Алиса Бейли Alice Ann Bailey

(изменено и дополнено 10.08.2005)

Вот что попалось из инета:

Родилась 16.06.1880/7:23 в Манчестере, Англия, умерла 15.12.1949 в Нью-Йорке. Известный астролог и эзотерик,
член Теософского общества, ученица Анни Безант и Чарлза Ледбитера. Основала ряд Центров посвящения (учебных заведений) в Европе и Америке, существующих по сей день. Автор многих книг по магии, философии, эзотерической астрологии, написанных "под телепатическую диктовку" учителя Джвал Кхула из Тибета.

Я глянул полный список ее произведений, так до половины прочтенного мне, как оказалось, далеко. А потому полноценно представить не получится. Однако интересно, что во многих книгах издательства "Навна" в конце подведены краткие итоги деятельности Элис, основные пункты ее учения, одно-двухстраничные "абстракты" всех ее книг. Это облегчает задачу охватить взглядом ее творчество. Впрочем, писать реферат - не моя цель. Я сделаю некоторые замечания от себя. Мне отчасти помогает факт, что в различных книгах Бейли под разными углами рассматриваются одни и те же идеи, так что знакомство с некоторыми книгами уже дает определенное представление об общей системе ее взглядов.

Прежде всего, ее философии характерен "фрактальный" подход, метод аналогии, когда в микрокосме усматриваются характерные черты макрокосма. Например, говоря о чакрах (центрах) человека, она в другом месте (книге) переходит к аналогии этого, толкуя о центрах (городах) человечества как единого организма. Продолжая эту линию, говорит о планетах солнечной системы как о центрах еще большего организма. В еще большем масштабе она ведет речь о звездах и созвездиях как о центрах гигантского организма, частью которого является наша солнечная система. Причем это делается как на уровне общей идеи (для меня весьма привлекательной своим универсализмом), так и на уровне конкретики, когда, например, говорится, что созвездие Плеяд несет энергетику, аналогичную такому-то центру (сейчас забыл, какому именно) человека. Причем эта энергетика Плеяд транслируется на человечество через (такие-то) планеты. Я не знаю, какая гипотетическая альтернативная идея, претендующая на объяснение фундаментального единства мира, смогла бы удовлетворить меня больше. Я таких альтернатив и не вижу.

Далее, в базовых отношениях на каждом уровне аналогий всегда присутствует идея троичности, реализующая эволюционный принцип: два противоположных начала порождают нечто третье, которое и является объектом эволюции этого уровня (последнее замечание скорее мой домысел; у Бейли в явном виде он присутствует только в общем виде: дух и материя порождают сознание, которое есть абстрактный объект эволюции). Объектам эволюции вообще и в частности посвящена (небольшая) книга "Сознание атома", которую я не читал.

