Ильин день

Мой дед, отец моей матери, погиб 2 августа 1941 года под Смоленском, в день Ильи-пророка. Было ему 33 года. К началу войны было у них с бабушкой уже четверо детей. Моя мать - младшая, в 1941 году ей было два года и отца она не помнит. Все, что я знаю про своего деда – это рассказы бабушки, маминой старшей сестры и братьев.
Как рассказывала бабушка, за неделю до начала войны деду приснился сон. Будто какая-то река вышла из берегов, стремительно несет она грязную илистую воду, поваленные деревья, щепки, мусор, мертвых животных и птиц. Дед плывет по этой реке, стремясь перебраться на другой берег. На том берегу люди машут ему руками. Вдруг он видит в воде мертвую утку, опаленную, с обгоревшим опереньем. Ее несет волной к деду и она упирается ему в грудь своим мертвым клювом.
Когда дед проснулся, весь день был сам не свой, а потом и говорит бабушке: «Ну, Дуся, я скоро умру».
21 июня, в субботу, были они в деревне на сенокосе с другими родственниками. Ночевали здесь же, в поле. В воскресенье рано утром, 22 июня, как обычно принялись за работу. А после полудня видят – из деревни мальчик бежит и кричит что-то. Когда ближе подбежал, разобрали слова: «Война, война началась!». Тут дед мой и говорит бабушке: «Вот, Дуся, и смерть моя».
Через неделю, на вокзале, когда его провожали на фронт – пел, плясал, шутил. А когда дали команду «по вагонам», сказал бабушке: «Чтобы не случилось, как бы трудно ни было, детей в детдом не отдавай».
Пришло от него только два письма.
Призвали их вместе с родным братом, попали в одно подразделение. Он и хоронил деда.
Бой был в лесу, деда убил немецкий снайпер, который укрылся на дереве. Дед только ус-пел попросить попить воды и умер. А брат его, мой двоюродный дед, в спешке забыл документы из нагрудного кармана вынуть. Так вместе с ними и похоронил. Вырыл могилку глубиной в полметра, лицо платком прикрыл и землей забросал. Вот и все. Наши в те дни к Москве отступали.
Долго числился дед «в без вести пропавших». Моя мать, ее сестра и братья пенсию за него не получали очень долго. В военкомате дедову брату сказали: «Найди троих незаинтересованных свидетелей, тогда твои племянники будут пенсию получать. А так, вдруг твой брат в плен сдался». Двоюродной дед по всей Саратовской области однополчан искал, чтобы доказать, что мой дед на самом деле погиб. Нашел только после войны, в 1946 году.
Маминой старшей сестре в 1941 году было 12 лет и она хорошо деда помнит. Рассказыва-ет: «Папа у нас был красивый - высокий, волосы русые, глаза голубые».
Сколько себя помню, сначала бабушка, а потом мама каждый год 2 августа говорили: «Сегодня Ильин день, память твоему деду, скажи хотя бы мысленно «Царство Небесное Рабу Божию Василию».


Рецензии
Вы умница, Васса, что написали про своего деда. Это совершенно необходимое благородное деяние, каждая судьба - часть летописи нашей горькой истории. Мы так легко забываем, что каждое воспоминание - ценность исторического значения.
Низкий вам поклон.

Фауст-Эль   28.02.2006 01:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.