Казанова и императрица

Несколько жизней Джованни Джакомо Казанова

Посмотрела  документальный фильм о жизни Казановы. Через беседу французских ученых создан интересный, глубокий очерк жизни. 18 век, а Казанова – один из его символов. Запомнилось, как он выступая перед публикой говорил, что жил во время Иисуса Христа. И, обращаясь к ассистенту- слуге, спрашивал: «Помнишь?» А тот отвечал: «Я служу вам 300 лет…». Одни верили, другие – нет, но все восхищались игрой и Казановой! Прозвучало из уст журналиста, ведущего: "Казанова превратил свою жизнь в спектакль, а обольшение в искусство".

 Сколько о нем написано! Великий мастер интриги, авантюрист, мошенник или бизнесмэн.А по сути человек, проживший несколько жизней, причем интересных, причем сам писавший и создававший свой образ,  желая остаться на века.
Казанову интересовали люди, сюжеты: выходил на контакты с самыми влиятельными правителями своего времени.

Читала его «Историю моей жизни». Запомнилось то, что он не забывал о своих подругах, интересовался, как сложилась их судьба, помогал по мере возможности.

Бывал в Митаве (Елгаве) и в Риге!Джакомо Казанова появился поначалу в Митаве (ныне — Елгава) — столице Курляндского герцогства. Еще на границе он предусмотрительно пересел из многоместного дилижанса в красивую карету. Умел произвести впечатление!
В своих мемуарах он оставил портрет императрицы: «Когда я увидел ее в Риге, ей было 35 лет и царствовала она уже два года. Она не была красива, но по праву нравилась всем, кто знал ее: высокая, хорошо сложенная, приветливая, обходительная и, главное, всегда спокойная».

 Родился в Венеции в семье актеров. Воспитывался бабушкой (?), графиней (?). Мать, по одной из версий, умерла, а вероятно, по тем понятиям, имела непристижную профессию: была актрисой придворной театральной группы. Учитывая неблагополучное происхождение мальчика, принявшая его семья позаботилась о строгости и основательности воспитания.

Он получил прекрасное образование, окончив Падуанский университет, получив учёную степень ,а затем поступил в духовную семинарию. И вскоре принял духовный сан.  Нравился прихожанкам. Он был черноглазым, смуглым и высоким, с длинными чёрными волосами. Богатые женщины одаривали молодого человека в сутане дорогими подарками...

Духовного сана его лишили. Сутану сменил военный мундир: Казанова купил патент офицера Венецианской республики. Вот как он сам написал об этом:

" Понимая, что теперь я навряд ли преуспею на поприще церкви, я решил примерить на себя одежду солдата… Я затребовал хорошего портного… он принёс мне всё, в чём я нуждался, чтобы стать воплощённым последователем Марса… Моя униформа была белого цвета, с синим передом и серебряными с золотом эполетами… Я купил длинную саблю, и со своей изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с чёрной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город".

В августе 1744 года он примкнул к офицерам венецианского полка острова Корфу, откуда совершил непродолжительную поездку в Константинополь, якобы с целью доставить туда письмо от своего прежнего хозяина кардинала. Он нашёл своё продвижение по службе слишком медленным, обязанности скучными. Служба естественно  обязывает неукоснительнеому соблюдению дисциплины и подчинению установленным правилам. Казанову больше интересоала игра, он  потратил большую часть жалования, играя в  игру фараон (любит-не любит). Через год с хостиком Казанова прервал свою военную карьеру и вернулся в Венецию и  решил стать профессиональным игроком.  Благодарю искусству игрока, он скопил приличное состояние, которое могло обеспечить ему безбедное существование на протяжении всей жизни. Но он решил испытать судьбу и проиграв все деньги, оставшиеся от продажи офицерской должности. Впоисках работы обратился за помощью к своему старому благодетелю Алвизо Гримани. Казанова начинает свою «третью карьеру», уже в театре Сан-Самуэле, в качестве скрипача.

Он был недоволен своей участью музыканта. И после того, как он спас жизнь венецианскому сенатору Джованни ди Маттео Брагадину, которого хватил удар, когда он возвращался со свадебного бала в одной гондоле с Казановой, тот усыновил Казанову и стал его пожизненным покровителем. Казанова стал жить как дворянин, великолепно одевался и, что было естественным для него, проводил большую часть своего времени за азартными играми и развлечениями.

Два года Казанова пробыл в Париже.  Выучил французский язык. И фабрика у него во Франции была.  на ней работали женщины.  Хозяин им нравился, и они ему. Он  дарил женщинам подарки из казны своей же фабрики. Разорился, конечно… Завязал знакомства с парижскими аристократками. Но вскоре его многочисленные любовные связи были замечены полицией.

Казанова перевёл трагедию Каюзака «Зороастр» с французского на итальянский, и в феврале 1752 года её поставили в Королевском театре Дрездена (итальянская труппа). Он вернулся в Венецию, где возобновил свои выходки, чем нажил себе немало врагов и привлёк внимание инквизиции. Его полицейское досье превратилось в растущий список богохульств, соблазнений, драк и ссор в общественных местах. В 1755 году (в возрасте тридцати лет) Казанова был арестован и заключен в тюрьму.
Отсидел немало, но удалось бежать через потолок камеры...

По прибытию в Париж становилось очевидным,что надо  найти покровителя. Таковым стал его старый друг де Берни, теперь уже министр иностранных дел Франции. Де Берни посоветовал Казанове найти способы изыскания денег для государства, чтобы быстро преуспеть. Очень скоро Джакомо стал одним из распорядителей первой государственной лотереи и лучшим продавцом её билетов. Это предприятие незамедлительно принесло ему существенную выгоду. Имея деньги, он стал вхожим в высший свет.