Но вот то, что впечатлило меня больше всего: идея универсальной семиричности. Не преклонение перед почему-то священным числом 7, а чисто физический подход - все энергетические влияния разлагаются в спектр базовых составляющих, которым число семь. Неслучайность семерки я усматриваю, например, в обычной радуге света или семи нотах звука. Бейли лишь обобщила этот принцип на область не воспринимаемых человеком частот. Это - гипотеза, но из нее Бейли выводит удивительно универсальное мировоззрение. Вся совокупность отношений в мире рассматривается с точки зрения гармоничности/диссонансности частотных сочетаний. Например, человек. Он мыслится троичным: духу соответствует целостная троичная индивидуальная "монада", цикл эволюции которой огромен и поэтому она условно считается неизменной, ипостаси Сына соответствует Душа или принцип сознания (на этом уровне человек обладает так называемым групповым (христовым) сознанием, когда интересы ближнего на первом месте), далее следует аспект Матери - троичная личность, рассматриваемая тоже как некая (под)целостность: ментальное тело, астральное (область эмоций) и физическое (последнее делится на собственно физическое, зримое, и "эфирное", в котором находятся энергетические центры (чакры)). Целью эволюции человека является его отождествление сначала со своей Душой, а затем со своей монадой, осознание себя монадой, что сопровождается разрушением некого кокона (яйца). Но это начало другой, уже сверхчеловеческой стадии эволюции. Я рассматривал однажды это на предмет сравнения с кастанедовскими представлениями о коконе восприятия и "трех вниманиях", но в разных местах можно выявить другие интересные сопоставления. Бейли повествует о различных способах разрушения этого яйца, характерных для людей разных лучевых типов. Вот, кстати, начало ее подхода к науке психологии - она рассматривает монаду как принадлежащую к одному из частотных типов, и ровно то же делает с душой и троичной личностью (причем каждые подчасти троичностей тоже принадлежат к какому-либо частотному (лучевому) типу). Совокупность этих частотных характеристик (с учетом доминантности определенного уровня сознания) определяет взаимоотношения людей, а на другом уровне, например, стран и народов (которые также считаются носителями специфических лучевых характеристик, равно как и религиозные или общественные течения). Таким образом, у нее вводятся лишь семь постулатов о характерных качествах, проявляемых семью лучами, и на основе этого строится вся психология, вся астрология, вся социология или политология. Здесь также интересно указать на связь троичности с семиричностью: из физики мы знаем, что семь цветов спектра можно получить путем комбинаций (смешением) базовых трех. У Бейли эта связь тоже прослеживается явно - из семи лучей три она рассматривает как основные, остальные как дополнительные. Предложите альтернативную и более универсальную идею - мне будет интересно с ней ознакомится. Пока что подобных альтернатив мне не встречалось.

С религиозной точки зрения Бейли утверждает идею Иерархии как некой дифференцированной структуры, совокупности сознаний различных уровней, работающих на общую для них цель эволюции. Эта идея, по-моему, гораздо более адекватна, чем гео-антропо-центричная доктрина церковного христианства, поскольку не выделяет Землю, а делает ее лишь частью глобальной системы. Эволюция не как стихийный закон, а как сознательно формулируемый план теми самыми сознаниями сначала отдельного человека, потом человечества, солнечной системы, галактической и т.д. Отсюда ее утверждение Шамбалы и махатм (на одного из которых, по ее словам, работала Алиса) как представительского центра этой глобально-космической иерархии. Кстати, этот центр в структуре цивилизации рассматривается как аналогичный чакре сахасраре у человека и аспекту Отца (духа) в Троице.

Ближайшей целью человека является совершенство трех его тел. Отсюда очень простая формула: эмоциональное равновесие (нечто близкое, мне думается, идее безжалостности, о которой речь в текстах "Любовь и безжалостность" и "Искусство"), ментальное совершенство, состоящее из двух частей - способности к концентрации и ясности мышления (сравните с мыслью, высказанной в тексте "Философия империи", о концентрации ресурсов и способности к различению) и хорошая физическая форма. Мощный акцент на науке медитации (как способности к ментальной концентрации), которой посвящена отдельная книга (но тема также разбросана по разным ее книгам), делается, насколько я понимаю, вследствие доминирующей роли ментальности в структуре личности.

Мне была весьма любопытна почерпнутая из "Эзотерического целительства" идея связи чакр и желез эндокринной системы. Оказывается, этому посвящена отдельная небольшая книжка "Душа и ее механизм", которую я не читал. Эта тема естественным образом всплывает при обсуждении смысла жизни :) (см. "ИСС и смысл жизни").

Интересна идея из "Наваждение: мировая проблема". Там различаются понятия наваждения, иллюзии и майи в соотнесенности с тремя аспектами личности - майе соответствуют "псевдоэнергетика" (мое слово) эфирного тела, наваждению - эмоциональная сфера, а иллюзиям - ментал. Я независимо от этого подумывал о том, что люди фактически построили для себя мир, состоящий из всевозможных ложных устремлений. На этом стоит цивилизация. Пока кто-нибудь не скажет, что король голый. Так что и эта книга хорошо легла в тему.

