Кое-что об искусстве...

Всё, что изложено ниже – это мои собственные представления об искусстве и литературе в частности, я не собираюсь здесь делать никаких заявлений, судить кого-либо или претендовать на провозглашение каких-либо истин.
Зачем я это здесь публикую?
Да затем, что это мои личные представления, а я бы хотел узнать, что думаете об этом вы. Ведь если вы здесь, если вы пишите, творите, то я уверен, у вас обязательно есть собственное мнение на этот счёт. И я буду очень рад, если вы им поделитесь или что-то мне подскажете.
И вообще, понимание этого вопроса мне кажется очень важным, в особенности для тех, кто только вступает на этот путь. Путь человека искусства, творчества.


Итак, представление первое.
Большинство людей (или всё-таки все?), занимающиеся искусством, и неважно каким, будь то литература, музыка, кинематограф, театр или эстрада, проходят свой творческий путь по тому или иному образцу, шаблону.
Один из этих шаблонов – это ремесленники (начнём с наихудшего, на мой взгляд), люди у которых есть определённое образование, способности в той или иной области, определенное желание работать в этой области, и вот… на этом всё относящееся к настоящему искусству и заканчивается. Они видят, что могут заработать при помощи этого деньги, добиться известности, популярности. Кому не хочется вылезти в знаменитости? Самыми типичными и яркими представителями этого шаблона являются эстрадные поп-музыканты, композиторы, продюсеры в какой-то степени. Все они избрали данный тип искусства в качестве своего ремесла, то есть превратили его в способ заработка денег, и, как правило, их произведения лишены какого-либо смысла, какой-либо идейной направленности, либо несут в себе пропагандистские идеи, за которые им платят. Популярность подобного рода искусства держится в основном на низком культурном уровне потребительских масс, использовании секса и прочих подобных вещей, но об этом, я думаю, итак уже написано предостаточно.
 Далее, есть люди, которые действительно пишут, творят, создают, но они создают свои произведения искусства для того, чтобы показать или какую-то свою личную проблему или проблему другого человека или человечества, что-то, что они видят, но ничего не могут с этим поделать. Возможно, при помощи этого они стремятся найти помощь, или по крайней мере не чувствовать себя такими одинокими, лицом к лицу со всеми этими проблемами, каким-то образом избавится от той неустроенности жизни с которой они сталкиваются. Так вот, эти ситуации, эти проблемы становятся их «музами», они пишут об этом до тех пор, пока не опустятся до апатии в отношении этих проблем и не смиряться с ним. Такое положение вещей просто не может продолжаться бесконечно долго, и чаще всего такие люди со временем перестают писать. Внешне они просто успокаиваются и говорят, что писать больше не о чем, или, что «муза» их покинула, но это ложь. На самом деле они просто опустились, сдались, решили, что их творчество ничто не решает.
В конце концов, кто-то находит другое занятие и уходит с творческой сцены, но есть и такие, кто решают для себя те проблемы, с которыми они боролись, что происходит гораздо реже, но и их творческий путь на этом обычно обрывается. Писать им больше не о чем. Со временем такие люди просто перестают писать, творить, несмотря даже на то, что они могут быть очень и очень успешны, так как они «злободневны», их проблемы мучают также и большинство других людей, но их искусство, для них не искусство, а попытка справиться со своими проблемами. Что ж, рано или поздно, но они перестают творить.
Что можно сказать о вышеприведённых шаблонах? Ремесленники – ну, от творчества этих ребят меня просто мутит - низкопробная, извращённая поп культура. Люди с «проблемами»? Таких людей просто жалко, потому что обычно, чем выше они подымаются, тем больнее падают, некоторые из них даже заканчивают жизнь самоубийством или делают ещё чего-нибудь невероятное, и примеров тому предостаточно, так что падают они действительно больно.
Самое главное во всём этом то, что существует ещё один тип людей искусства, хоть их и очень немного, на мой взгляд, - это настоящие люди искусства. Это те, кто действительно могут творить, создавать, созидать, они способны это делать вне зависимости от обстоятельств и того, что происходит в мире или их собственной жизни, и их искусство несёт в себе решения, знания, помощь, красоту, эстетику. Они пишут не просто так, от нечего делать, или чтобы заработать денег, а потому, что у них есть чем поделиться с другими людьми, есть что сказать, пусть даже то, что они создают, предназначено исключительно для того, чтобы развлечь, читателей или зрителей и не для чего более.
Вот это-то и есть настоящее искусство, и это то к чему нужно стремиться изначально, выбирая путь человека искусства.
Здесь я даже и не говорю о тех, кто просто спорадически, время от времени выплёскивает наружу что-то неопределённое, какие-то личные переживания, и для кого это явление является временным. По большей части это и есть те самые «клонированные» писатели и поэты, которых появляются миллионы каждый день и столько же исчезает.
Возможно, есть и ещё какие-то шаблоны, я не проводил исследований на эту тему, это то, что я увидел, и, на мой взгляд, эти три шаблона являются основными.

