Огюст Роден

В лондонском Музее королевы Виктории и принца Альберта* есть  залы, в которых собраны скульптуры на  античные и  библейские сюжеты, а также современная скульптура.
Есть в Музее и скульптурные  работы великого Огюста Родена!
Бюст Камиллы Клодель, например, в античном шлеме, из черного камня.

Жизнь  Родена (1840- 1917), история его знаменитых скульптур  весьма интересны.

Знаменитый французский скульптор  Огюст Рене родился 14 ноября 1840 года на улице Арбалет в Париже и был вторым ребенком в семействе Роденов.

В Нормандии Роден значило «красный», и вся семья была рыжеволосой. От второго брака его отца Жана-Батиста с Мари Шафер за два года до этого родилась девочка Мария.

Сестре Огюста  Мария полюбила молодого человека, но приданого за ней не было, и ее возлюбленный предпочел ей другую девушку, из состоятельной семьи. Мария поступила послушницей в монастырь Св. Младенца Иисуса. Там она и умерла от горя в 1862 году, за несколько недель до пострижения в монахини.

Глубоко потрясенный ее кончиной, Роден не видел для себя иного пути, чем тот, что выбрала его сестра. Он  поступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара под именем св.Августина.

Отец Эймар, настоятель монастыря, о котором шла молва как о знатоке человечских душ, очень быстро понял, что религиозная жизнь не является призванием молодого человека.
Он призывает его рисовать и лепить, догадавшись, что работа возродит интерес к активной жизни. Роден создает бюст этого проницательного человека.

В 1864 году, когда Роден работал в мастерской Гобленов, он увидел в окно? девушку, или остановил ее на одной из парижских улиц, очарованный ее великолепной фигурой, точно не известно. Вскоре она согласилась позировать ему.

"У моей модели,- писал Роден, - не было изящества городских женщин, но в ней ощущалась физическая сила и телесная крепость крестьянской девушки, у нее был живой, открытый, решительный и мужественный вид, который подчеркивает красоту женского тела. В дополнение ко всему этому, она она всегда была готова на жертву ради меня, и оставалась такой всю свою жизнь".

Однажды Роден никак не мог вылепить шею женшины, и это его взбесило."Зачем ты носишь закрытые платья?!"- закричал он и рванул на ней воротник. "Я больше никогда не вернусь сюда",-сквозь слезы прошептала Роза. Но вернулась. Терпеливо позировала, готовила обеды, развлекала пением.
Увидев, что Роза беременна, закричал: "Ты сорвешь всю работу!"

Не сразу решил он представить ее семье - лишь после рождения их сына.
Роден не стремился ни узаконить свои отношения с Розой, ни признать своего сына официально. Роза работала швеей в  ателье.

Впоследствии у них родился сын, но Роден никогда не признавал ребенка своим и никогда не стремился узаконить отношения с Розой - разное положение в обществе. Но и берег Розу от лишних глаз: любил.  Возможно, и остерегался: как бы другие художники  не увели прекрасную модель.

Роза оставалась его верной и преданной спутницей в течение 53 лет. Берегла и преумножала "копеечку", работала по дому, служила Родену моделью, была ему преданна и верна.

Роден вылепил  лицо Розы в замечательных скульптурных портретах:
«Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870),
"Вакханка", "Эльзаска"...
 
В 1883 году Роден был приглашён известным скульптором Альфредом Буше
(1850 – 1934) курировать группу его студенток. Он обратил внимание на гипсовый бюст красивого ребенка. Это была скульптура девятнадцатилетней Камиллы Клодель "Поль Клодель в 13 лет". Мастера приятно удивили способности молодой девушки. Роден страстно полюбил утонченную девушку. Вот как он писал о ней:
«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью».

Камилла Клодель родилась в 1864 году в семье далекой от искусства. Отец занимался продажей недвижимости, а мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Двое из них впоследствии стали широко известны. Брат Камиллы -Поль стал поэтом и дипломатом, а сама Камилла блестящим скульптором. В возрасте 15 лет она начала учиться в художественной студии скульптуре, а впоследствии семья переехала из Рамбуйе (Северная Франция) в Париж.   

Она стала работать помощницей в мастерской Родена. С ней он мог спорить с ней  на равных. Она  позировала ему, а вскоре они стали близки.  Их отношения послужили огромным творческим стимулом для обоих. Отношения  продолжались около девяти лет.

Камилла Клодель (1864 -  1943) постоянно присутствует в работах Родена  поры их встречи и совместной работы: и в "Поцелуе", и в "Вечной весне", и в "Мысли", и в "Авроре", и во "Вратах Ада". Признанные вершины его творчества Огюста Родена.

В этот период Роден обращается к изображению влюбленных пар:
"Вечный кумир", "Вечная весна", "Поцелуй (Паоло и Франческа" (для "Поцелуя" позировала сама Камилла). 

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»:

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден».

Р. М. Рильке, некоторое время он работал секретарем Родена,  писал:

«Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/260416/29314/

Если раньше подобные сюжеты в скульптуре носили скорее аллегорический характер, то Роден изображает любовь как сильное, страстное чувство, конец которого бывает трагичен.

Во всех скульптурах с 1885 по 1896 динамика тел выражает страсть, торжество и негу любви, наслаждение или страдание. Роден, без сомнения, породил несколько наиболее эротических скульптурных образов, поражающих своей смелостью, таких, как "Женщина на корточках", "Захват", "Ирида", "Посланница богов", "Осужденные женщины".