В продолжение предыдущей мысли: в книге "Посвящение" посвящение рассматривается не как участь (каким-либо образом) избранных, а как универсальный космический процесс расширения сознания, присущий всем разноуровневым эволюционирующим существам вселенной. В приложении к человеку на Земле это освобождение от гипноза окружающей ложно-реальности, что, разумеется, делает его (по сути, но не внешне) выделенным из этой реальности

Вообще в различных аспектах это учение близко индуизму, насколько я понимаю. Соответственно часто используются терминология индуизма.

Список произведений.

1922 Сознание атома 159 страниц
1922 Посвящение человеческое и солнечное 213
1922 Письма об оккультной медитации 349
1925 Трактат о космическом огне 1282
1927 Свет души 428
1930 Душа и ее механизм 153
1932 От интеллекта к интуиции 267
1934 Трактат о белой магии 640
1936 Трактат о семи лучах. том 1
Эзотерическая психология. Часть 1 430
1937 От Вифлеема до Голгофы 286
1942 Трактат о семи лучах. том 2
Эзотерическая психология. Часть 2 751
1944 Ученичество в новом веке. том 1 790
1947 Проблемы человечества 181
1948 Новое явление Христа 189
1949 Судьба наций 152
1950 Наваждение: мировая проблема 272
1950 Телепатия и эфирный проводник 197
1951 Трактат о семи лучах. том 3
Эзотерическая астрология 695
1951 Неоконченная автобиография 304
1953 Трактат о семи лучах. том 4
Эзотерическое целительство 714
1954 Образование в новом веке 149
1955 Ученичество в новом веке. том 2 768
1957 Экстернализация иерархии 707
1960 Трактат о семи лучах. том 5
Лучи и посвящения 769
1974 Подвиги Геракла 240

Судя по датам написания книг, приведенная в начале дата смерти не соответствует действительности. Хотя "Подвиги Геракла. Астрологическая интерпретация" не была дописана А.Бейли, эту книгу дописали ученики по конспектам ее лекций. Кстати, эта книга вкупе с "Эзотерической астрологией" - практически единственное, что меня вполне удовлетворяет из разнообразной литературы по астрологии (хотя я отнюдь не претендую на более-менее законченное знакомство с такой литературой).

Неоконченная автобиография интересна описанием процесса трансформации истовой церковно-догматической христианки в лидера эзотерической школы. Любопытная деталь: первый муж Элис, от которого она родила трех дочерей, ее, воспитанную английскую аристократку, бил... И детей она растила в одиночестве, работая одно время наклейщицей этикеток на консервы на рыбной фабрике.

Хотел бы еще добавить, что я отношусь к творчеству А.Бейли именно так, как она сама рекомендовала: это знание, ценность или никчемность которого не должна восприниматься априорно, но должна быть проверена каким-либо образом в опыте читателя. Я не могу утверждать, что проверил на личном опыте ценность ее теорий, но также не могу утверждать, что каким-то образом убедился в их никчемности. Пока эти теории мне нравятся по причинам, указанным выше; они также дают мне возможность самостоятельно делать выводы, связки и обобщения, что способствует построению общей системы моего понимания действительности, которую я не хотел бы ограничивать лишь областью общепринятого и известного. Без А.Бейли такую систему мне было бы значительно сложнее сформировать. Для меня это уже ценность. Но пока не более того. До знакомства с эзотерикой я любил фантастику. Ценность последней я вижу в том, что она, бывает, дает необычный, непривычный взгляд на мир, на определенные вещи в мире и тем расширяет восприятие, изменяет масштаб мышления. Ровно то же я мог бы сказать и об эзотерике.