Представление второе.
Если уж, что-то браться писать, создавать. Нужно в первую очередь решить, зачем это делать, просто ли для того, чтобы развлечь читателя или слушателя, или для того, чтобы заставить его задуматься над чем-либо, донести какую-либо идею. Я здесь рассматриваю этот вопрос очень широко и выхожу за пределы таких понятий как жанры и стили. Идея в том, что в произведении всё должно быть целесообразно и соответствовать той идее, которая вкладывается в произведение. Грубо говоря, если хочешь рассказать о нравственном упадке общества, то не стоит между делом давать какие-нибудь отвлечённые описания пейзажей дикой природы на несколько страниц. Сам язык, стиль, жанровая форма произведения всё это подбирается исходя из поставленной выше задачи, цели.
Вот тут-то на самом деле у большинства «писателей» и начинают возникать проблемы, которых не возникает у писателей. Если не ставится никакой задачи, нет никакой идеи, которую намереваются выразить – получается полный хаос и бардак, потому что все остальные элементы произведения согласовывать-то не с чем.
Так что, господа, нужно сначала решать, что, зачем и для кого вы пишете, а потом уж действовать, не так ли?

Представление третье.
Как-то раз я ехал в поезде Москва – Санкт-Петербург и познакомился там с одним замечательным человеком - преподавателем в медицинском университете в Питере. И он высказал одну, замечательную, жутко прямолинейную, можно сказать, инженерную мысль: «Если бы то, что требовалось от писателя, так это описывать окружающую действительность, то, что он видит, то давно бы уже каждый второй был писателем».
Вывод отсюда на самом деле простой: неверна либо одна переменная, либо вторая. То есть вся проблема действительно заключается в уровне образования, грамотности людей, чем и определяется то, может он описывать окружающую действительность, писать или нет, или же «описание окружающей действительности» - это не то, что требуется от писателя. И, здесь я говорю об этом также достаточно широко, не рассматривая даже то, в каком жанре кто-либо работает. То есть, помимо того, чтобы наблюдать окружающий мир, нужно иметь ещё и своё видение всего этого, создавать, додумывать что-то самому. Либо вариант третий – в наличии обе эти проблемы, и грамотность и способность иметь своё видение.


Представление четвёртое.
Вы когда-нибудь брали и читали подряд большое количество произведений одного и того же автора? Я не раз проделывал подобную штуку и убедился в следующем: у большинства писателей, несмотря на то, что их произведения могут быть посвящены разным предметам, разным темам, в основе своей все произведения об одном и том же. Разные герои, разные темы, разные сюжеты, но если глубоко вглядеться в это, то можно увидеть, что автора заботят всего один два каких-нибудь вопроса и он под разными соусами пытается донести их до своего читателя. Это, конечно, относится далеко не ко всем, но ко многим, можно сказать даже к большинству. К Пушкину это, например, точно не относится, или скажем к Достоевскому. Может, будем разностороннее, господа писатели, и не будем писать об одном и том же? Кругом невероятное количество новых идей, новых тем, новых сюжетов.
А уж, если и пытаться донести до читателя какую-либо одну идею, концепцию, то не заливать его тоннами воды, в своих произведениях, а сделать это как, например, Булгаков, который, если я не ошибаюсь, писал и переписывал «Мастер и Маргариту» лет двадцать, зато какую книгу в итоге написал, а?
Поэтому, как мне кажется, если уж и писать много, а писать писателю надо много, то писать нужно хорошо, а не вываливать на читателей десятки тонн какого-нибудь бульварного чтива. Как вы считаете?

На самом деле на эту тему можно много ещё чего сказать и написать и обсудить, и я буду рад, если вы этим со мной поделитесь…

А написано всё это было под впечатлением от прочтения "Обзора июньских миниатюр" Анны Прудской, так что респект Анне.


