Никольский звездопад
Никольский звездопад
Никольский остров стоит на очень нужном для людей месте – здесь сходятся границы трёх республик России: Татарстана, Удмуртии и Башкортостана. Да к тому ещё невдалеке Урал представлен Пермским краем и Свердловской областью. А напротив острова – храм Николы Чудотворца, что во селе Николо-Берёзовке, старинное место паломничества православных христиан ещё со времён Ермака Тимофеевича. Место, как говорят, «намоленное», ибо и сейчас на сей земле происходят чудеса православной жизни – в стенах храма идёт обновление иконы Пророка Ильи, да на месте бывшего женского монастыря восстановлен старинный колодец, известный своей хрустальной водой. И вот родилось на этой земле новое дело – ежегодный Никольский фестиваль авторской песни.
Конечно, чтобы оно родилось, его нужно было родить. С чего же началось всё? Началось с подвижничества Бориса Владимировича Конкина, инженера-конструктора Нефтекамского автозавода, который по совместительству является директором детского подросткового клуба «Арго-2», а там – инженером подростковых замыслов и стремлений. Жёсткая, приближённая к армейской, дисциплина в клубе и задала, наверное, то направление, что в наибольшей мере выразилось ныне, и стало во многом лицом Никольского фестиваля. Действительно, и огонь костра, и вода большой реки – не место для развязности приезжих, в большинстве своём обитателей городов. А Кама, как говаривает Борис Владимирович, шутить не любит. И шуток от подвыпившего зрителя может не понять. Именно он, Борис Конкин, да Сергей Журин и Андрей Сенотрусов в богатом на нули 2000 году затеяли и осуществили первый в Нефтекамске фестиваль авторской песни. Потом был ещё один, затеянный, по сути, на личные деньги и личные спонсорские связи Конкина. Так сказать, «неофициальный». А затем началась череда признанных руководством города и района Никольских фестивалей. Поэтому прошедший в этом году фестиваль именуется четвёртым по счёту, хотя на самом деле история насчитывает шесть.
...А добывать «нераскрученному» тогда ещё фестивалю средства у денег имущих –это был труд немалый. В первые годы я слышал от Конкина, что вечно проводить фестиваль он не собирается, что ищет себе замену – молодую замену: «Каждый должен заниматься своим делом. Я начал проводить фестивали ради своих пацанов из «Арго-2», чтобы общались они друг с другом, со взрослыми, и сами взрослели. И сейчас готов помогать во всех вопросах, касающихся туризма, переправы на остров и всем, чем смогу. Но музыкальной частью фестиваля должны заниматься профессионалы своего дела, охраной и наведением порядка – люди, физически и морально к этому готовые».
И вот уже маховичок закрутился. Виктор Изибаев, Михаил Зимин и другие известные Нефтекамску имена проявляют себя. Вот уже фестиваль зарекомендовал себя настолько, что нынешние молодые организаторы могут, наконец, выбирать, какой из генеральных и иных спонсоров им наиболее подходит. В этом году выбор пал на Культурно-развлекательный центр «Арсенал». Были и другие предприятия, возжелавшие вложить свои средства в благотворную землю Никольского острова. В основном – из города Нефтекамска. Возьмите, к примеру, музыкальный салон «Опиум», ежегодно благотворящий фестивалю. В этом году члены оргкомитета заговорили, наконец, об ожидаемой прибыли от проведения фестиваля. Для чего прибыль? Набить ли карманы? Да нет, конечно же. Пора, пора нам выходить на новый качественный уровень ежегодного конкурса. Нефтекамск и любимый нефтекамцами остров к этому готовы. Нужна аппаратура, способная на самом высоком уровне передать все звуковые оттенки авторских выступлений. Нужна качественная реклама, более высокая управленческая организация. Ныне границы фестиваля раскинулись от Саратова до Краснотурьинска, что были представлены участниками конкурсных выступлений. Но кто сказал, что это для нас есть предел? Конечно, расширение «пределов» потребует бльших денежных затрат. Оттого и не забывает романтичный по замыслу музыкальный курултай о материальной стороне дела.
А начался фестиваль Никольской земли… с грозы. Надо было видеть, как ещё в четверг, в день заезда организаторов, на остров надвигалась грозная гроза-грозище, сверкая молниями, исходя проливнем по обоим берегам Великой Реки. Но долго стены высоченной колокольни Храма хранили сухость среди грозовых разрядов и низких туч. Лишь под конец дождя их закропило ливнем. И нам досталось. И все четыре фестивальных дня природа держивала одного расписание: до обеда солнечно-белооблачно, потом дождь с грозой, потом снова можно плескаться в воде и обсыхать на тёплышке-солнышке.
Конечно, не всё на сём хурале было гладко. Случались и разные нехорошие события. Было так, что бревно летело, видимо, на юг, да столкнулось с носом, и носу меньше повезло. Пришлось увозить в Берёзовскую больницу. А ещё было явление передозировавшегося наркомана. Или музыка столь повлияла на него? На сей вопрос ответить предстоит врачам наркодиспансера. Случались происшествия менее значительные. Но вездесущий врач Лидия Тимиряева умудрялась даже в три часа ночи при свете блеклого фонарика, например, вытаскивать занозы из пяток «островитян». Правда, красивой девушке помогала полная Луна. Астрономы говорят, что в эти дни спутник Земли был самым ярким за двадцать минувших лет. Заметьте, что речь идёт о деревянных занозах, а не о битом стекле, коего в этом году в прибрежном песке не наблюдалось – свою работу делал отряд экологов из Центра творчества детей и юношества, ребята из охранного предприятия «Ягуар» и из общественной организации «Боевое братство», дружно следившие за порядком на фестивале. Последние собрали под своё крыло ветеранов локальных войн и вооружённых конфликтов. Автору довелось услышать от гостей острова добрые отзывы о ветеранах: и что работу свою старались делать незаметной, и что зрителей, даже перепивших пива, своей силушкой не унижали, но являли твёрдость мышц на крайний случай.
