Пустяк

Профессор торопился на лекцию. Ровно в 12:00 зашел в аудиторию, отметил про себя, что студентов становится все меньше и меньше. Задние ряды полностью пустовали. «К концу семестра останется человек 20, кто еще будет в состоянии понимать, о чем я говорю. И вопросов стали задавать мало. Обычное явление к концу года».

Профессор привычным движением вынул из заднего кармана брюк бумажник, положил его на кафедру, из бокового – футляр с лазерной указкой, вынул указку и приступил к лекции.

- В прошлый раз мы остановились на механизме запоминания. Стимул проходит через сенсорные рецепторы и закрепляется в кратковременной памяти. Кратковременная память может удержать семь плюс минус две единицы, как то: слово, предложение, форма и так далее...

Профессор читал лекцию и, даже не смотря на плакаты, водил по ним указкой. Эти лекции он читал уже тридцать пять лет. Они были выучены до автоматизма. Профессор знал наизусть, где надо сделать паузу, чтобы дать осмыслить студентам кажущуюся абсурдность материала. Знал, где и какие вопросы будут задавать. Он любил читать лекции, почти наравне с научной работой.

 На лекции он познакомился со своей женой. Он был начинающим преподавателем, а она – напористой, энергичной превокурсницей. К концу первого семестра они поженились, и прожили счастливо 27 лет. После ее смерти четыре года назад мир для профессора утратил свои краски. Не радостно было возвращаться домой – там его никто не ждал. Не радостно было идти на работу – ведь некому потом рассказать, как прошел день. Теперь он одевался неряшливо – какая разница, во что и как одет. Он продолжал проводить исследования , так как был ученым до мозга костей. Но это не доставляло ему той радости, какую он испытывал, пока была жива его жена, верный друг и соратник. Она гордилась его успехами. Вместе они обсуждали его статьи, и он с нетерпением ждал выхода следующей. Сейчас же, сдавая очередную статью, профессор думал: «Господи, ну кому все это нужно? Писать статьи, которые прочтут только 200 человек в мире, и всего 10 из них поймут, о чем речь? Зачем?»

Конечно, у профессора были друзья, они встречались по праздникам. Дети выросли, у них появились свои семьи, они навещали его по выходным. В будние дни профессор оставался один.

- Профессор, - девушка в сиреневой кофточке, сидящая в первом ряду, задала вопрос, - профессор, как лучше всего кодировать материал, чтобы при надобности легче вспомнить? И, если закодируешь, например, номер телефона – как связать номер с его владельцем?

А у нее низкий голос, мягкий и в общем-то приятный, подумал профессор. Девушка наклонила голову, ожидая ответа, и показалась ему очень милой.
- Спасибо за вопрос. Способы кодировки бывают разные. Например, ассоциации...

Профессор, отвечая, рассматривал девушку. Он смотрел на нее много раз – она сидела в первом ряду с первой лекции, но никогда ее не замечал. У нее красивые волосы. И взгляд очень умный. Глаза то ли серые, то ли зеленые. Какие изящные движения! Немножко, может быть, полновата, но ей это даже идет.
- Я не могу полностью осветить этот вопрос ввиду ограниченности во времени, но если это Вас интересует, Вы можете подойти ко мне после урока, или в приемные часы. Я смогу ответить Вам подробней, и порекомендовать литературу. Я сам когда-то занимался проблемами памяти.
- Спасибо, профессор, - девушка улыбнулась, да так светло, что профессор залюбовался ею.

После лекции девушка подошла к нему.
- Профессор, вот в четырнадцатом издании учебника Хаггарда и Аткинсона проблемам памяти уделяется несколько меньше страниц, чем в предыдущем. Некоторые данные отсутствуют – я проверяла. Почему это? Ведь, по идее, с новыми открытиями данных должно становиться больше, а не меньше?
- Видите ли, - начал отвечать профессор, - результаты некоторых исследований, полученных недавно, ставят под сомнение или полностью опровергают предыдущие...

Девушка слушала очень внимательно, казалось, что она полностью поглощена ответом на вопрос.

- Профессор, - вдруг неожиданно сказала она, - у Вас пуговица оторвана на пиджаке, и нитка висит. Вы, наверное, ее сегодня потеряли.
- Что? – от неожиданности профессор даже не понял, о чем это она, - о чем Вы? Ах, о пуговице... – он хотел сказать, что пуговица оторвалась уже давно, но не сказал. Он смутился. Ему стало стыдно за свой внешний вид.
- Спасибо. Жаль, что пиджак испорчен, - сказал он первое, что пришло ему в голову.
- Нет-нет, что Вы! Наверняка есть запасная пуговица, ее можно пришить.
- Ах, да... Про запасную я и не подумал...

Девушка поблагодарила профессора за ответ и ушла. Он долго смотрел ей вслед. Даже когда за ней закрылась дверь в аудиторию, профессор продолжал задумчиво глядеть на дверь. Потом очнулся, и стал медленно собирать свои вещи.

Пряча бумажник в карман, профессор обнаружил, что карман чуть-чуть распоролся и брюки, хоть и чистые, но мятые и уже далеко не новые. Поправив воротник рубашки, он обнаружил, что пришел на лекцию без галстука! Он понял, что отрастил бороду, длинную и неухоженную.

- Черт знает что. Я выгляжу, как прошлогодняя афиша, - пробормотал профессор, придя в свой кабинет и разглядывая свое отражение в зеркале.
Вроде ничего не изменилось – внешне. Но, смотря в окно, профессор увидел, что солнце светит, что небо голубое, что, скорей всего, тепло, потому что весна, и что жизнь, собственно, продолжается.


Рецензии
Понравилось. Жизнь вся - из пустяков, если поглядеть обратно. И, чтобы с оптимизмом посмотреть вперед, порой достаточно пустяка. Спасибо, Маша.

Таня Асулин   15.06.2006 14:37     Заявить о нарушении
Да и жизнь сама, с точки зрения мировой революции и истории, пустяк. Тебе спасибо.

Маша Тополь   15.06.2006 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.