Из жизни потомков

Бескрайняя пустыня. Жара. Воздух и песок раскалены до такой степени, что кажется, будто эти две стихии сливаются в единую густую массу, совершенно неподвижную. Вокруг – ни души. Только на песчаном холме сиротливо торчит сухой, тощий стебель, покрытый колючками. Он выглядит здесь совершенно случайным.
Вдруг песчинки начинают перемещаться. Они крутятся всё быстрее и быстрее, поднимаясь вверх.
На песок опускается « летающая тарелка». Именно она своим приземлением и вызвала эту бурю. Постепенно всё затихает и вновь делается недвижимым.
Люк «тарелки» распахивается и из тёмного проёма один за другим выходят люди в скафандрах. Они движутся гуськом. Впереди – мужчина лет сорока, за ним – девочки и мальчики одиннадцати-двенадцати лет. Приближаясь к песчаному холму, они оглядываются вокруг. В глазах – недоумение и некоторая растерянность.
Вся группа поднимается на холм и останавливается у чахлого колючего кустика. Мужчина пересчитывает детей по головам и удовлетворённо кивает. Затем, вынув из кармана скафандра носовой платок, протирает запылённое лицевое стекло своего шлема. Делает строгую мину:
- Сегодняшний урок истории мы проведём на планете наших предков – Земле.
Рыжий, веснушчатый мальчишка щурит шкодливые глаза и хихикает:
- Как же они тут жили? Кроме песка – ничего нет.
Серьёзная девочка в очках, судя по всему – отличница, толкает сорванца локтем в бок.
- Это было до Последней Войны, - сердито шепчет она, - опять к уроку не подготовился?
Учитель продолжает:
- Да, это было до Последней Войны. И наверняка наши предки любили и были счастливы так же, как мы…Думаю, археологические раскопки помогут нам разобраться во многих вопросах. Итак, приступим.
Ученики достают из рюкзаков какие-то приборы с наконечниками в виде воронок, отдалённо напоминающие пылесосы. По команде учителя эти «пылесосы» одновременно вгрызаются в песок и начинают высасывать оттуда различные предметы, природа и предназначение которых остаются загадкой.
Вдруг девочка-отличница вскрикивает: её прибор извлёк из недр земли старую, потрёпанную книгу. Книга объёмистая и по этой причине застряла в воронке «пылесоса». Возникает некоторая суета. Каждый старается прикоснуться к этому чудесному источнику, несущему знание о прошлом человечества.
Призывая к спокойствию, учитель поднимает руку:
- Тихо! Тихо! Сейчас мы во всём разберёмся!
Все замерли, вытянув шеи и навострив ушки. Учитель раскрывает книгу. На ветхих пожелтевших страницах – странные закорючки. Учитель пробегает глазами по первым строчкам, откашливается и начинает переводить вслух:
- «Милостивый государь! Проба пера?»
Напряжённое молчание.
Учитель:
- О-о! Здесь даже иллюстрации есть!
Ученики, толкая друг друга, заглядывают в древний фолиант и находят там рожицу с длинным носом и рожками. Рыжий двоечник прыскает в кулачок. Отличница, сверкнув на него глазами и очками, осуждающе поджимает губки.
Учитель:
- Тут пояснение к иллюстрации. Вот. (читает)
«Ты картина, я портрет,
Ты скотина, а я нет.
Я – морда твоя».
- Что такое «морда»? – с любопытством спрашивает мальчик с кожей цвета шоколада. У него огромные чёрные блестящие глаза с голубоватыми белками и мелко вьющиеся, точно пружинки, волосы.
Учитель:
- Морда? М-м-м… Ну…
Отличница услужливо подсовывает ему «Словарь древних языков планеты Земля». Учитель косит глазом в словарь и несколько смущённо объясняет:
- Это слово… В общем… Это – сленг. (продолжает читать) «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
Немного помолчав, добавляет:
- Датировано 1880 годом.
Все многозначительно и восторженно переглядываются, качают головами.
