В глубине пожелтевших страниц

При поиске новых материалов приходится постоянно просматривать старые, пожелтевшие от времени, иногда в чуть-ли не рассыпающихся переплетах, обветшав-шие газеты и журналы. Причем, как нарочно, поиски того что нужно крайне малоэффек-тивны. Зато совершенно случайно попадаются настоящие исторические “сокровища”.
Итак, “Кронштадтский Вестник” № 24 от 24 февраля (8 марта) 1878 года сообщает :
В фельетоне мы печатаем сегодня рассказ о взятии в 1789 году русским 20 [ти] пушечным бригом Меркурий шведского 44-х пушечного фрегата Венус. Рассказ этот записан около 40 лет тому назад со слов самого героя этой славной победы, адмирала Романа Васильевича Кроуна или Крона, как писал сам он и как писали в то время. Запи-сывал рассказ этот один из адъютантов покойного адмирала, а в редакцию “Крон. Вест-ника” он был передан скончавшимся недавно в Петербурге, членом С.-Петербургской губернской земской управы действительным статским советником Григорием Семеновичем Лихониным, также начавшим свою службу во флоте и также бывшим адъютантом покойного адмирала.
В начале нынешнего столетия и в конце прошлого, личность Романа Васильевича Кроуна была бесспорно одной из самых популярных и наиболее уважаемых личностей в среде моряков нашего Балтийского флота; вот почему мы с особенным удовольствием даем место ниже напечатанному рассказу, который служит только началом некоторых других, заимствованных из того-же источника - старых бумаг, переданных нам бывшим адъютантом адмирала Кроуна.
Адмирал Роман Васильевич Кроун родился 21-го декабря (2 января) 1754 года в Шотландии близ города Перта (Perth), на ферме Мортоун (Mortown), арендуемой его родителями и содержимой из поколения в поколение в фамилии Роброй-Макгригор, к которой принадлежали родители адмирала. На службу в России он был принят в 1789 году, с чином капитан-лейтенанта. Прибыв в Кронштадт, он тотчас-же получил под команду бриг Меркурий, с которым отправился в Копенгаген, в эскадру вице-адмирала Козлянинова, блокировавшую шведские берега.
В числе переданных нам бумаг находится довольно подробный рассказ, записан-ный со слов самого адмирала, об его детстве, юношеских годах и первых плаваниях, свершенных им в Англии, на судах Ост-Индской компании. С помощью этого рассказа и формулярного списка адмирала, который, вероятно, имеется в архиве Инспекторского Департамента, не трудно будет составить полное описание жизни одного из светил нашего флота.

Взятие фрегата “Венуса” в 1789 году.
(рассказ адмирала Романа Васильевича Кроуна).
Записан одним из его адъютантов.

В 1789 году, 29 мая, получил я повеление от командующего эскадрою в Копенгагене, вице-адмирала Козлянинова, с вверенным мне бригом Меркурий (*) занять пост между Скагеном и шведским берегом для препятствия неприятельской коммерции (**). Крейсируя у Скагена, я должен был относиться к командору Лежневу,

