Народ Великий и Сильный
Первая книга Моисея. Бытие. Глава 18.
Нашу прабабушку со стороны мамы звали – Бейла – Сирке.
В память о ней в нашей семье много женщин с таким красивым именем – БЕЛЛА. Фамилию прабабушки уже никто не помнит .
Ее муж, Шмил, имел почему-то двойную фамилию – Иосович –Вайнер. Звучит очень представительно и серьезно.
И было у них, не поверите , 14 детей – тринадцать мальчиков и дочь, наша родная бабушка Хайка , Хая , что в переводе означает - «Жизнь». Ее она нам и подарила. Все правильно названо в этом мире, оказывается.
Из этой большой семьи, кроме Хайки, осталось три брата – Мотл, или дядя Маркус , как мы его звали , его единственная дочь Белина , живет в Бельцах; Янкель , его тоже единственная дочь Белла, живет в Румынии , у нее двое сыновей – Валерий и Андрей , старший сын уже много лет живет в Америке; Андрей занимается научными исследованиями , печатает статьи , область его занятий нам неизвестна ; мы с ними даже не знакомы. Но хорошо помним их отца, Мишу, красивого веселого человека, прошедшего путь настоящего коммуниста, побывавшего даже в тюрьме.
Еще один брат Хайки, Борух, погиб в начале войны, вместе со своей семьей, они бежали из Бельц от бомбежек, были расстреляны фашистами на пути в Яссы – Борух, его жена Брана и их дети – Зина, Зися и Янкалы.
Мотл и Борух – родные братья, оба работали у нашего дедушки, имевшего свой бизнес, и вполне заслуженный почет и уважение. По семейным воспоминаниям он был и остается легендой, символом богатства и щедрости. Заканчивается его история , правда не очень оптимистично , но это было давно.
Так вот, Мотл имел коммерческие мозги и хорошо ими шевелил, до самой старости, и жена его, Хонна, мы называли ее тетя Аннушка, была ему подстать . А Борух коммерческую жилку не имел , жена ему досталась из Фалешт , хозяйка на два с минусом , вот и жили они бедно , скудно с тремя детьми. Некоторые истории из их жизни чуть ниже. Она не могла сварить ни « юх», ни жаркое. Брана была такая безграмотная, что даже говорить могла только на идиш, хотя, что в этом удивительного – вокруг одни евреи местечкового происхождения. Часов в доме не было, как только пряталась луна, Борух вставал, делал бутерброды для детей, ломтики колбасы и хлеба были такие тонкие, что сквозь них можно было видеть друг друга.
Следы нашей семьи со стороны бабушки затерялись в далекой Бразилии или Португалии, где и тогда было «много-много диких обезьян» и эмигрантов, среди них и самый младший брат Хайки, неведомо какими путями, туда попавший. Первое время они получали письма от него, позже, еще до войны, связь оборвалась… Возможно, где-то проживают его дети, внуки, с разными фамилиями, не знающие о нас. Жаль !
У нашей бабушки Хаи было четверо детей, мы их всех знали, это была большая семья нашего детства: Дора, Шая, Белла и Поля. Сейчас с нами Белла и Поля, дай им Бог здоровья и терпения.
Перевернем страничку.
Шая – Борух Бендерский ( откуда такая благозвучная фамилия ?! ) – наш прадедушка. Имя его жены все забыли. У них было два сына и три дочки.
Наш легендарный дед – Лейб, поэтому среди моих братьев - два Леонида;
Ицик, Идыс, Ривы-Лея и Эти-Лыбы.
Соответственно: Лейб женился на Хайке и были у них дети – Дора , Шая , Белла , Поля .
Ицик женился на Хонолы и были у них дети – Моня (он недавно умер в Израиле в преклонных годах ), остались его дети – сын и дочь. Ицхак живет в Израиле , это по – израильски толстый , сдержанный человек , понимающий только иврит , по говорить с ним почти не удалось. Моня же был красавец , балагур , очень общественный человек , благодаря ему в Израиле было создано бессарабское землячество и издана книга об этом. Его дочь , Лина,давно уехала в Америку , личная жизнь не слишком удалась , там она живет с двумя детьми. Моня рассказывал , что внуки бывают у него в Израиле.
Сестра Мони, Сарра, умерла молодой красивой девушкой по дороге из Маркулешт в Бельцы от дифтерита. В Бельцах ее ждал Доктор Бендерский,еще одно предание нашей семьи.
