исс и смысл жизни

(дополнено 30.08.2005)

Из эзотерики я почерпнул идею, которая, впрочем, является достоянием и традиционной культуры - идею сознания как объекта эволюции. Фактически, это ответ на вопрос о смысле жизни как процесса: он заключается в изменении качества сознания с течением времени. Направленном, причем, изменении, что отражено в идее направленности времени, а также циклично-периодичном изменении, что также ассоциируется с понятием времени, его мерами. Время вообще интересное понятие для осмысления. В теории Кастанеды, например, сознание связывается со временем уже на каком-то почти физическом уровне. Но об этом в другой раз. Сейчас же хотелось рассмотреть традиционную культуру, хотя с необычной точки зрения. Ведь если идея эволюции (изменения) сознания действительно базовая, это должно выражаться во всех элементах и частях культуры. И она действительно выражается, как я попытаюсь показать. Выражается в глобальности темы измененных состояний сознания (ИСС) и способах их достижения. Обычно ИСС связываются, в основном, либо с употреблением различных психотропных наркотических галюциногенных средств, либо с различного рода медитативными практиками. Но давайте посмотрим вокруг внимательнее: скажите, что из состояний окружающих вас людей НЕ является ИСС? Мы ведь склонны не замечать того, с чем больше всего имеем дело. Разумеется, вопрос меры – не все ИСС так сильны, чтобы сопоставлять их с действием галюциногенов. Однако психиатры уже приходят к мнению, что, например, обычный разговор представляет собой разновидность управляемого транса. А творческое вдохновение – чем не ИСС? А влюбленность? Религиозный экстаз? Впечатление от музыки, кино, прочитанной книги? Смех, гнев, любая эмоция? Такая важная вещь как обычный сон – конкретное ИСС. Мы также входим в ИСС во время секса и приема пищи. Фактически, ВЕСЬ спектр состояний нашего сознания – это ИСС. Отсюда, проистекает трудность определения понятия нормы в современной психиатрии – сам термин «измененные состояния сознания» определен по отношению к некому выделенному и фактически несуществующему «неизмененному» состоянию. Под последним, скорее, понимается спектр состояний, «измененность» которых мы привыкли не замечать, т.е. которые не идентифицируются нами как нечто необычное.

Между тем, векторность эволюции и времени говорит о том, что норма может быть определена по отношению к этому вектору. Проблема при этом не упрощается до тривиальности, ибо вполне очевидно, что вектор этот зависит от конкретного сознания, а также меняется со временем: благо для одного бывает злом для другого; и благо для одного сейчас, впоследствии для него же становится тормозом развития. То же относится к группам сознаний. Учитывая еще многоплановость и при этом характерную сильную неравномерность развития индивидуумов и социума по различным из этих планов, получим картину весьма сложную. Тем не менее, в основе лежит простота, выраженная в явной направленности вектора эволюции на раскрытие всего (бесконечного) потенциала сознания, на его реализацию. Вопрос лишь в способах и формах этой реализации, и здесь появляется сложность. Не любой опыт способствует раскрытию сознания. Или, скорее, здесь вопрос цены: в конце концов всё ведет к раскрытию, и блудный сын возвращается, но какой ценой? Вероятно, эта неизотропность пространства познания отражена в библейском мифе, в котором Адаму и Еве разрешалось вкушать плодов с одних древ, но не разрешалось с других. О том же говорит опыт тольтекских магов в изложении Кастанеды – они заплатили горькую цену за осознание разницы между «непознанным» и «непознаваемым», причем на пути к (относительно) полной реализации (полному осознанию, «третьему вниманию»), что важно отметить. Т.е., возможно, Адам и Ева могли уподобиться богам (стать полностью реализованными) не только путем поедания запретного плода. Отсюда вопрос о путях развития искусства, например. Сейчас дело выглядит так, что ценится всё необычное, любой необычный опыт, это стало целью искусства. Но это опасная установка, учитывая сказанное.

Итак, наверное, мы никогда не сможем определить в точности универсальный вектор эволюции (формализовать это знание), но я хочу утверждать, что возможно находиться в связи с ним. Это связь с Намерением мира, которую тольтекские маги считали чем-то первичным. Я думаю, это вообще определение мага: тот, кто находится в сознательной связи с Намерением. Вопрос в качестве этой связи, степени осознанности. Человек, сотрудничающий с силами, что управляют его судьбой. По-моему, яркий пример тому – Иисус Христос, говоривший о своей связи с «отцом на небесах», волю которого он исполнял. Адам с Евой тоже пребывали с Отцом в раю, они в некотором смысле были бессознательными, инстинктивными магами. А рай в таком варианте есть социум магов. Насколько я припоминаю, само слово «религия» (равно как и «йога») означает «связь». Думается, именно эту связь.

Таким образом, мы путешественники, как говорил кастанедовский дон Хуан, в этом наша суть. Мы путешествуем по состояниям сознания, и тогда единственная цель любой части культуры – религии, искусства, науки, политики - заключается в предоставлении различного рода техник достижения определенного рода (не любого!) измененных состояний сознания. Собственно, именно тех состояний, которые позволяют нам постигать, пребывать в контакте и реализовывать намерение мира (которое одновременно является нашим намерением, происходящих из самых глубин нашей психики). Несколько особняком стоит физическая культура. Это скорее база, условие проявления психического. На уровне социума этому соответствует экономика.

Вопросу связи «души» с телом уделяла внимание Алиса Бейли («Душа и ее механизм», «эзотерическое целительство»). На физическом уровне (тело) любое состояние сознания определяется работой желез, выработкой специфических веществ (гормонов). С помощью химических препаратов можно вызвать состояние религиозного экстаза, например, и различные другие состояния. Однако такой «химический» путь эволюции невозможен, ибо регулярный прием таких препаратов приведет к серьезным нарушениям здоровья и психики. Воздействие традиционной культуры тоже опосредуется «химией», но в этом случае необходимые для ИСС вещества продуцируются самим организмом под влиянием внешних факторов. Или внутренних, в случае медитации.

Развитие следует.


Рецензии
Если всё - ИСС, то нет ничего постояннее, чем изменение. А ПИСС - это не безнадёжность, в успокоение. Живём и живём себе, не ропщем.

Елена Ермолова   28.04.2007 10:30     Заявить о нарушении
Да, но хотелось бы осмысленности постоянных изменений. Ропщем-то еще как! :) Мало того, еще и едем неизвестно куда. До сих пор худо-бедно получалось, потому что скорости были не опасные. Цена ошибок была не столь велика. Можно было мыслить не масштабно и ничего слишком особенного не случалось. Но эта ситуация как раз не постоянная. Тыщи лет было так, а скоро будет не так. Вот и выходит, что вопрос о смысле - насущный. Это вопрос о стратегии. Не будешь думать о глобальной стратегии - проиграешь.

Ра Ар   28.04.2007 12:30   Заявить о нарушении
Прошлое статично, нынешнее динамично. Потому видится ускорение там, где просто рывок, подёргивание. А отъедем слегка от кочки, через которую перевалили, - и ничего особенного.

Елена Ермолова   30.04.2007 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.