Три разных мнения о моих стихах
одного значит не то же, что для другого…»
Владимир Вейдле.
(Критик)
Невольно, в переписке родились эти рецензии на мои стихи.
Вот строчки из письма моего отца, Евгения Кащеева, фронтовика, человека пишущего стихи всю жизнь, с юношеских лет, изучающего и любящего поэзию:
«Оленька, я прочитал многие твои стихи и всегда восторгаюсь ими. У тебя какие-то необычные, неповторимые образы. Это много значит. А вот о Блоке ты написала, до слез меня тронула. Хочу сказать, что это стихотворение, по-моему, понравится каждому. Но кто искушен в творчестве этого замечательного поэта, тот многое поймет, больше, чем кто-либо.
В нем выражено все так глубоко, так необыкновенно. Словом: «словам тесно, а мыслям просторно». Кто-то сказал, об Ахматовой, что она не поэтесса, а поэт. Так и мне хочется сказать тебе: «Ты не поэтесса, а поэт. Вот так!».
Ну а теперь мое стихотворение о Блоке:
«Осанна Александру Блоку»
Я подниму бокал лилового вина,
К тебе моя Осанна, Александр Блок!
За гибкость и богатство языка,
За то, что был красив и высок.
Открою "Скифы", "Незнакомку", "Сольвейг"
Приподниму из прошлого вуаль.
Осанна, за твой гражданский подвиг,
За очарованную даль.
Стихи я вновь и вновь, перечитаю,
Приемля бесконечную весну,
Осанна, за мечту твою без краю,
Твой голос в своем сердце сохраню.
Моя Осанна, за вечный бой,
И за твою бескрайнюю стихию,
Осанна, за светлую любовь,
И что как милую жену любил Россию!
Вот другое мнение гениального поэта-иерархотехнолога Юрия Проскурякова, основателя метаметафорической школы (из личной переписки – прим. автора):
«Ольга, Вы хороший человек, но не поэт. Возможно это про Вас сказано: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я внимательно прочел некоторые Ваши стихи. Мое изощренное , к сожалению, ухо не выносит рифм типа «букет–обед»; «дня–любя»; «трюмо–окно». Это такой тип глухоты, который невозможно поправить. Если это соединить с отсутствием чувства ритма и метрического такта, то о дальнейшем говорить не приходится. Конечно, можно считать плохо зарифмованную прозу стихами, и это справедливо, но поэзией невозможно. … Я озвучиваю для Вас свою точку зрения (хотя понимаю, что разумнее было бы просто промолчать).
Так вот, Вы лишены главного качества, а именно САМОПОЗНАНИЯ ПОЭТА, которое и придает ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ (между прочим манифестируемое метафорой). Без этого, даже очень хорошие рифмы и прекрасное чувство ритма (которыми Вы не обладаете), любая техника, имеет самое малое значение.
Я Вас прошу не обижаться на откровенно высказанное мнение. Данное суждение не есть суждение «собрата по перу». Я в этой области профессионал и эксперт…»
Но вот те стихи, которые не понравились Ю. Проскурякову, не понравились и рифмы:
«Грузинские вина»:
Грузинским превосходным винам,
Произношу хвалебную балладу,
За тонкий аромат, изысканный букет.
И воспеваю Бахуса и нимфу Наяду,
За то, что оно льется рекою в мой обед!
Царица Грузии, Колхиды, Тамара!
Из Саперави, бархатного винограда,
Твое, "Ахашени", терпкое вино,
Испить из хрусталя, я буду рада,
Тебя восславить, сегодня мне дано!
Достойны только царской чары,
Названья лучших вин, таких как:
"Мукузани", "Киндзмараули", "Хванчкара",
Сорта подобные не будет пить простак.
И будь, побольше, божественная тара!
Грузинским превосходным винам,
Произношу хвалебную балладу,
И воспеваю солнечную гроздь.
Мою услыша славную тираду,
Со мной бокал поднимешь, драгоценный гость!
«Вы полюбите меня»:
«Вы полюбите меня, но не сразу»
Е. Евтушенко
Вы полюбите меня, среди ясного дня,
Вы полюбите, среди таинства ночи.
Я дыханьем своим согрею любя,
И полюбят, Ваши лазурные очи.
Вы полюбите меня, как любят закат.
Вы полюбите, просто заочно,
Расцвету я для Вас, словно вешний сад,
Вы полюбите меня, это точно.
«Черемуха»:
Под окном черемуха расцвела.
Поутру девица косу расплела.
Нарядилась, оглядев себя в трюмо,
Не идет ли, суженый, посмотрела в окно.
Сколько зим прошло, столько лет.
У нее ни милого и ни мужа нет.
Под вечер женщина косу заплела,
Глядь в окно, а там, черемуха отцвела.
Вот еще одно мнение Юрия Косаговского, талантливого художника (родоначальника «рондизма») музыканта – импровизатора, поэта и драматурга (из личной переписки прим. автора).
