История, которую мы потеряли

 У России, как у большого дерева,
большая корневая система и большая
лиственная крона, соприкасающаяся
с кронами других деревьев. Мы не
знаем о себе самых простых вещей.
И не думаем об этих простых вещах.
Д. С. Лихачёв

 Что мы знаем о русской истории? Для большинства из нас история – это курс уроков в средней школе. И ничего более. И вправду – для чего держать в голове сражения, царей каких-то? За пределами класса никто не спросит особенности правления Ивана Грозного. А умничать без повода – не поймут, слишком далеко всё это от народа.
 Именно поэтому у нас и нет истории. Она присутствует в пыльных томах, манускриптах, берестяных грамотах, предметах, артефактах, учебниках, головах историков – во многих местах и источниках. Кроме сознания обычных людей, в котором она должна быть по определению. Да и откуда ей там взяться, если с первых же уроков нас заставляли зубрить никому не нужные даты (десятки дат!), прямо-таки выдавливая всякий интерес к занимательнейшему предмету. Предмету, из которого при желании можно сделать такое, что все фэнтези-романы и придуманные миры померкнут и расплывутся серыми лужами!
 Во времена СССР ученикам твердили, что вся история человечества – это история восстаний и революций. «Мы всё забываем. Мы помним не быль, не историю, - а только тот штампованный пунктир, который и хотели в нашей памяти пробить непрестанным долблением», - пишет А. Солженицын в своём знаковом «Архипелаге ГУЛАГе». Здесь самое время сказать обязательно ознакомьтесь с данным произведением, если вы ещё не сделали этого. Узнаете много нового и интересного, гарантирую.
 Средневековая Европа: пара слов о культуре, что-то там о живописцах, там – король, там – ещё кто-то, глупая война Роз и, наконец – ВОССТАНИЕ КРЕСТЬЯН! Жаль, утопленное в крови самих же крестьян…
 Россия, екатерининское время: грабительские налоги, какие-то там просветители, мыслители и философы, какие-то там войны и полководцы – И КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ! Жестоко подавленное, к сожалению…
 Зато после 1917-го года вся НАША история – сплошная радуга. А всё, что было до 1917-го года – мрак и жуть. Вперёд к победе Коммунизма и товарищ Сталин – наш рулевой!
 После развала СССР неожиданно выяснилось, что и после 1917-го – тоже всё мрак и жуть. Вот так и живём – на месте памяти о прошлом – чёрная дыра. Какое отличное время для тех, кто стремится в который раз переписать под себя историю! Уже сейчас многие уверены, что гитлеровскую Германию разгромили американцы при поддержке союзников. Погодите, пройдёт ещё немного времени и выяснится, что это предок Джорджа Буша на мустанге гнал по Старой Техасской дороге отступающую армию Наполеона!
 А в последнее время кто-то кричит о былом Величии России – но обычно это не более чем пустые вопли!
 Знаем ли мы хоть что-нибудь о прославленных российских полководцах, гениальных поэтах, учёных? Политиках, наконец? Только имена, да и то не всегда, не так ли?
 История же Древней Руси – практически стёрта и извращена настолько, что это уже не воспринимается серьёзно, всё превращено в позорный лубок. Что мы знаем о космогонических мифах древних славян? Боги Сварог, Перун и Ярило? Кто такие? Откуда? Как же расти и плодоносить дереву национального самосознания, если нет корневой системы – народного эпоса? А почему весь наш фольклор и фолк-музыка ассоциируются в первую очередь с пьяными застольями или с бабушками разной степени нелепости в народных костюмах и кокошниках? Почему люди с большей готовностью выучат наизусть всю «Старшую Эдду» и родственные отношения всех скандинавских богов, чем прочитают (в отрыве от образовательного процесса) «Сказание о Полку Игореве»?
 Вопросы, вопросы… А ответ один. «Новорусская» культура поле прорыва «железного занавеса», жадно впитывает всё из культур других народов и стран. Это было бы хорошо, если бы не была заметна некая избирательность – поглощается всё отвратное, игнорируется почти всё хорошее. Дважды разрушив (в 1917 и 1991 годах) то, что складывалось столетиями, мы оказались у разбитого корыта. «Преклонение перед Западом» и раньше присутствовало в списке грехов русского народа, сейчас же оно приобрело просто угрожающие масштабы. «Всё русское – это грязное, плоское, дикое, мелочное, винное, водочное - в общем, «полный отстой». А вот запад, о…» Такие люди забывают, что когда-то нашу страну (Киевскую Русь, Новгородскую Русь, Владимиро-Суздальскую Русь, Московскую Русь (Московию) и, наконец, Российскую Империю) уважали в мире, уважали и страшились. Боялись не припадочных лидеров или ядерной дубины (как при СССР), готовой за несколько минут превратить в выжженную пустыню любой город планеты. Дрожали перед нашей экономической мощью, опасались наших дипломатов, которые умело пользовались этой мощью и зачастую пером могли выиграть больше, чем военные – годами кровопролитных войн. Уважали наше свободолюбие и бескомпромиссность в вопросах этой свободы. И это всё – часть нашей истории. Истории, которую мы потеряли. Забыли. Замяли.
 И исправлять всё необходимо с самого начала. Учить патриотизму. Да, этому тоже надо учить – ведь только сорняки лезут из земли сами по себе, а благородные растения надо ВЫРАЩИВАТЬ. Но необходимо учить не тупому армейскому патриотизму, вбитому кирзовым сапогом, а мягкому и последовательному, так, чтобы человек сам понял: «Я живу в России, я люблю эту страну» (СТРАНУ, а не ГОСУДАРСТВО! Тут другое.).
 Учителя истории не должны уподобляться учителям математики, не должны чётко поставленным голосом вещать ученикам «аксиомы», а развёртывать перед детьми захватывающую и величественную панораму времени. Именно такая «история» может стать предметом из ряда обязательных. И любимых.
 …Не будем здесь говорить о нынешней экономической и политической ситуации в стране, о том, что учителям платят нищенскую зарплату, о том, что нет никаких стимулов и возможностей. Потому что это совсем другая ИСТОРИЯ…


Рецензии
Алексиус, и как же вести патриотическое воспитание? С чего начать? Мои студенты не скрываясь говорят о том, что Любви к Родине у них нет. Больно. А откуда этой Любви на фоне всех происходящих событий взяться. Людям нужна ИДЕЯ. То, за чем они пойдут. С уважением,

Ловец Слов   21.07.2005 21:06     Заявить о нарушении
Уважаемый Ловец Слов, ну в статье же написано: "необходимо учить не тупому армейскому патриотизму, вбитому кирзовым сапогом, а мягкому и последовательному, так, чтобы человек сам понял: «Я живу в России, я люблю эту страну» (СТРАНУ, а не ГОСУДАРСТВО! Тут другое.). Учителя истории не должны уподобляться учителям математики, не должны чётко поставленным голосом вещать ученикам «аксиомы», а развёртывать перед детьми захватывающую и величественную панораму времени. Именно такая «история» может стать предметом из ряда обязательных. И любимых". А Идея в ближайшее время, думаю, НЕ появится!

Алексиус Ле Сноу   25.07.2005 05:41   Заявить о нарушении