Разум или эмоции?

-В человеке постоянно борются два начала: рациональное и эмоциональное.
-Рациональное начало стремится познать объективные законы окружающего мира и на основе этого знания упорядочить жизнь человеческого общества, ввести его развитие в рамки определённых правил. Это – долгий и сложный путь.
-Эмоциональное начало – нетерпеливо. Оно всегда недовольно существующими правилами и стремится их обойти, а ещё лучше – разрушить, надеясь выйти на более простой и быстрый вариант развития.
-Человеку трудно заставить себя подчиняться разуму, и лишь немногим удаётся это сделать. Абсолютное большинство людей не могут совладать с эмоциями и периодически впадают в состояние, когда им хочется «рвать и метать».
-Особенно опасна в этом отношении толпа. Толпа полностью подвержена эмоциям, в толпе разум вообще не имеет шансов на успех.
-Этим и отличается демократия от охлократии. И то, и другое – глас народа, глас Божий, но в первом случае он более или менее упорядочен, а во втором случае – хаотичен. Принцип демократии – выработка и соблюдение всеми членами общества определённых стабильных правил. Принцип охлократии – «что хочу, то и ворочу».
-Парадоксально, но факт: общественные движения, взывающие к порядку, на поверку оказываются одними из самых хаосообразующих.
-Яркие примеры – коммунистическая или фашистская формы управления обществом. И коммунисты, и фашисты утверждают, что ставят о главу угла «закон и порядок». На самом же деле, и при коммунистической, и при фашистской власти все ключевые решения принимаются не на основе стабильных и единых для всех правил, а «по усмотрению начальства».
-Поэтому и стали возможны такие явления, как массовые репрессии, геноцид или китайский «большой скачок». Всё это – разные проявления волюнтаризма, склонности менять правила в ходе игры, столь характерной для толпы.
-И коммунистическая, и фашистская формы управления обществом – это, по сути своей, охлократия в её высшем проявлении, власть толпы, власть эмоций. Недаром и для коммунистических, и для фашистских режимов характерны массовые демонстрации, визуально отождествляющие толпу с «народом».
-Власть эмоций неизбежно из раза в раз приводит общество к безрассудным действиям и, в результате, к национальной катастрофе. Но это не останавливает последующие поколения адептов охлократии. Яркий пример – движение антиглобалистов, представляющее собой безответственную попытку развалить существующую и неплохо функционирующую систему правил. Эту систему можно совершенствовать через систему демократических институтов, но для антиглобалистов это слишком скучно. Им надо "рвать и метать".
-К этому же ряду относятся и другие эмоциональные попытки совершенствования мира, включая современный терроризм.
-Эти и другие "революционеры" не хотят понять, что слом нынешней, пусть несовершенной системы, чреват очередной катастрофой, которая не ускорит, а лишь замедлит развитие.
-Либеральная концепция мира (так, как она понимается, например, Милтоном Фридманом) – глубоко рациональна. Она исходит из объективных устремлений человека и объективных законов общества. Она требует создания в обществе чёткой системы правил и соблюдения их всеми людьми для сведения к минимуму возможностей для проявления субъективизма и волюнтаризма.
-В то же время, поскольку физические и умственные возможности разных людей различны, неизбежный результат реализации либеральной концепции – социальное неравенство. Но надо сознавать, что социальное неравенство – неизбежное зло, которое можно уменьшить с использованием демократических институтов, но невозможно устранить через слом этих институтов.
-Демократия очень сложна для понимания, как концепция, и очень сложна в управлении, как практический инструмент. Но ничего лучшего пока не придумано.
-Неужели так трудно это понять?


Рецензии
SUSTAINABLE DEVELOPMENT*
(пародия на сказку и на быль)

В стальных доспехах странствующий рыцарь
На перепутьи спешился с коня,
Прикрыл глаза от солнца он десницей
И в даль вгляделся, во все очи зря...

Пред ним дорога на три разделялась,
А у распутья камень возлежал -
Мох ободрав с него и прочью гадость,
На камне надпись рыцарь прочитал:

"Пойдёшь налево - лошадь потеряешь,
А также латы, деньги, сапоги...
"Кулак" ты, батя, вообщем. Понимаешь?
А с продразвёрсткой лучше не шути!

Пойдёшь направо - ждут тебя разборки
И спор субъектов, хоть ты и крутой...
И в этой страшной и кровавой бойне
Ты распростишься, батя, с головой!

А средний путь стремится в неизвестность
Меж социально-либеральных кущ -
Там, батя, неизведанная местность,
И лишь надежды светит яркий луч!.."

Присел у камня рыцарь в думе тяжкой...
А из кустов уж стражники глядят:
"Туда нельзя с копьём и без бумажки!
Не лучше ль повернуть тебе назад?"
____
*sustainable development = устойчивое развитие, соответствующее компромиссу между социальным и либеральным путями развития общества, экономики и т.п.

Амелькин Александр Анатольевич   31.07.2005 02:28     Заявить о нарушении
-Согласен, что компромисс лучше, чем борьба не на жизнь, а на смерть. Но, как удачно выразился однажды вождь мирового пролетариата, нельзя быть немного беременной.
-По существу, Вы предлагате одновременно пойти и направо, и налево. А так не бывает.
-Все ныне развитые страны прошли одинаковый путь: сначала они шли направо (необузданный либерализм), а когда накопили жирок, тогда пошли налево, но не чересчур.
-Россия же однажды свернула с либерального пути к этатизму, и теперь она должна терпеливо пройти весь путь снова, с самого начала.
-Разумной альтернативы этому варианту нет.

Максим Стольников   31.07.2005 19:59   Заявить о нарушении
я ничего не предлагаю, я, как говорит радиостанция Свобода, просто комментирую: есть 4 пути - направо, налево, вперед или назад, а также есть право выбора пути...

Амелькин Александр Анатольевич   04.08.2005 13:16   Заявить о нарушении
Лично я пойду направо.
Вы можете идти налево.
Но помните:
"Налево пойдёшь, в ГУЛаг попадёшь."

Максим Стольников   07.08.2005 01:14   Заявить о нарушении