Казанова, владея оккультными знаниями и обладая прекрасной памятью, объявил себя розенкрейцером и алхимиком, что снискало ему популярность среди наиболее выдающихся фигур того времени, включая маркизу де Помпадур, графа Сен-Жермена, Даламбера и Жан-Жака Руссо. Алхимия, и в особенности поиски философского камня, были настолько популярными среди аристократии, что спрос на Казанову с его пресловутым знанием был велик, и он неплохо заработал на этом.

...В декабре 1764 года Казанова прибыл в Санкт-Петербург. Летом 1765 года Екатерина 2-ая побывала в Риге. Тем же летом в Риге находился Казанова.
В своих беседах со знатными людьми и на бумаге он высказывал идеи общественного переустройства России. Через сановников они становились известными императрице, но никакой реакции с ее стороны не следовало.
В итоге Казанова (ему было сорок лет) так и не решился сказать  императрице (ей было тридцать пять) во время последней встречи, что хочет стать ее личным секретарем или воспитателем наследника престола Павла.

 Почему Екатерина II  и не пыталась использовать  приехавшую знаменитость в своих интересах? "Во-первых, у Екатерины II особое подозрение вызывали иностранцы, приехавшие в Россию незваными. То есть надо получить, приглашение в Россию через дипломатов — или через корреспондента Екатерины II Ф. М. Гримма, только после этого приехавший мог рассчитывать на хорошее место и солидное основание, на оплату дорожных расходов.
Во-вторых, Казанова празднует в Петербурге свое сорокалетие, но с Императрицей у него шансов не было.
В-третьих, Д. Казанова очень желал повторить свой парижский и берлинский успех— убедить Императрицу разрешить лотерею. Но встреча с Екатериной, не любившей азартные игры развеяли эти желания.

Екатерина Великая оказалась единственной женщиной в жизни знаменитого венецианца, которая не поддалась чарам Казановы".

Мне думается, что разница в возрасте  была невелика: всего пять лет. Но разница между императрицей и путешественником-авантюристом, потрепанным жизнью, оказалась столь зримой, что это перевесило чашу весов не в его пользу.

Он закончил жизнь на содержании у графа Валленштейна в Чехии в возрасте 73 лет. Формально работал библиотекарем, то есть занимался составлением списка книг графской библиотеки. На самом деле подводил итог своей жизни. Писал мемуары «История моей жизни». Эта откровенная и увлекательная книга принесла ему бессмертие.

Источники:

Зиглин В.И. Царское Село в царствование Императрицы Екатерины Великой.
 10 лет с «Открытым городом» : приключения Казановы в Риге
http://www.freecity.lv/zhzl/64862/
Википедия, интернет-сайты
 
 


Рецензии
Благодарю, очень интересно. Ловелас, игрок и... Весёлая жизнь, что ни говори!

"Каким ветром занесло его в Ригу? Джакомо Казанова появился поначалу в Митаве (ныне — Елгава) — столице Курляндского герцогства. Еще на границе он предусмотрительно пересел из многоместного дилижанса в красивую карету. И произвел необходимый ему эффект богатого вельможи. Казанова остановился в гостинице, что находилась напротив герцогского дворца, возведенного знаменитым зодчим Растрелли. Так, во всяком случае, утверждает он в своей знаменитой книге «История моей жизни». Направился с рекомендательными письмами от известных людей европейского общества к курляндскому канцлеру Кайзерлингу.

Кайзерлинг принял его, через некоторое время он же передал Казанове от герцогини Бенигны Бирон приглашение на бал-маскарад. Там Казанова увидел впервые знаменитого Эрнста Иоганна Бирона, вернувшегося из долгой ссылки, прежнего любимца почившей в бозе императрицы Анны Иоанновны.

Не без пользы прожил Казанова в Митаве несколько дней. Встречался с герцогом и сумел своим красноречием произвести на знаменитого правителя впечатление человека, разбирающегося в горных промыслах, хотя не смыслил в них ничего, обещал даже провести инспекционную поездку по пяти медным и железоделательным заводам Курляндского герцогства. В результате восхищенный старик Бирон подарил ему приличную сумму денег, дал герцогскую карету, чтобы гость смог доехать до Риги, и рекомендательное письмо к своему младшему сыну, Карлу Бирону."(материалы сайта http://www.freecity.lv/zhzl/64862/)

С теплом и улыбкой
~*

Вера Петрянкина   29.12.2022 20:27     Заявить о нарушении
Удивительный человек, путешественник, писатель, Казанову интересовали люди, сюжеты. Выходил на контакты с самыми влиятельными правителями своего времени. Читала его «Историю моей жизни». Запомнилось то, что он не забывал о своих подругах, интересовался, как сложилась их судьба, помогал по мере возможности. Бывал в Митаве (Елгаве) и в Риге!Джакомо Казанова появился поначалу в Митаве (ныне — Елгава) — столице Курляндского герцогства. Еще на границе он предусмотрительно пересел из многоместного дилижанса в красивую карету. Умел произвести впечатление!
В своих мемуарах он оставил портрет императрицы: «Когда я увидел ее в Риге, ей было 35 лет и царствовала она уже два года. Она не была красива, но по праву нравилась всем, кто знал ее: высокая, хорошо сложенная, приветливая, обходительная и, главное, всегда спокойная».

Валентина Томашевская   30.12.2022 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.