Панихидный фарс

(из фольклорного юмора бакинских армян)

Мы знаем, как жили армяне Баку и что они пережили. А вот как шутили они помним ли мы?..
О, эти бесподобные шутки! Этот неповторимый и колоритный юмор бакинских армян, рожденный в общих дворах Арменикенда, Завокзальных улиц и знаменитой Арушановки! Это юмор безвозвратно ушедшего бытия, тех, кто навсегда остался в нем и в нашей памяти, составляя поистине душу и смысл нашего прошлого.
 Конечно же, только в этих экзотических общих дворах с деревянными верандами, где воистину "без стука входят в гости, где нет зависти и злости день рождения справляют и навеки провожают всем двором", могли родиться, например, знаменитые и такие памятные анекдоты о Рафике непослушном, но любознательном сорванце неопределенного возраста, вечно препирающегося со своей матерью. Почти в каждом армянском дворе был такой вот своеобразный "Рафик"; "Рафик, что ты грызешь эту кость ты же не собака -отдай папе!" , "Рафик, если пойдешь на море и там утонешь, домой не возвращайся!" Или же "Рафик, не крути папе нос и вообще отойди от гроба!».
 Насчитывающие не один десяток, и не один десяток лет своего существования в среде многих сменяющихся поколений, эти незатейливые анекдоты и шутки, как правило, брались из собственного быта: из простых, буднично-разговорных оговорок, которые увековечили характер и юмор бакинских армян. Одним из ярких представителей их был в те годы молодой и тогда начинающий пародист Карен Аванесян, выступающий на армянских свадьбах с шутками подобного рода: "Муж, а муж, почему люстра в этом театре так медленно гаснет? Что, не понимаешь, что ли: вилку из розетки медленно-медленно вытаскивают, да!"
Иной раз, однако, случалось так ,что наиболее острый и долговечный юмор неожиданно проявлялся в местах, где бывал как раз неуместен: скажем,на кладбище, во время панихиды или же за поминальным столом. Происходило это, как правило, по вине траурного распорядителя тамады, если это применимо к данному событию, невежество которого или же чрезмерное возлияние до определенной поры скрадывали приличествующие обстоятельства. Но прежде, чем представить себе, как произнесенная таким вот тамадой панихидная речь может превратить горестное событие в трагикомедийный фарс, необходимо представить самого тамаду.
Мне приходилось знавать таких людей. Он обязателен и вездесущ на всех знакомых и незнакомых ему свадьбах, помолвках,рождениях, крестинах, и конечно же на поминках и сорокавинах. Он весьма общителен и всегда жизнерадостен, за исключением последних случаев, когда необходимо сохранять чувство скорбного достоинства. Он немолод и полнолиц и цвет его лица неиз менно сочетается с оттенком благородного портвейна в его стакане. Он знает всех и всё, он всегда в центре событий, как наиболее близкий и едва ли не единственный друг и сосед покойного, и только он знает, какими словами проводить его в последний путь.
Представили его себе? Тогда попробуйте мысленно встать в ряды соболезнующих провожавших (маленькое, но необходимое "удовольствие", нечаянно обернувшееся большим) и послушать знаменитую надгробную речь о дорогом Сумбате Амбарцумовиче, которая еще и в силу ужасающе-неповторимой смеси русского языка с характерным карабахским наречием, составила подлинный образчик бакинско-армянского юмора. Итак!
 Дорогие товарищи! Торжественное открытие, посвященное закрытию крышки Сумбата Амбарцумовича, считаю открыто. Музыка, ати. Спасе, подождите, создайте тишину:он плохо слышит.
При жизни был глухой, а сейчас тем более.
Дорогие траурники и траурницы! Наш траурный собраник тоже считается открытым. Дорогой Сумбат Амбарцумович! Мы принесли Тебе общими усилиями на твой последний квартира. Ты лежишь, ничего не делаешь и думаешь, что ты сухой и легкий, и сам себя обманываешь, поскольку не ты нас принес, а мы тебя сюда несли твой близкие, соседи, остаток родственников и молодежь. Мы знаем, какой ты тяжелый.
Дорогой Сумбат Амбарцумович! Ты лежишь и делаешь вид, что ты нас не видишь и не слышишь. Но мы говорим открыто в твой закрытый глаза, и говорим вслух любой твой ух: кыто виноват в твой последний положении, кыто? Твой соседи, близкие, твои остатки родственников или молодежь. Нет, ты сама виновата, Сумбат Амбарцумович, постольку- поскольку не пользовался постановлением Совмина. Постановление Совмина что говорит? Когда твой пенсий пришел, иди домой, чай пей, а ты продолжал работать, и вот результат.Бог знал, кого взял. То, что ты вот так лежишь это ты заслужил.
 Дорогие товарищи! Один утешений для нас, что Сумбат Амбарцумович лежит и весело его душе. И почему? Потому, что он не одинок и никогда не будет отрываться от коллектива, поскольку мы все там будем. Но все зависит от техники: кого принесут, кого привезут, кого прилетут. Сумбат Амбарцумович еще не одинок потому, что его любимый жена, тетя Арусяк, ждет его уже пять лет ниже, чем он сейчас находится в своей
малогабаритной собственной квартире. Дорогие товарищи: близкие, соседи, остатка родственников и крепкий молодежь! Давайте же общими усилиями положим нашего дорогого Сумбата Амбарцумовича на его любимую жену, тетю Арусяк и пожелаем ему благополучия, света и рассвета того света, потому, что от этого у него ничего не получилось. Дорогие траурники и траурницы! Сипь земля, сипь земля! Пойдем теперь его домой, после него чего-то осталось и ми за его счет будем пить за упаковку его души. Быстрее сипь, и пусть его земля будет с пухом с прахом.
 Дорогие товарищи! Торжественное открытие, посвященное закрытию крышки Сумбата Амбарцумовича, считается закрытым.
 Музыка, ати, долго играй, а мы пойдем туда, посмотрим, кто следующий.
Вот такую вот речь незадачливого и неведомого оратора над гробом некоего Сумбата Амбарцумовича, которую мало лишь представить надо было ее слышать. Я и услышал однажды, будучи еще подростком. Ее крутили на магнитофонной кассете в одном небольшом ремонтном ателье в Арменикенде, куда я как-то занес в починку магнитофон... и забыл все на свете. Хохотали сами работники ателье, хохотала уборщица, хохотали посетители. Хохотал и я, слушая эту ни на что не похожую надгробную речь и живо представляя себе этого убежденного в искренней правоте своего красноречия оратора-невежу...
...Вот так и умели шутить бакинские армяне: как жили, так ишутили, и как шутили так и жили. И это у них не отнять.


Рецензии