Оркестр Титаника

Они (музыканты) просто делали своё дело, по-видимому, любимое дело, иначе бы кто бы их пригласил на "Титаник"? Будет ли оркестр достоин "Титаника", если для играющих музыка не будет делом их жизни от знакомства с музыкой и до смерти, играли бы они так как играли, если бы сами не были музыкой? Капитан покидает корабль после остальных, потому что так нужно, а не потому что он так хочет, потому что капитан это часть корабля его сердце=разум, и в общем - то капитан и корабль это одно целое, и когда тонут корабли, только самые сильные из капитанов могут покинуть корабль, или же те, кто капитанами никогда не были.
Из переписки.

Музыканты "Титаника "совершили беспримерный подвиг. Они играли, ободряя обреченных, оставшихся на лайнере. Восемь талантливых музыкантов с самого начала приняли решение, что они покинут корабль последними. Они надели спасательные жилеты, но так и не покинули места, которое больше часа назад заняли на шлюпочной палубе у входа на парадную лестницу.

 Руководитель оркестра, скрипач Уоллес Генри Хартли сказал:
"Только музыка может побороть страх тех, кто борется за жизнь и облегчить муки тех, кто обречен на смерть".
И музыканты продолжали играть.
Ярко освещенный «Титаник» медленно уходил под воду. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров и продолжал играть.

Музыканты неутомимо играли мелодии, которые раньше поднимали настроение,
 а теперь помогали преодолеть гнетущее чувство страха.
Понимая приближение гибели, руководитель оркестра подал знак.
Смолкли звуки регтайма и зазвучала мелодия одного из гимнов англиканской церкви "Ближе к тебе, о Господи!".

Это был реквием лайнеру и людям, обреченным на смерть.

Вместе с руководителем оркестра Уолласом Генри Хартли в рейсе на «Титанике»
были известный скрипач Джок Хьюм из Дамфрисa (Шотландия),
контрабасист Фред Кларк из Ливерпуля ,
пианист Теодор Брейли и исполнители на духовых инструментах
Дж. Кринс и  Дж. У. Вудворд и П. К. Тейлор,
а также виолончелист Робер Брику (из французского города Лилль).

Это были прекрасные музыканты, блестяще исполнявшие как классические, так и джазовые произведения.

Утром этого дня  капитан Эдвард Смит провел молебен,
а оркестр аккомпанировал песнопениям представителей разных религиозных конфессий.
Вечером в Пальмовом зале состоялся концерт. Артисты оркестра исполняли популярную музыку из оперетт Франц Легара и Иоганн Штрауса, от романтических вальсов до волнующих ритмов американского регтайма.

В заключение концерта оркестр исполнил отрывки и оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гоффмана». Ничто не предвещало беды.

В конце уходящего 2012 года (100 лет как затонул "Титаник") смотрела документальный фильм. Последние минуты  "Титаника", и происходящее впоследствии, как разворачивались события в течение  года после трагедии.
 Свыше полторы сотни затонувших остались неопознанными.
Всем поставлены гранитные памятники.
У одного из музыкантов, скрипача Джона Хьюма, 22 года, была невеста.
Она ждала ребенка. Ей выплатили денежное пособие .

Но вернемся к началу. Первым из пассажиров о произошедшей катастрофе узнал Джон Джекоб Астр (а некоторые, узнав о случившемся, не верили...). Еще до объявления общей эвакуации капитан лайнера Э.Дж. Смит пришел к миллионеру в каюту, рассказал о бедствии и предложил ему занять место в шлюпке, так как мест на всех терпящих бедствие не хватит. Узнав об этом и понимая, что капитана в первую очередь беспокоит спасение состоятельных пассажиров, Астр отказался от места в шлюпке, взяв с капитана слово, что его место будет отдано женщине или ребенку из третьего класса. Сам Джон Астр погиб.

Среди пассажиров "Титаника" было немало подданных Российского императора. В тот злополучный рейс отправились около трех десятков россиян.
С ростовскими крестьянами на нижней палубе в третьем классе плыл и осетинский парень. Ему повезло: перед самым столкновением корабля с айсбергом он вышел на верхнюю палубу. Когда началась паника, осетин содрал спасательный жилет с кого-то из людей и кинулся в воду. Там он нашел стул, взгромоздился на него и так и плавал, пока почти окоченевшего его не подобрала спасательная шлюпка с парохода «Карпатия».

Спаслась Анна Высоцкая из Одессы, а ее муж, Самуэль Абельсон погиб.
Удалось спастись двадцатипятилетней Жанне Драбкиной из Могилёва, Мириам из Москвы.
Спаслась и двадцатисемилетняя Белла Майер с шестилетним сыном. Ее муж погиб в русско-японской войне. Финансовое положение ее было тяжелыи, единственным родственником после смерти мужа у нее был брат матери, который проживал в Америке и который предложил племяннице с ее маленьким сыном переехать к нему в Нью-Йорк. Они должны были плыть на более дешевом пароходе компании "Уайт Стар", но из-за забастовки угольщиков все запас топлива был передан "Титанику". И многие пассажиры были вынуждены приобрести билеты на "Титаник". Белле и ее сыну удалось уцелеть в этой катастрофе, но ни она, ни ее сын до самой смерти не могли избавиться, отрешиться от страшных воспоминаний,
забыть ту ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Из-под Ростова-на-Дону целая партия крестьян переселялась в Уругвай.
Там их уже ждали родственники. Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.
Казак с Кавказа Михаил (фамилия его не сохранилась) смог продержаться несколько часов в ледяной воде. В Штатах он разбогател и в 1914-м вернулся домой. Но в 1930-е Михаила сослали в Сибирь, где он и пропал.

У Жадовского из Петербурга была реальная возможность спастись,но он благородно уступил место в шлюпке женщине. Михаилу Михайловичу Жадовскому из Петербурга  шел 69-й год. За плечами у него были сражения Русско-турецкой войны. Отставной капитан, он некогда служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне. Его отец — генерал Жадовский — жил на Дворцовой набережной, в доме 24. У Михаила Михайловича имелись жена и четверо сыновей, также военнослужащих. Но дела отставного офицера, видимо, складывались не очень благополучно. Иначе зачем бы он согласился подработать на «Титанике» кассиром.

Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур. Она выжила, и спустя несколько месяцев после трагедии один из сыновей Михаила Жадовского получил от нее письмо, в котором и были описаны последние минуты жизни русского офицера, кассира с «Титаника».

В Петербурге сейчас живут родственники этого отважного человека. О его истории они знают немногим больше, чем было сказано в письме Жозефины.
В советские годы вообще многие Жадовские говорили, что просто однофамильцы с тем человеком, как-никак он был офицер, дворянин.


Рецензии
Валентина, я тоже много читал о "Титанике". Последняя катастрофа, где благородно отнеслись к женщинам и детям.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.03.2024 18:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.