Но с Розой Роден не порывал, продолжал испытывать к ней нежность. Немало было пережито вместе.

У Камиллы  стал портиться характер, появились первые признаки мании преследования. После их расставания Камилла лишилась рассудка...

Узнав о связи Огюста с юной Камиллой Клодель (Роден был старше Камиллы почти на 25 лет), Роза потребовала, чтобы он бросил девушку. "Ты мне не жена, - сказал как отрезал,- я хочу и буду жить с Камиллой!"
И уходил, но затем возвращался домой.

Роза была верной спутницей великого скульптора в течение пятидесяти трех лет.

Страх одиночества  заставил тяжело больного 75-летнего Родена приехать к Розе навсегда в Медон.

Вскоре он перенес удар, его правая рука почти отнялась. Чуть придя в себя, Роден составил завещание: 1000 франков в год - сыну , а все имущество - Розе. Свои скульптуры Роден завещал Франции.

Роза не могла по закону  обладать наследством Родена, поскольку не являлась его официальной женой. И тогда   Огюст и Роза обвенчались ( 29 января 1917 года). Через две недели после свадьбы Роза скончалась от воспаления легких.
А через девять месяцев ушел из жизни и Огюст Роден.

Неповторимый скульптор.  Новатор: камень у Родена  оживает,
дышит любовью, пульсирует мыслью.
Кому еще пришло в голову любовь, поцелуй воплотить в камне, По-новому  звучит и тема любви, дарующей недолгое забвение в  круговороте жизни.
Сильнейшие эмоции и мысли, глубокий психологизм.
И реализм, и импрессионизм,- внутренняя мощь!

Роден  положил начало современной скульптуре, которую мы видим сейчас.      

Мне довелось увидеть памятник Бальзаку   в центре парижской богемы по соседству с кафе La Rotonde. На Монмартре у меня было минут сорок свободного времени, и я помчалась увидеть знаменитое кафе. Даже спрашивала, где находится кафе Ротонда. Мужчина, похожий на известного киноактёра, выйдя из задумчивости, сказал: "Ах, Ла Ротонда!"

Музей Родена в центре Париже видела издали, из окна автобуса.

Скульптуры Родена "Поцелуй" и "Вечная весна","Ромео и Джульетта", которые я видела в юности в Эрмитаже произвели на меня  сильнейшее, неизгладимое впечатление.
Вечная весна" исполнена Роденом из монолитного куска мрамора и датируется 1901 годом.

"Вечная весна" была создана Роденом в самый плодотворный период его творчества и первоначально предназначалась для его главного  произведения "Врата ада" - переосмысление  "Божественной комедии" Данте.

"Вечная весна" воплощает сюжет из поэмы Овидия "Фасты": похищение богом западного ветра Зефиром юной богини Флоры. Обнаженный юноша одной рукой опирается за ствол дерева, а другой обнимает стоящую на коленях обнаженную девушку.

В итоге Роден убрал "Вечную весну" из композиции "Врат ада", так же как и ставшую позднее, вероятно, самой известной его работой скульптуру "Поцелуй".

Предполагается, что сюжет "Вечной весны" показался скульптуру слишком жизнерадостным для трагедии, воплощаемой "Вратами ада".

Однако работа оказалась столь удачной, что позднее было создано несколько ее версий в бронзе и мраморе.

Среди работ в зале Родена в Эрмитаже можно увидеть такие произведения, как «Бронзовый век», «Поэт и муза», «Портрет В.С. Елисеевой»*, «Портретная маска Ханако».

Скульптуру «Бронзовый век» Родена довелось увидеть и в Старой национальной галерее Берлина.

Оригиналы и копии

Из глины, бронзы и мрамора гениальный скульптор Огюст Роден ваял образы страсти, страдания, любви. Роден чувствовал и форму, и материал:
для мужских фигур лучше всего подходит, по его мнению,  бронза,
а для женских - мрамор.
Роден отлил из бронзы 10 копий  статуи "Мыслитель". А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий.

*ЕЛИСЕЕВЫ, династия купцов и благотворителей

Зачинателем петербургского торгового дела был Петр Елисеевич Елисеев (1776–1825), сын крепостного садовника Елисея Семенова, получившего вольную в 1813 и обосновавшегося с семейством в С.-Петербурге
Источник: Благотворительность в России
 

Фотография Огюста Родена 1891 года

*В МУЗЕЕ ВИКТОРИИ И АЛьБЕРТА
http://www.proza.ru/2009/01/03/239

ИСТОЧНИКИ:


1. Дэвид Вейс "Нагим пришел я …". 1993
http://www.e-reading.club/bookreader.php/73320/Veiis_-
__Nagim_prishel_ya..._.html

 2.Элен Пине "Руки гения", 2003
3.Интернет-сайты

История одного «Поцелуя»: кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры
 http://www.kulturologia.ru/blogs/260416/29314/ http://www.kulturologia.ru/blogs/260416/29314/

«Мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена
 http://www.kulturologia.ru/blogs/250216/28581/


Рецензии
Влюбился в "Поцелуй" и в "Вечную весну" еще в 17 лет. И до сих пор ничто так не тронуло меня в скульптуре, как Роден.
Спасибо, Валентина, огромное за такую познавательную и мастерски написанную статью!

Михаил Кербель   18.02.2021 16:47     Заявить о нарушении
О, юность, когда еще все впереди!

Валентина Томашевская   21.02.2021 17:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.