(*) Бриг Меркурий считался о 18 пушках, но мною поставлено на нем было 22 24-х
 фунт. карронады. Прим. Р. В. Кроуна.
 бывшему там с отрядом из двух линейных кораблей и двух фрегатов, и в случае нужды просить его содействия. Вследствие чего после полудня того же дня отправился я в над-лежащий путь. У крепости Вардер, я овладел малым купеческим неприятельским суд-ном, от которого узнал, что шведский 40 пушечный фрегат крейсирует в Категате.
Призовое судно я отправил в Гельсинор, а сам пошел к острову Винго. Бриг Меркурий в вооружении был мною для этого крейсерства нарочно обезображен; это обстоятельство и обтяжные парусинные полосы по борту давали ему вид купеческого судна; такою хит-ростию удалось мне взять лоцманов у Винго, которые не прежде узнали свою ошибку, как подошед ко мне на ружейный выстрел, тогда они старались было убежать от брига, под парусами и веслами, но удачно направленное мною самим ядро пробило лодку и лоцмана принуждены были искать себе спасения на бриге Меркурий. Некоторые из них потонули, а двое были спасены. Эти последние, подтвердив слышанное мною о швед-ском фрегате, присовокупили : что он теперь находится между Лесоу и Ангольтом, - почему я для поисков должен был идти назад к выше названным островам.
Около 1-го часа пополуночи следующего 30-го мая, я соединился с отрядом ко-мандора Лежнева, шедшим к Скагену, и уведомил его сигналом о полученном мною известии относительно неприятельского фрегата. Командор, ответив на оный, продол-жал прежний курс. Из чего я заключил, что он имеет вернейшее сведение о фрегате и следовал за командором, но в сей же день, подойдя к Скагену, фрегата мы не нашли, после чего я спрашивал у командора его приказания и получил ответ, чтоб идти испол-нять повеление вице-адмирала Козлянинова. Тогда оставив отряд, я пошел прямо к Мальстранду, где увидел неприятельский 44-х пушечный фрегат, лавирующий под мар-селями не подалеку от шхер; так как бриг имел вид совершенно купеческий, то и не об-ратил на себя особенного внимания командира фрегата - тем более, что я, лавируя при W ветре, нарочно показывал вид, что не избегаю его приближения, а стараюсь обогнуть Скаген. До самой ночи я имел фрегат в виду, а когда стемнело, я пустился искать отряд командора, который с рассветом 31-го мая увидел в бухте у Скагена на якоре.
Подойдя к бухте, но не входя в оную, я послал офицера с донесением к командору Лежневу о виденном мною вчера вечером непрятельском фрегате у Мальстранда. Офи-цер возвратился ко мне с повелением командора идти снова туда и осмотреть действи-тельно ли то был фрегат. Будучи совершенно уверен, что то действительно был швед-ский фрегат, я вторично послал лейтенанта Лутохина к командору с уведомлением в истине моего показания, ручаясь, что ежели отрядят со мною фрегат, то шведский фре-гат будет взят. Спустя несколько часов офицер возвратился с уведомлением, что коман-дор согласен на мое требование. Получив такой ответ, я не медля ни мало под всеми возможными парусами, пошел к Мальстранду. Фрегат отряженный командором следо-

(**) Граф Воронцов, наш посланник в Лондоне, посылал на Лондонскую биржу дове-ренного человека узнавать, не посылаются ли в Швецию военные снаряды. Один из них, не привыкший к английскому произношению, спросил отправляющееся в Готтенбург судно, чем нагружено и, услышавши, Porter, с портером, принял слово Porter за Powder - порох, и с этим известием поспешил к графу, а тот в свою очередь уведомил вице-адмирала Козлянинова; по этому-то случаю Роман Васильевич был отряжен перехва-тить это судно, приметы которого были описаны также, как и имя судна и его шхипера. Прим. переписчика.