« Я по-моему написал рецензию на стихотворение об ожидании («Однажды» прим. автора) … на редкость стихотворение, гармоничное, где форма образность и логика , т.е. и поэзия и разум очень слитны, ничто не преобладает над другим,…стихотворение «Лестница», тоже отличается этим же и тоже безукоризненно. Меня оно поражает грациозностью, краткостью. Автор только прикасается слегка то к одному, то к другому и от того, что нет ни одного лишнего слова, понимаешь насколько оно искреннее, автор не прикидывается как у многих в их сборниках любящим то да се, он не бумажный в этом смысле, он реальный. Образ повествовательницы воплощается крайне убедительно в читательском сердце и вызывает доверие. Читатель искренне тоже подключается к видению автора и познает новую точку зрения на мир. (P.S. и это одна из сутей искусства)».
Представляю читателям еще раз пробежаться по строчкам моих стихов:
«Однажды…»:
Однажды…
придет небесный, яркий свет
и позовет в бескрайнюю дорогу.
Ну, а пока, с тобой хочу дышать,
Встречать закаты, окрашенные в маков цвет,
На разнотравье наглядеться и рассвет,
Ведь это так немного!
Ну, а пока, хочу писать,
Слагающие в рифму строки
И опыт человечества,
Что в книгах отражен перенимать,
Любовь в своих стихах отдать
И отодвинуть, непознанные сроки.
Ну а пока, с тобой я встречи жду мой свет,
Однажды…
«Лестница»:
Сначала, на первую ступеничку ступаю.
Потом, естественно повыше.
И медленно так поднимаюсь,
В течение уж скольких лет.
Себя спрошу, что там внизу я вижу?
Глаголы, суффиксы, таблицу умноженья,
Строенье атомов, молекул, протоны,
Фотонов жизни летящий свет.
Итак, я добираюсь до знаний крыши.
Познать любовь, ее рожденье,
Каноны общества, церковные законы,
Иль посмотреть на высший свет?
Или занять хочу я статусную нишу?
Какой спешу я получить ответ?
Идти не перестану, пока дышу и слышу,
И мысленно на верхнюю ступеньку заберусь.
Но ведь у этой лестницы, нет крыши,
И оступиться, поднимаясь, не боюсь.
Известно, что есть всему пределы свыше,
Но знаниям, предела нет!
Я поблагодарила Ю. Косаговского за доброе слово о моих стихах. На что Ю. Косаговский мне ответил:
« Не могу принять Вашей благодарности т.к. восторгаюсь не предпринимая усилий. Сам же еще получил удовольствие… Как же – получив задаром, да еще с удовольствием получать благодарность, вместо того, чтобы благодарить?
И вот еще одна рецензия Ю. Косаговского на Netoteka.Ru, в Интернете.
Стихотворение «Корабли» я посвятила морякам:
Корабли в портах у пристаней стоят
Их Андреевские гордо реют флаги,
И гудки "отшвартовать" вопят,
Чтоб об этом их родные знали.
Знали, что пробороздив моря,
"Адмирал Седов" или "Нахимов",
Возвратятся, с честию неся,
Службу трудную, подобно исполинам.
Сколько их на свете кораблей!
Чтим мы моряков отважных судьбы.
Тост, поднимем, и за тех, кто в море поскорей,
И за тех, кто еще в море будет.
Будет бороздить просторы килем и кармой,
То девятый вал, то глади водную пучину.
Пожелаем встречи со счастливою звездой,
Бог благослови и убери опасностей причины!
Вот эта рецензия Ю. Косаговского:
« Долго не поднималась рука у меня прочитать это стихотворение, уж так много плохих стихов о море и о всем патриотическом как армия и флот страшно было коснуться…
– И что же? Какая прелесть, такое искреннее и легкое повествование, такое все у нее не банальное: и море и корабли вызывают чувство тепла и беспокойства за них – после стихотворения приятное чувство на душе…».
И вот еще несколько строчек Юрия Косаговского о стихотворении «Серый сумерек»:
«… Вначале прочитав я решил что оно не удачно выбрано и надо другое, но нет, оказалось что надо еще перечитать и причем с последней строфы – она оказалась ключом к моему сознанию и оно распахнулось, и я увидел содержание, а то ведь просто не мог подключиться, а если не подключишься – остаются строки ни о чем нам не говорящие и мы готовы быстро, с плеча объявить им приговор.
… Последняя строфа чиста как молитва ребенка – но о чем она? Поэт просит ни денег, ни богатства, ни машины, ни дачи, ни яхты с островами, ни английскую футбольную команду, как некоторые мечтательные олигархи – нет, она просит мыслей о вечном.
Я бы желал любому человеку такое состояние души. Причем здесь состояние души? В том-то и дело, что содержанием любого повествования является состояние души автора… Какое счастье, когда есть возможность искренне восхититься на свете.
Вот оно это самое стихотворение:
«Серый сумерек»:
Падает, падает белый снежок.
Луна набросила серый сумерек.
Посеребренный вышел рожок,
В поисках путников, имярек.
Музы сыплют лунный стежок,
С тайными, робкими тенями.
Если забросишь судьбы сапожок,
То повстречаешься с гением.
Лампу зажги, иль душистые свечи,
Слово начертано, словно ожог.
Мысли и думы сложи о вечном,
Серый сумерек, белый снежок.
Поблагодарить хочу и я Вас, мои дорогие читатели!
До новых встреч!
Свидетельство о публикации №205080100193