критик заведет, то он получится правым :) Т.е. вопрос не в том, кто из них более соответствует истине, но лишь кто более мощный и стабильный генератор частоты (центр влияния, "магнит силы"). Скорее, снова таки, речь не об отдельных личностях, а об элитах. Тогда и о критериях в искусстве речи быть, казалось бы, не может - сильная личность или элита фактически устанавливает критерии. Хотя я так, конечно, не думаю о критериях. Т.к. предполагаю наличие несравнимо более сильных генераторов уже нечеловеческой природы, которые задают эволюцию бесконечного мира. В глубинной природе человеческой, наверное, также скрыты аналогичные генераторы, что позволяет нам откликаться на зов эволюции. Тем не менее, мы часто охотнее откликаемся (резонируем) на более слабое, но лежащее на поверхности, чем на скрытое и сильное. Это вопрос эволюции, вопрос времени. Для человеческой цивилизации характерна проблема чрезвычайной неравномерности развития такого рода чувствительности у разных групп населения, что и порождает конфликт элит.

Магия предлагает концепцию ВИДЕНИЯ как непосредственного восприятия реальности, чего-то не опосредованного мыслительным моделированием. В этом смысле магическое видение эквивалентно познаванию истины. Ведь критерии истинности необходимы лишь для опосредованного, для моделей. Магия имеет дело лишь с материей и энергией. Т.е. с физикой. Правда, с физикой не всегда обычной, речь конечно не о вульгарном материализме. Хотя обычная физика с необычной имеют принципиальные общие моменты. Например, увеличение «холодности» (в субъективном человеческом восприятии) цвета с увеличением частоты световых волн, а значит и «энергетичности» колебаний в семицветной радуге. Это, возможно, имеет параллель с моими рассуждениями о безжалостности – эмоциональная холодность не всегда означает меньшую энергетику. В нормальном варианте именно наоборот – означает бОльшую. Неравномерность развития чувствительности в таком подходе означает наличие непересекающихся областей или диапазонов восприятия частот в общем спектре. Т.е. различные группы людей воспринимают, фактически, не совсем один и тот же мир. Потому и развиваются по законам разных миров.

В общем, это «физическое» поле для исследований выглядит плодотворным (см., также "Философия империи", "Алиса Бейли").

Развитие следует.


Рецензии