Рецензии
Уважаемый Сергей!
Приятно, что мои критические опусы заставляют задуматься (улыбаюсь от уха до уха). Рассуждения о творческих людях не новы, многие до Вас уже пытались проанализировать мотивацию писателей. Зачем человек садится за клавиатуру, чего ему при этом надо и так далее. Думаю, что большинством авторов движет простейшая потребность исповедоваться. Здесь я имею в виду, конечно, авторов непрофессиональных. Открыл файл, поныл в него, покричал, пожаловался, утолил какой-то там эмоциональный голод, да и забыл. Раньше это называлось «вести дневник». С развитием же информационных технологий появилась возможность выходить во всемирную сеть и кричать о своей боли на всю планету: «Мне плохо, услышьте меня!». Кстати, об этих людях я и писала в «Обзоре июньских миниатюр».
Следующая категория авторов, на мой взгляд, это – выскочки, которые притворяются писателями. Если притвориться танцором или, скажем, пианистом, довольно проблематично, то писателем – запросто. Эти, изощряясь в «художественной» словесности, пишут всякие глупости и считают, что выходит очень красиво. Такие авторы, в отличие от первой категории, вывешивают свои карикатурные творения единственно для того, чтобы накормить «писательское» тщеславие. Авось кто прочтет, одобрит, и скажет: «Ай да автор! Ай да молодец!». О них я писала в обзоре «Изысканная лексика, сахар, любофф и страссть на прозе.ру».
Те, которых Вы, Сергей, называете ремесленниками, я называю профессионалами. Люди пишут книжки и продают их за деньги. Что ж в этом плохого? Лично я буду прыгать до потолка, когда кто-нибудь добровольно купит мое творение. Потому что это, во-первых, кому-то нужно. А во-вторых, я могу заработать себе на хлеб. Разве это стыдно – зарабатывать деньги? Вы говорите: «Популярность подобного рода искусства держится в основном на низком культурном уровне потребительских масс». Не скажите, не скажите…Не стоит, на мой взгляд, так опрометчиво обижать потребительские массы, ибо они есть народ. От народа абстрагироваться нельзя. Хороший писатель – это тот, которого народ читает. А не узкая кучка критиков. Кстати, я подозреваю, что эти же самые критики, которые брезгливо морщат носы от ширпотреба, на ночь берут с собой в постель книжечку Марининой, а вовсе не Гомера, или так любимых Вами Пушкина и Достоевского.
Литературный рынок формируется точно так же, как и каждый другой. Есть спрос – вот вам предложение. Да и рынок искусства, если говорить обобщенно, четко реагирует на потребности консумента. Поэтому на эстраде – Дима Билан и Сердючка, а в телевидении – сплошь сериалы.
НО!!!! Но, но, но! Нельзя не признать, что сериалы становятся все более интересными. Значит, толковые сценаристы вытесняют бестолковых (конкуренция!) Наряду с румяными эстрадными пупсиками на эстраду выходят свежие и вполне голосистые исполнители. Да и литература на месте не стоит. Шелуха - шелухой, но талантливые произведения тоже иногда проблескивают.
Вывод. Искусство – инструмент самореализации. Многие пытаются себя реализовать через искусство, но лишь у немногих это выходит. Поэтому одни книги читаются залпом, а другие не читаются вообще. Над одними комедиями смеются, а над другими – нет. После некоторых фильмов слезы на глазах выступают, а во время просмотра других зрители зевают. Все дело в нем, в таланте. Это – редкий дар, который Бог раздает людям очень аккуратно. Потому что хорошего – «по чуть-чуть» (как Сердючка поет)
Извините, Сергей, за несколько сумбурную манеру изложения. Вроде бы высказала все, что думаю по этому поводу.
С уважением,

Анна Польская   15.08.2005 14:35     Заявить о нарушении
Ну, вот это настоящая рецензия:))
Что, касается сериалов, не знаю про какие вы говорите, что они становятся лучше, многие из них - полнейший плагиат, например, "Моя прекрасная няня" содран с одного западного, не помню, правда, как точно называется. А если, не говорить про низкий уровень культуры и граммотности потребительских масс, так почему же тогда эти самые массы читают на ночь Маринину и смотрят сериалы да дурацкие реалити-шоу?
А, что касается профессионализма и заработка денег - вы-то сами пишите то, что вам хочется написать и что вы сами считаете важным, или то, что как вы считаете популярно и будет читаться и покупаться? В этом-то по-моему и есть всё дело.

Сергей Болтунов   16.08.2005 14:30   Заявить о нарушении