О потерях японского военного флота в войне с ссср

О ПОТЕРЯХ ЯПОНСКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА В ВОЙНЕ С СССР
(Август 1945 года)
(по открытым материалам)
В нашей литературе имеются противоречивые сведения о потерях японского военного флота в августе 1945 года.
Согласно книге капитана I ранга Григория Михайловича Гельфонда (1911-1976)
”Советский флот в войне с Японией” (М., Воениздат, 1958) наша морская авиация
9 августа в 9 час. 51 мин. нанесла удар по корейскому порту Юки (сейчас Унги) силами тридцати двух самолетов Ил-2 37-го штурмового авиаполка под командованием майора М. Н. Барбашинова под прикрытием двадцати восьми самолетов 38-го истребительного полка под командованием майора Н. И. Хренова. В результате налета был поврежден, сверх стоящих в порту транспортов, сторожевой корабль.
10 августа в 18 час. 18 мин. шесть самолетов Ил-2, 37-го штурмового авиаполка, ведомые капитаном И. Ф. Ворониным, атаковали на рейде Расина (сейчас Наджин) японский эскадренный миноносец, который от прямого попадания двух бомб взорвался и потонул. В том же налете капитан Воронин нанес повреждения вражескому стороже-вому кораблю.
Больше на море столкновений с японскими боевыми кораблями не было, так как Гельфонд не упоминает, да и вряд ли они бы появились в зоне действия советской бомбардировочной авиации - Япония сохраняла остатки своих сил для последней битвы.
Итого, по Григорию Михайловичу, потоплен один эскадренный миноносец и повреждены два сторожевых корабля.
Но в японском списке японских эскадренных миноносцев нет корабля, потоплен-ного 10 августа 1945 года !
В чем же дело ?
В 1977 году в Англии вышел переработанный перевод с немецкого следующей книги : Hansgeorg Jentschura, Dieter Jung and Peter Mickel, Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869 - 1945 (Это основной справочник по кораблям японского флота и то, пользуется им или нет любой из авторов, пишущих о японском флоте, характеризует степень его серьезности ). Книга содержит рубрику : эскортные и сторожевые корабли (12. Escort and Patrol Vessels). И среди четырнадцати эскортных кораблей типа “Эторофу” (улучшенный “Симусу”) значится “Кандзу” (13-й в этом подклассе с учетом четырех прототипов серии “Симусу”). Для лучшего понимания посмотрите на ТТД “Кандзу” : спущен на воду 7 августа 1943 года, вступил в строй 30 октября 1943, верфь - Uraga Dock, Tokyo; водоизмещение : 870 т (станд.), 1020 т (полн.); длина (наиб.): 77,78 м., ширина : 9,10 м., осадка : 3,05 м.; 4200 л. с.; скорость : 19,7 узла; дальность плавания : 8000 миль (при 16 узлах); вооружение : первоначально - 3 120-мм/45 универсальных орудия, 2 25-мм зенитных автомата (ЗА) и 36 глубинных бомб; но затем оно было увеличено до 21 25-мм ЗА и 60 глубинных бомб (при 3 бомбометах); экипаж - 147 человек. То есть, по ТТД это почти английский эскортный миноносец типа “Хант”.
Американцы иногда именовали японские корабли этого типа канонерскими лодками. Согласно указанному справочнику “Кандзу”, по силуэту крайне похожий на эсминец, был потоплен 15 августа 1945 года русской авиацией около Вонсана (тогда Гензан,
3910’ N, 12727’ E).
В книге “Авиация ВМФ в Великой Отечественной Войне” (М., Воениздат, 1983) дальность полета штурмовиков Ил-2 определяется в 510 км., т. е. их максимальный радиус действия составлял не больше 250 км. Расстояния же, к примеру, от поселка










- 2 -

Посьет до Гензана - 482 км., до Расина - 61 км., до Юки - 53 км., до Фузана - где-то 885 км. по прямой (Корея, справ. карта, ГУГК, 1979). Согласно Гельфонду советская авиа-
ция ударов по Гензану (и Фузану) не наносила (он о таковых даже не упоминает), да и наши Илы не могли туда попасть. Следовательно, мы вправе сделать вывод (из имеющихся сведений), что “Кандзу” (со своим нестандартным для сторожевого корабля вооружением из 3 - 120-мм пушек, вместо обычных 2) был потоплен 10 августа 1945 года на рейде порта Расин.
Ну, а два других сторожевых корабля ?
По Ентшуре “№ 213” типа “Ц” был потоплен советской авиацией 18 августа 1945 у Пусана (тогда Фузан, координаты : 3510’ N, 129 E). ТТД : спущен на воду 1944, вступил в строй 23 марта 1945, водоизмещение : 745 т (станд.), 810 т (полн.); длина (наиб.) : 67,53 м., ширина : 8,41 м., осадка : 2,85 м.; 1900 л. с.; скорость : 16,5 узлов; дальность плавания : 6500 миль (при 14 узлах); вооружение : 2 120-мм универсальных орудия, первоначально от 4 до 6 25-мм ЗА, 1 бомбомет и 120 глубинных бомб; экипаж - 136 человек.
“№ 82” (типа “Д”) был потоплен советским самолетом 10 августа 1945 года в
7 милях SSW от Кумсудана (4121’ N, 130 E). ТТД : спущен на воду 18 ноября 1944, вступил в строй 3 декабря 1944 г., водоизмещение : 740 т (станд.), 940 т (полн.); длина (наиб.) : 69,54 м., ширина : 8,62 м., осадка : 3,05 м.; 2500 л. с.; скорость : 17,5 узлов; дальность плавания : 4500 миль (при 14 узлах); вооружение : 2 - 120-мм универсальных орудия, 6 (по проекту) - 25-мм ЗА (в 1944-1945 их число на кораблях типа “Д” было увеличено до 12 - 16), 1 бомбомет, 120 глубинных бомб; экипаж - 160 человек.
Очевидно, что “№ 82” погиб у Юки (10 августа по токийскому времени ?), а “№ 213” (опять таки 13-й номер) 10 августа у Расина. Причем, даже если эти японские сторожевые корабли не пошли на дно в самих портах, то они скорее всего затонули от полученных повреждений при отходе.
Также вполне понятно, что японцам после Хиросимы и Нагасаки, в условиях американского погрома, при нарушенной связи, было не до точной регистрации своих потерь, неточности из которой, увы, просочились и в нашу военную литературу.
Конечно, возможен и такой вариант : японские корабли после атаки на них ушли в море, где и затонули от повреждений в вышеуказанных координатах.


Рецензии