- 3 -

вал за мною довольно в дальнем расстоянии. Подойдя к Мальстранду, мы не нашли выше упомянутого фрегата, но увидали английский купеческий бриг, лавирующий к O-сту (*). Подойдя к бригу, я поднял шведский флаг и спросил шхипера, не видал ли он нашего (шведского) фрегата. Обманутый этим шхипер отвечал мне, что видел фрегат утром по W-ую сторону Скагена. Обрадованный таким известием, я тотчас взял курс к Скагену. Посланный со мною фрегат следовал за мной. Вскоре я увидел шведский фре-гат на том самом месте, как объявил шхипер. У фрегатского борта находилась неболь-шая шхуна; я пошел прямо к нему, сделавши своему фрегату сигнал : “Вижу неприя-теля”, на что фрегат мне не отвечал. Неприятельская шхуна, принявши меня за купца, шла прямо ко мне. Дозволив ей приблизиться, я сделал по ней выстрел с ядром, после чего она под веслами и парусами пустилась в шхеры. Оставив ее без внимания,я продол-жал идти к неприятельскому фрегату. Наш фрегат следовал за мной, а эскадра командо-ра Лежнева находилась вдали. Шхуна в последствии была взята эскадрою. Неприятель-ский фрегат, вероятно усмотрев идущий за мной фрегат, а далее отряд наш, поставил все паруса и пошел к шхерам. Я на бриге следовал за ним, а отряженный со мною фре-гат,не будучи в состоянии держаться за бригом, отставал все далее и далее. Пред захож-дением солнца шведский фрегат вошел в шхеры, - в это время отряда нашего совсем не было видно, а шедший в дальном расстоянии за мною фрегат наш, с наступлением ночи, поворотил в море, - и так во всю ночь я один должен был наблюдать за неприятелем,де-лая во все время ложные сигналы, дабы заставить неприятеля думать,что отряд наш на-ходится в виду.
Июня 1-го по утру шведский фрегат лежал под грот-марселем в дрейфе; ни отряда, ни посланного со мной фрегата в виду не было, а потому я, считая атаковать линейный фрегат бригом неблагоразумным,пошел в море для отыскания нашего отря-да, который усмотрен был мною около 11-го часа. Подойдя под корму командорского корабля, я словесно донес ему, где и как оставил шведский фрегат, испрашивая снова его приказаний. Командор приказал мне идти и атаковать неприятеля, где его встречу (довольно бездумно !). Ветр [так в тексте] дул благополучный к шхерам - я поставил все возможные паруса и пошел туда, где оставил фрегат. Войдя в шхеры я заштилел, тече-нием и легкими переменными ветрами бриг поднесло к неприятелю на выстрел и я, вос-пользовавшись положением брига в отношении к фрегату, которого четверть правого борта и кормы были обращены к левой батарее брига, открыл по нем огонь, стараясь еще приблизиться. Заметив, что бриг имеет более ходу, нежели фрегат, то, дабы не под-вергнуться огню всей его батареи, я поворотил на другой галс и действовал по четверти левого борта с кормы; потом подошел к правой стороне, тогда шведский фрегат, отдав марса-фалы, спустил флаг. В сие время отряд наш находился от меня в 1,5 итал. милях, я послал на фрегат лейтенанта Лутохина, который привез мне флаг и командира сдав-шегося фрегата Венус. Я предложил ему занять мою каюту до соединения с отрядом.

(*) Это был тот самый бриг, который был нагружен портером, Роман Васильевич по-слал лейтенанта Лутохина и штурмана Каменьшакова осмотреть судно,и найдя ошибку, он в удостоверение осмотра отправил судно в отряд командора Лежнева, сняв с него бочку портеру и ящик апельсинов, которые послал к вице-адмиралу Козлянинову при записке следующего содержания : “Повеленное судно я перехватил, с которого посылаю к вашему превосходительству бочку пороху и ящик картечь”. Прим. переписчика.














- 4 -

В сем неровном сражении бриг много был обит в рангоуте; убитыми мы имели 4 человека и ранеными 6 человек. Взятый фрегат Венус под начальством капитана Ганюна имел 44 пушки 36 фунтового калибра. На нем было 300 человек экипажа. Драв-шийся с ним бриг Меркурий имел 22 каронады 24-х фунтового калибра и 75 человек экипажа.
Часа через два отряд, воспользовавшись сделавшимся O ветром подошел ко мне, тогда я при рапорте имел честь представить командору командира и флаг сдавшегося мне фрегата, для повержения к стопам Ея Императорского Величества. Командор принял меня весьма ласково. - В последствии за сие дело я удостоился Всемилости-вейшей награды : получил чин капитана 2 ранга с назначением командиром фрегата Венус, орден св. Георгия 4-го класса и пожизненную аренду мне и жене моей.



Настоящий текст приводится с насколько возможным сохранением орфографии и стиля изложения адмирала Кроуна.


Рецензии