Многие недовольства вызвало учреждение призов от спонсоров: пивные банки да кружки – никольское ли это дело? «Философию и идеологию Никольского фестиваля выпускать из рук и передавать на усмотрение дяди, пусть самого доброго, организаторы не должны!» – убеждён Борис Конкин. Замысел песен при Николе – это Природа, Песня от души, Общение, открытые сердца, костёр, дымный котелок с залетевшими невзначай комарами, гитара, ясные глаза с той стороны углей, что поярче будут и костра, и лунного неба. Так что давайте лучше поговорим о достигнутых рубежах, да в будущее глянем. О высоком уровне молодого, но уже традиционного Никольского фестиваля авторской песни говорит одно уже полное отсутствие фанеры, как тягостного для души зрителя недоразумения современной российской эстрады. Не каждый московский фестиваль, к примеру, или концерт может сим взгордится, пусть даже на прохожих с афиш глядит знакомое лицо известного артиста.
Автору довелось наблюдать, как менялся репертуар участников фестивальных конкурсов. В первые годы немало вяли уши от блатных и похабных песен, но с каждым годом их становилось всё меньше, меньше. А сейчас – красочный музыкальный букет из творений о любви, конечно же – к родному краю, к женщине. И наоборот. О Родине. Не знаю, что повлияло на благотворность изменений, но разумею, что сказалась близость святых стен Никольского храма, чьи купола, кресты возносятся над островом, и созерцают выступающих, а те в ответ глядят в глаза не только зрителям, но в храм, перед лицом стоящий. «Фестиваль развивается. Становится более профессиональным», – такова оценка прародителя всей никольской «островной» музыкальной жизни Бориса Владимировича Конкина.
А официальные итоги фестиваля таковы:
Число зарегистрированных участников конкурса, гостей и зрителей перевалило за 1500 человек.
Номинаций в конкурсных выступлениях было три: автор, исполнитель и дуэт.
Среди авторов победителем стал Евгений Васенин из Уфы. Второе место у Петра Новосёлова из Краснотурьинска, третье – за ижевчанином Анатолием Ашихминым. Среди исполнителей лучшей, по мнению жюри, стала Анна Кунгурова из города Чайковского, второе место присудили Василине Небогатовой, ставшей недавно жительницей Нефтекамска. Третье место у Алины Бадретдиновой из Краснотурьинска. В номинации «дуэт» первыми стали Хуснутдинов Марсель и Сруров Расул из нашего из Нефтекамска.
Теперь о будущем. То, что Никольский остров врос уже в культурную жизнь России – факт. Пусть пока ещё по силам только собрать людей от Волги до Урала. Но задел есть, и за правило теперь, что гостят у нас лауреаты двух других фестивалей авторской песни – Грушинского в Жигулях, да с берегов уральской реки Таганай. Так вот и между ними-то, да на реке, что вбирает в себя воды меж Волги и Уралом, и пристало быть новому культурному центру России – на нашей с вами Каме-реке, на Никольских берегах. Чем же нам взять, чем занять своё место в ряду этих празднеств? Думаю, сама Природа подсказывает ответ. Ведь в дальнейшем фестивальном развитии Никольский остров осилит число гостей от силы тысячи три. Далее экология острова может уже не выдержать, надорваться. Стало быть, с Грушинским фестивалем, числом переваливающим за сотню-другую тысяч, нам не состязаться. Стало быть, фестивалю нашему назаначено быть элитарным. Элитарным – не в смысле дороговизны билетов, конечно же. А в смысле очень качественного отбора конкурсантов и гостей фестиваля, очень качественного репертуара, высокопрофессионального жюри и, безусловно, высочайшего качества сервиса, охраны, перевозки через проток Камы.
Следующее моё предположение подсказывает опыт последнего фестиваля. Автору не раз доводилось слышать замечательные авторские песни из уст участников конкурса, приезжающим к нам издалека. Но песни эти пелись не с эстрады, а возле костра, лишь для избранных счастливцев. А исполнить эти песни для всех зрителей не позволял регламент – лишь по одной, и иногда по две звучали в главный фестивальный микрофон. Потому, думаю, настало время проводить Никольский фестиваль авторской песни в два этапа: где-то в конце июня, допустим, первый этап – для местных исполнителей (Янаул, Камбарка, Дюртюли, Нефтекамск). И примерно через месяц, концом июля, приглашать матёрых гостей, добавляя к ним лучших наших земляков, дав возможность приезжающим проявить себя более полно.
В том, что на гости к нам будут приезжать и приезжать самые лучшие, сомнений нет. Ибо на кого из гостей упадут взглядом наши красавицы-нефтекамицы, те никуда ужо от нас не денутся. Будут приезжать ишшо и ишшо.
Свидетельство о публикации №205081700431