Учитель доволен произведённым эффектом. Выдерживает паузу, давая возможность своим подопечным успокоиться, затем вновь опускает глаза в книгу:
- «Приношу начальству мою жалобу на кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась, чтоб всё было тихо. А также и насчёт жандарма Клятвина, который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева, который знает моё поведение. Конторщик Самолучшев».
По мере чтения этой записи нижние челюсти учеников начинают отвисать. Минутное молчание. Его разбивает звонкий, дрожащий от возмущения голосок отличницы:
- Они что же, женщин обижали?!
Учитель (поспешно):
- Я думаю, этот вопрос мы обсудим несколько позже.
Переворачивает страницу, читает:
- «Никандров социалист!»
От напряжения мысли у всех присутствующих глаза съезжаются к носу. Предчувствуя вопрос о сущности социализма, учитель торопливо сглатывает слюну и начинает читать следующий абзац:
- «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!»
Начинается какое-то странное, тихое веселье. Ученики перемигиваются, пряча улыбки, подталкивают друг друга.
Учитель строго вскидывает глаза:
- Есть вопросы?
Рыжий двоечник:
- Есть! «Жандармиха» - фамилия французского происхождения?
Учитель:
- М-м-м… Фамилия. Французского. (оживляется) Франция! О, это была прекрасная страна!
Рыжий (перебивая его):
- А кто автор летописи про Жандармиху?
Учитель в замешательстве. Скидывает с головы шлем , смотрит в книгу:
- Автор… Вот! Тут сказано: «Я знаю, кто это писал. Это писал М.Д.»
Рыжему этот ответ кажется мало что объясняющим. Он недовольно отворачивается и засовывает руки в карманы скафандра.
Учитель:
- По-моему, всё ясно, как Божий день. Продолжим.(читает) «Добродетелью украшайтесь».
Поднимает вверх указательный палец:
- Вот! Вот она – мудрость предков! Они призывали к духовным ценностям! Вы только послушайте! (возбуждённо начинает читать следующую фразу, но по мере того, как подбирается к её концу, голос становится всё тише) «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи». (и почти шёпотом заканчивает) «Лопай, что дают».
Всеобщая задумчивость. Все косятся на прозрачные пластиковые коробочки с бутербродами и салатами, которые были выгружены из рюкзаков несколько раньше, до начала раскопок.
Учитель (ловя эти взгляды):
- Не будем отвлекаться.
Ученики переводят глаза на учителя. В них – откровенная тоска.
Учитель читает (возвышенно, с жаром):
- «Катенька, я вас люблю безумно!»
Девочка с жёлтым монголоидным лицом и узкими, раскосыми глазами застенчиво опускает ресницы.
Рыжий орёт ей:
- Катька, это тебе послание из глубины веков!
Учитель:
- Да, я был прав! Они умели не только воевать, но и любить! И быть счастливыми!
В это время Рыжий заглядывает через плечо учителя в книгу и вопит:
- Здесь есть запись ученика 7-го класса Курской гимназии! – и добавляет разочарованно. – Только всё зачёркнуто…
Учитель торопливо закрывает ладонью страницу. Исподлобья оглядывает учеников. Затем сердито перелистывает книгу дальше. Добрался до последней страницы. Читает:
- «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й.»
Учитель оторопел. Захлопывает книгу. Трёт обложку, стараясь рассмотреть надпись. Из-под слоя пыли проступает заголовок: «Жалобная книга».
Ученики таращат глаза. Учитель хмурится. Потом достаёт ручку, вновь открывает книгу и на последней, совершенно пустой странице, аккуратно выводит: «Кто писал не знаю, а я дурак читаю». Ставит дату: июль 2880 г.
Затем он аккуратно закапывает книгу в песок.
Через несколько минут, приняв на борт всю экспедицию, «летающая тарелка» взмывает в небо. На песке валяются забытые пластиковые коробочки с салатами и бутербродами.


Рецензии