Вообще нужно, конечно, отметить, что учение А.Бейли не оригинально, она сама рассматривала его как некий ключ или пояснение к "Тайной доктрине" Е.Блаватской, в некоторых отношениях. Аналогичные идеи развивали также Рерихи, тоже заявлявшие о своем продолжательстве дела Блаватской. В течение длительного времени и по сей день во многом о том же толкуют Марк Профет (умер уже) и Элизабет Профет в США. Все они (и не только они) утверждали свое ученичество у махатм Шамбалы, что можно рассматривать как поэтапную реализацию и детализацию некого масштабного проекта, о котором речь в "Эзотерике". В связи с Алисой Бейли, однако, возникает одна проблема, созданная Еленой Рерих, которая вполне недвусмысленно негативно высказалась относительно трудов Бейли и источника ее информированности во всех этих вещах. Аргументации при этом практически никакой не предоставляется, кроме "сухости" текстов Алисы, да таинственное "мы знаем". В этом "мы" заключено указание на связь Е.Рерих с махатмами (которую я не подвергаю сомнению), что равносильно указанию на некий первичный (для многих, для меня в том числе) авторитет. Как это объяснить, я не знаю. Моя аргументация, почему мне нравятся тексты А.Бейли, изложена здесь. А еще я знаю, что отказываться от своего мнения не стоит ни при каких условиях, если этому мнению не будет противопоставлена достаточная аргументация. Одного лишь авторитета Елены Рерих мне не достаточно, как не было б достаточно авторитета самих махатм без удовлетворительной аргументации. Дело осложняется тем, что заявляющих о своей связи с махатмами становится всё больше, равно как и сомнений по поводу истинности этой связи в каждом конкретном случае. В некоторых случаях абсурдность таких заявлений действительно очевидна и легко поддается аргументации (например, движение Exodus в России). Но в других случаях всё не так очевидно. Например, международный центр Рерихов в России не признает деятельность Профетов в США. Объяснений никаких нет. Однако, это плавно переходит к тематике, непосредственно относящейся к представленной здесь "Эзотерике".

Возможно, что-нибудь еще добавлю.


Рецензии
Никогда не увлекался эзотерикой, хотя, кое-что читал, в частности Кастанеду. Однако вы, как я понимаю, в поиске верной схемы устройства мира. Я практиковал в том же направлении философию, и убедился, что все говорят об одном и том же, хотя, иногда кажтся, будто на разных языках, и даже совсем о разном. Не смотря на то, что подобную схему, действительно, возможно нащупать, и даже изредка почувствовать, изложить ее вербально человеку вряд ли дано. Любопытно, что и в приведенных вами тезисах присутствует зерно, однако убедить оно может лишь жаждущих убедиться. И большая часть из жаждущих, убедившись, на этом и останавливается - вот в чем проблема. Кристаллизовавшееся знание мертво, как опавший лист.

Дмитрий Иванов   01.09.2005 02:14     Заявить о нарушении
Ну до кристаллизации эзотерического знания, его осмысления в рамках традиционной культуры далеко еще. Кроме того, не согласен на счет мертвости. Классическая механика вполне жива и используется, несмотря на свою более-менее завершенность, и даже несмотря на то что появились ее обобщения.

Ра Ар   01.09.2005 11:53   Заявить о нарушении
Здравствуйте РА АР!
А.Бейли и её детище Нью-эйдж это искажённые Знания, данные через Е.П.Блаватскую и Семью Рерихов. Если бы Вы прочитали и Осмыслили "Тайную Доктрину" и Учение Агни-Йоги, Вы бы увидели множество искажений, которые ледат в основе всех книг А.Бейли. В тоже время, кое-что дано без искажений, иначе никто бы не поверил. Все её записи осуществлялись механическим письмом и через телепатию, что допускает искажения и неверные трактовки. Этими способами пользуются все медиумы, принимающие "послания" из Тонкого Мира. Только от кого они их принимают. Знания же Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих были даны им через яснослышание и ясновидение, что обусловлено открытием огненных центров и сужденным Ученичеством. Если заинтересуетесь более подробно об этом на нашей страничке под ником "Претворяющий".
С пожеланием Света и Любви.

Претворяющий   11.03.2023 13:24   Заявить о нарушении