О сихиртя и ненцах

Эта история началась давным-давно, когда на Ямале еще не было ни буровых, ни бородатых геологов. Не было даже ненцев и хантов…В те древние времена в ямальской тундре жили сихиртя. Они были очень маленького роста и носили красивую одежду со множеством украшений. Сихиртя были очень мудрыми и многие из них знали секрет бессмертия. Многие тысячелетия мирно жили они на Ямале: пасли мамонтов, ездили на собаках, охотились, рыбачили. И было так, пока не с юга не пришла беда – в ямальской тундре появились ненцы. Они были намного больше ростом самого высокого мужчины-сихиртя и, конечно, сильнее. Миром хотели встретить пришельцев сихиртя, но те ответили злом. Много женщин-сихиртя погубили ненцы, много мамонтов порубили, надругались над богами сихиртя. Напрасно молились сихиртя своим богам, чтобы те защитили свой народ от злых пришельцев. Но остались глухи древние боги к молитвам бедных сихиртя. И осталось им только одно: уйти жить под землю, в сопки….
Прошли тысячелетия…. Никто больше не видел сихиртя, никто вспоминал о них, только старые ненки, развлекая малышей, иногда рассказывали о маленьком народе, ушедшем под землю.
Но сихиртя продолжали жить и мечтать о мести. И наконец, премудрейший шаман сихиртя почувствовал, что час отмщения настал… Ранним утром осторожно вышли сихиртя из-под земли, и яркий свет утреннего солнца ослепил их. Закричали сихиртя от боли, поспешили скрыться в темной земле от ненецкого солнца. И стали сихиртя выходить на поверхность земли лишь тогда, когда погаснет последний луч солнца.
Перед закатом сихиртя прислушивались, не звенят ли по близости украшения на одеждах ненок, не слышно ли ненецкой речи. Догадавшись, что близко ненецкие чумы, выходили сихиртя из сопок.
Неслышно ступали сихиртя по мягкому мху, незаметно подкрадывались они к уснувшему стойбищу. Жестоко сихиртя расправлялись с ненцами. Сонных взрослых сихиртя опутывали тонкой неразрываемой веревкой из шерсти мамонта, а затем бросали в такой огромный костер, что можно было увидеть его с любого края тундры. Поднималось пламя до самого неба…
Маленьких детей сихиртя забирали с собой и заставляли их выполнять самую черную работу, а когда они подрастали, их приносили в жертву богам.
Много ненцев так погубили сихиртя, но не угас их гнев. Догадались ненецкие шаманы, кто разоряет стойбища по ночам, и собрались вместе ненцы со всех концов тундры, и пришли они к шаману сихиртя, и взмолились слезно о прощении и пощаде. И прошел гнев сихиртя, и обещали они больше не приходить к ненцам, но потребовали вернуть себе то, что отняли ненцы ещё раньше у них. Принесли ненцы богатые подарки для сихиртя, пригнали им много оленей, выдали самых красивых девушек замуж за сихиртя и были они прощены. Сихиртя обещали больше не тревожить ненцев и ушли в землю. Но на этом наша история не заканчивается.
Прошли тысячелетия. На Ямал пришли русские, попотчевали ненцев «огненной водой» и обложили их данью. «Огненная вода» зело полюбилась ненцам, но её было мало, и русские угощали ею только тех, кто приносил больше всего мехов да рыбки. У сей «огненной воды» было одно интересное свойство – после усердного пития ненцы снова стали видеть сихиртя- маленьких, с белыми глазами, верхом на мамонтах. Ненцы зело удивились и решили спросить у шамана, что делать, если сихиртя нарушили свое обещание. Шаман, отведав «огненной воды» и подымив «волшебной травкой», сказал, что лучше всего низвергнуть сихиртя в царство Нга. И стало так.
Прошли века, наступили наши дни. В Ямальском районе стали находить мертвых ненцев с лопнувшими глазами и порванным ртом….Никто не знал, что с ними произошло. И только шаманы догадались, что то мстят души невинно убиенных, зело обиженных сихиртя. Но не в силах шаманы остановить сихиртя, нельзя их умилостивить ни богатыми дарами, и кровавыми жертвоприношениями, даже боги ненецкие бессильны снять проклятье сихиртя…. И становится ненцев с каждым днём всё меньше и меньше.
Морали здесь две: 1) нельзя пить «огненную воду» и курить «волшебную травку»; 2) нельзя обижать маленьких.


Рецензии