Екатерина Великая продолжает дело Петра Великого
Екатерина пригласила в Россию знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фальконе и сама вникала во все подробности многолетнего труда Фальконе над статуей Петра.
Она давала множество дельных замечаний об общей композиции статуи, о костюме и позе всадника, об аллегорической змее, о коне и пр.
Переписка Екатерины, в отличие от Петра, писавшего почти без исключения краткие записки, приказы, распоряжения, могла бы составить бы целую библиотеку.
Главным занятием ее, кроме политики, была литература. Она состояла в личной переписке с Вольтером, Дидро, Гриммом, Фальконе и мн. др.,- а также с королями и принцами. Довольно часто ей приходилось с пером в руках защищать образ действий русского правительства, отстаивать интересы своей империи.
Она сочиняла дипломатические ноты, манифесты,драматические произведения, повести, сказки; составляла учебники для своих внуков; сочиняла правила по вопросам педагогики; редактировала мемуары. Особенно видное место среди сочинений занимают ее драматические труды. Назовем оперу "Горе-богатырь и пьесу "Рюрик". Некоторые из трудов Екатерины ставились на сценах больших театров.
"Рабочая сила императрицы выходила далеко за пределы обыкновенного,- пишет
А.Г. Брикнер.- Она вполне обладала искусством употреблять время. Вставая рано утром в 5 часов, она около двух часов занималась чтением, писала, и пр. Затем начинались занятия государственными делами, слушание докладов, совещания с сановниками. После обеда императрица приказывала читать вслух, а сама обычно занималась рукоделием. Затем опять следовали занятия текущими государственными делами. По вечерам происходили игры в карты, драматические представления и пр."
Все современники-иностранцы, посещавшие русский двор в царствование Екатерины, восхищались прелестью общества, которое собирала около себя императрица и которое она умела оживить остроумной беседой, устройством различных праздников.
Разница между грубыми шутками и потехами Петра Великого и изысканными беседами и вечерами в Эрмитаже при Екатерине Второй очевидна. Попойки, скоморохи, шумные увеселения исчезли. Вместо этого на сцене театра в Эрмитаже ставились оперы или драмы.
Под страхом строгого наказания представители лучшего общества при Петре должны были посещать устраиваемые царем ассамблеи, при Екатерине - предоставлено воле и желанию каждого являться или нет, участвовать или не участвовать в увеселениях или представлениях.
Впоследствии правление Екатерины Второй назовут "золотым веком" Российского государства. Именно ей удалось совершить огромный прорыв как на внешнеполитической арене, так и в общественном и государственном устройстве.
Царствование Екатерины Второй сопоставят с правлением Петра Первого. И оба монарха будут удостоены титула (неофициального) "Великие".
Репродукция: В.Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом
Продолжение здесь
У истоков Эрмитажа
http://www.proza.ru/2005/08/09-86
Победителей не судят
http://www.proza.ru/2005/07/22-115
Использованная литература:
1.А.Г.Брикнер История Екатерины Второй. АСТ. Астрель.2005.
2. Цивилизации.Универсальная энциклопедия для юношества.Сост Ф.М. Цирюльников М.: Издательский дом "Современная педагогика , 2000.
3. Периодическая пресса.
Свидетельство о публикации №205080800122
Валентина Томашевская 17.11.2018 09:52 Заявить о нарушении