Узнаваемая реальность

Узнаваемая реальность,
или размышления, навеянные прочтением новой повести
Александра Кудрявцева «Убить маргинала»

1. Фразы – находки.
На самом деле, они придают тексту зрелость, зрелость автора и уже носят системный характер. Т.е. у читателя не должно возникнуть и не возникает ощущения, что они вроде как сами по себе, живут вне текста и появляются словно «летучие голландцы». Наоборот, стройная (т.е. – системная, выдержанная в определенном порядке) цепь таких образных, емких, выпуклых, выразительных красивых фраз (словосочетаний) как раз и создает впечатление от текста, от содержания, как не просто дневникового воспоминания, но как осмысленного и серьезного описания.

Например,
– «лето с Летовым» – удачно «сработанный» прием звуковой аллитерации,
– «где рубят эльфийские деревья», – в данном случае некая вербальная конъюнктурность отнюдь не портит текст, а, напротив, привлекает и удерживает внимание читателя, делает автора повести ближе к читателю, мол, я такой же, как и вы, ничем не отличаюсь и т.п. посылы.
– «затянувшись растафарианской самокруткой», «монарх автодороги», «сияло синим почти-море…почти-волны», «оконный паук поймал в паутину Луну». И т.д.
– или фразы подобно нанизанным бусинам в четках: «Любимый аккорд любимого цвета – синевы уходящего вечера. Аккорд – трасса в бесконечность. Глаза бродяги в пути…»

2. Повествование «Убить маргинала» многогранно и будто бы включает в себя несколько сюжетных линий, которые, по всей вероятности, имеют различную степень проработанности и не всегда идут параллельно друг другу (хотя, вероятно, это и входит в авторский замысел). То, что касается внешней стороны – работы, обстоятельств, пребывания автора в социуме, его воспоминания о студенчестве – все это в итоге складывается в довольно интересную, даже увлекательную, самобытную и живую картину, «событийно-описательную» вязь. Напротив, описание, в котором автор рассказывает уже о себе, о личных взаимоотношениях, о приватном несколько слабовата (или еще недоработана), при первом прочтении это бросается в глаза.
3. По «архитектуре» текста. Модно. Можно сказать и так. Что, безусловно, в глазах молодой и продвинутой читательской аудитории будет преимуществом, в плюсе. Это как бы в стиле «sms» – где-то совсем лаконично, а где-то – более развернуто.
4. По содержанию и авторскому посылу.
Без всякого сомнения, содержание «Убить маргинала», равно как уже само название (являющееся сильным зачином, камертоном всего дальнейшего повествования) актуально более чем. Всё здесь на острие или в 5мм от оного, всё на грани – и большая заслуга автора мне видится в том, что он усилием воли (буквально читай: писательским мастерством и очевидной писательской зрелостью) заставляет текст «держаться» в рамках задуманного, не дает ему семантически расползаться и жить иначе, чем его писательский замысел. Это изящная и вместе с тем сильная своей идеологической направленностью, словом и самобытностью, ярко выраженной авторской индивидуальностью, повесть. Если рассматривать название повести с герменевтической точки зрения (толкования текста), то динамичное, даже императивное «Убить…» – это мощный импульс, это тот рабочий молодой кулак на строяке, который, будем надеется, станет достойным ответом многим гламурным и откровенно карамельным по «начинке»(содержанию)вещам.
Александр Кудрявцев в очередной раз подтверждает, и название повести лучшее тому доказательство, что он - автор, не стремящийся и, что самое очевидное, не желающий плыть в мейнстриме. Это его жизненное кредо, его стиль, его априорная сущность.
Словно вторят идейному посылу названия и многие, абсолютно незатертые и «прожитые, уже пережитые» автором мысли (например, «Быть может, в этом и заключается мое предназначение? быть может, мы и есть те самые бумажные пакеты, уверенные в свободе своего выбора, но танцующие по воле неведомого нам ветра, как любил говорить один мой знакомый?»). Мысли, «созревающие» к концу повествования, неким штрих-пунктиром (правда, выдержанные в стилистике повести), отмечающие эволюцию автора в определенном временном интервале, на самом деле взламывают ледоколом целые пласты айсберга – нашей действительности, это пока верхушки, но глубина, вот она, рядом, она идет из очень далекого Далека. И эти бушующие противоречия, которые всё-таки удерживаются автором в достойных рамках, им самим же и очерченных, уже есть вечный и не требующий доказательств, аксиоматичный смысл всего – смысл есть в борьбе. И здесь автор борется и с самим собой,пытаясь свести на нет маргинала в самом себе. Но,может быть, в результате этой многолетней борьбы и смог «родиться» нынешний текст.
Обезоруживающая честность автора, прежде всего в отношении себя, даже строгость,правдивость по отношению к окружающему – подкупают более всего. Например, «Творчество – та же революция…. Я не верю в творчество для всех».
Да ведь это очевидный лозунг, если не воззвание. Верная цитата!



5. В качестве гипотезы.
Автор произведения - наш современник, а его герои – тоже наши современники, они почти нам соседи,и они же - герои «осязаемые». Но есть здесь и еще один герой, вернее – героиня, которой автор и посвящает своё повествование, это – реальность, действительность, окружающая жизнь, ежедневная обыденность, заметьте – все женского рода. Это автор бежит ее, противоречит и спорит с ней, любит ее, отвергает и отталкивает ее, борется с ней, зависит от нее, разговаривает с ней, общается. Автор даже пытается придать ей, действительности, узнаваемость, идентифицировать её для нас – читателей, вот же она, "осязайте", смотрите – т.е.: читайте. И мы читаем (взято из контекста): «Она…изменяла мне направо и налево, а я старался не оставаться в долгу. И вновь мы оказывались вместе…». Из признаков действия следующее – «говорила», «объясняла», «смешной ты», - сказала мне..» – отрицание, подталкивающее к действию. Итогом этого действия становится текст «Убить маргинала».

Вместо заключения.
Можно только поздравить автора Александра Кудрявцева с рождением – с совершеннолетием, но не возраста (как количества лет), а с творческим совершеннолетием.
«Убить маргинала» – справедливый взгляд на реальность. Именно за эту реальность он нам и нравится - мы узнаем в некоторых моментах себя!


19 июля 2005 года


Рецензии
Мне было интересно читать и захотелось найти и прочесть книгу, о которой пишете. Люблю подобные "аннотации", сама пишу о тех, что запомнились.
Спасибо!

Алкора   13.09.2010 15:57     Заявить о нарушении
Уважаемая Алкора! Книга издана около полутора лет назад, называется "Не бойся ничего", презентация автором состоялась в сети "Буквоед". Наверное, и сейчас можно найти. Спасибо за отзыв.

Ольга Леонова   14.09.2010 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.