Семья Ицика жила в Маркулештах. Это была довольно зажиточная семья, они имели свою мельницу и все , что из нее вытекает , вот только помогать своим сестрам Ицик не очень любил , вся забота о них легла на плечи Лейба , братья иногда ссорились по этому поводу.
Идыс, рано потеряла мужа, растила свою дочь Сарру тоже в Маркулештах.
Ривы-Лея была вдова с тремя детьми: Бука, Брана и Энце - ****ь.
Старший сын Бука играл на скрипке, пришло время жениться, ему сосватали первую красавицу из Атак, глупую,как пробка , с богатым папой, хозяином большого магазина. Так Бука со скрипкой оказался в Атаках.
Брана – изучала французский и английский языки в Бельгии. Дедушка был ее спонсором, по - нашему.
А Энце-****ь гуляла и веселилась с местными офицерами, поэтому, мне кажется, так весело и задорно звучит ее имя. Война не пожалела никого из них.
У Эти –Лыбы был муж Моиссей Решаль , мы знаем , что он очень любил вертеться перед зеркалом, носил белые перчатки и замечательно писал , просто типографским шрифтом. У них родился сын Яша. Этой семье надо было обязательно помогать, потому что Моиссей не любил работать. Бабушка носила в дом банки с вареньем, сумки с продуктами, дедушка помогал деньгами. Началась война. Эти –Лыбы не стало , Моиссей , отдав Яшу в детский дом ,ушел на фронт. Он вернулся с войны, но Яшу найти не смог. Тетя Сарра,добрейшая душа, долгие годы надеялась , что мальчик Яша найдется , и она сможет заменить ему семью…
Доктор Бендерский. С детства слышу эти слова, неотрывные друг от друга.
Оказывается его звали – Борис.
- Может быть, Борух ? - спросила я у тети Беллы
- Разве доктора могут звать Борух , нет , его звали Борис ! - ответила моя тетя.
Итак, доктор Бендерский был сыном двоюродного брата моего дедушки Лейба, он учился в Одессе, получил диплом врача, прославил фамилию Бендерских в Бельцах и его окрестностях. Доктор он был замечательный, лечил от всех болезней, похоже и человек был приличный: видя , что у больного нет денег , оставлял деньги или лекарство в доме больного. Может быть, тогда все доктора были такими?
Мой дедушка какое-то время воспитывался в этой семье, жил в Одессе.
Доктор - Борис Бендерский- привез в Бельцы жену из Одессы, ее звали Берта. Это была совсем маленького роста, образованная , интеллигентная одесситка и все бы ничего , но она предпочитала говорить только на русском языке.
В доме говорили и на французском языке, чему часто бывала свидетелем, моя тетя Белла, хорошо знавшая французский.
У Бориса и Берты было двое детей – дочь Элюня , похожая на обезьяну, (слова т.Беллы) она вышла замуж за сына известного в городе доктора Эйдельмана , Мирона , он тоже был врачом , как папа. А сын Бориса и Берты - Нюся , он учился за границей , кажется в Бельгии , и был дружен с нашей родной тетей Дорой, которая училась в Гренобле.
Оба мои прадедушки после смерти своих жен, пытались еще раз найти свое счастье.
Шмил привел в дом красивую высокую еврейку, имя ее в семье не сохранилось, счастье длилось недолго, он ее выгнал, несмотря на красоту, а сам умер , когда моей маме исполнился один год , значит, в 1928 году.
Шая – Борух тоже женился во второй раз, ее звали Фрейда, чудная , совсем крошечная женщина с маленьким горбом на спине . По пятницам она пекла халлы , внуков красиво одевали, и в шабат они отправлялись с подарками к бабушке Фрейде. Возвращались со свежими халами. У Фрейды была дочка Молка, не похожая на маму, красивая интересная девушка , она вышла замуж за Мейера. Дедушка шутил, приговаривая, - « Мэйр мыды эйр, Мэйр мыды эйр», дети повторяли, только позже, став старше , они поняли шутку, смеясь рассказывала мне т. Белла.
Перевод на русский : нет рифмы , поэтому звучит не так весело- « Мэйр с яйцами ! Мэйр с яйцами !»
… Телефонный звонок. Израиль . Это Игорь.
Саша сообщил Игорю, что мы зачитываемся генеалогическим повествованием, мне послышалось – гинекологическим, в общем-то неплохо для названия :
« Гинекологическое повествование». ( 1-ое отделение)
Свидетельство о публикации №205080900007