Обреченный Курск

 
12 августа 2000 года. погиб АПРК "Курск". Вечная память подводникам....


           После аварии на подводной лодке "Курск" редактор приказал собрать всю информацию о той трагедии в августе 2000 года. В региональной общественной организации, мне посоветовали найти капитана 2 ранга Старова в отставке, флагманского специалиста вооружения современных подводных лодок.

        Дверь квартиры была не заперта. На диване у стола, заставленного бутылками,  лежал в флотском кителе без погон Виталий Николаевич, запрокинув руки за голову, и бубнил под нос: "Лодка диким давлением сжата, дан приказ дифферент на корму". Я молчал, переводя взгляд с хозяина дома на непрошенного гостя - сизового голубя на подоконнике. Вспорхнув, птица вылетела через балконную дверь.   Старов резко открыл глаза. Крупная слезинка скатилась по небритой щеке. Отвернувшись, он  спешно смахнул ее и стал разливать водку. Я запротестовал. Виталий Николаевич с силой убрал мою руку и рявкнул:  - Доложили, что из редакции приедет бывший моряк, а теперь журналист  со стажем. Не выпьешь, не получишь истиной правды об аварийной лодке. -  Пришлось подчиниться, и я выцедил целый стакан, под пристальным взглядом серых глаз. Старов махнул грамм сто залпом  и начал рисовать на листе бумаге, дернув его из под банки с огурцами. Я подвинулся поближе и весело намекнул про гениталии.
- Сам ты моржовый. Это толстая торпеда. Вот здесь у нее башка, вместо боеголовки, напичканная приборами, типа черного ящика у летунов, и механизмами в том числе, и для продувки балласта! - Он строго, посмотрел на меня, и я вмиг оказался на шкафуте своего сторожевого корабля, лет так десять назад, под прищуром серых глаз своего командира.
- По выполнению задачи практическая торпеда должна всплыть с глубины хода, а для этого надо продуть воздухом высокого давления оставшиеся энерго-компоненты за борт. Затем торпеду поднимают на борт торпедолова и расшифровывают параметры хода для оценки действий командира при торпедной атаке надводного корабля. В мое время им часто был твой любимый "Минск". "Да, любимый, за три года ни разу на берегу не был", - в моей голове пронеслась мысль, что неспроста Виталий Николаевич начал проводить со мной занятия по торпедному оружию.
- Понял! Но что будем продувать не понял, я мотнул охмелевшей головой. Мне становилось весело. Рисунок получался очень колоритный нарисованными черточками от головки члена.
- Концентрированную перекись водорода, керосин из резервуаров, - он ткнул кривой корявой указкой в середину рисунка, - и воду из башки, потому что шило, давно растащили еще на базе.
- Ну и?! - Я икнул и начал крутить сухариком перед носом, забивая сладкий тошноворотный запах.
 Старов вскочил и, не обращая на меня внимания, начал ходить по комнате, опрокидывая на ковре пустые бутылки.
 - Изделие 298А или "толстая торпеда" про-ду-ла-сь в трубе торпедного аппарата, мать ее! - Дальше кавторанг смачно минут пять матерился, вспоминая всех тех, кто принял решение о необходимости использования перекисных торпед на лодках третьего поколения, потом рассказывал о подводном атомном крейсере, как об уникальном проекте - убийцы авианосцев. Оказывается, что с момента опытно - конструкторских работ, до момента спуска подводной лодки такого класса на воду, проходит двадцать лет. Сопоставив времена, я понял, что отборным матом, накрученном на гак и русалок вместе с Нептуном, хозяин дома имеет в виду и военно-техническую комиссию при ЦККПСС, а также  главкома ВМФ.
- Да я еще в южной Атлантике за---бался пузырьки считать в специальных стаканах систем дегазации. Ведь перекись разлагается постоянно на кислород и воду, увеличивая давление в резервуаре окислителя. Избыточное давление необходимо стравливать из резервуара окислителя. Пока стравливаешь,  морякам, да и себе все руки обожжешь на хрен. Вся технология стравливания сводилась к бронзовой кружке и полихлорвиниловой трубке. Во наука! Не дай бог давление вырастает выше критической отметки, и придется делать аварийный выброс перекиси водорода за борт, тогда все абзац - сушите весла! Она при соприкосновениях со всем, что есть на лодке, горит! Ты знаешь, что такое пожар на подводной лодке?! Это ад! Чистилище пред вратами рая по сравнению с этой бедой, детский сад. - Немного успокоившись, он налил вина и тихо сказал, обняв меня за плечи: "Валера, у меня на государственных испытаниях этого проекта лодок в 1987, толстая торпеда продулась в аппарате, возможно это и случилось на этой лодке, получившей название "Курск", но уже потом. - Ты сейчас не пиши об этом, не надо. Меня уже предупредили, люди с "лохматыми ушами", чтобы молчал. Напишешь  о нашем разговоре по истечении времени. Людям такую правду надо давать по крупицам, как лекарство. Писать  о жареной сенсации будут много, бабки за ней большие. - Хлопнула дверь, и на пороге появился старик в тельнике. Я встал от стола и представился. Старов начал разливать водку по стаканам со словами, объясняя старику зачем я здесь.

- Ну, ну! В этом Россия, преуспела, чешут народу по ушам, что пацаны живы уже неделю. Они, что там ихтиандры, и у них матерей нет?! Не люблю ваш цех журналюг, Валера, за то, что вы как мухи на говно слетаетесь, если беда случается! - С ходу набросился на меня старик. Он молча, не чокаясь выпил и вышел, прихватив и меня за рукав со словами : "Не бойся, покурим и поговорим за жизнь! А ты, Виталий, всю правду изложи,  хотя все равно не напечатают, эх новая Россея!" - С этими словами, подталкивая в спину старик и выпроводи меня за дверь, закрыв ее на ключ. На улице у дома, он властно приказал своему сыну отвезти меня, куда скажу, и крепко на прощание сжал мою руку.
   
     Голова побаливала после вчерашнего, я молча перебирал бумаги, в столе в поисках жевательной резинки с мыслями об амбре и строгом редакторе, которому приглашен с материалами по подводной лодке после посещения вчера Старова.
 - Вам пакет, старик передал! - На пороге моего редакционного кабинета с улыбкой на устах появилась молодая студентка журфака на практике.  - Попросил, да забыла...слово, простите, промаячить кажется. Я не поняла, что такое! Странный дедуля!
   Я бросился к окну в палисаднике редакции, задрав голову стоял покровитель кавторанга.
 - Все в порядке, конверт доставлен. Привет Виталию Николаевичу! - Захлопнув створку окна я разорвал почтовый конверт формата А4.
 

Корреспонденту газеты
"Вечерние новости"
Сможенкову Валерию Ивановичу (лично в руки).

от Капитана 2 ранга запаса
Старова Виталия Николаевича
19.08.2000 (02.00 вр. местное)

 Валера, здесь все, о чем я хотел тебе рассказать. Если бы ты не нашел меня, я сам бы нашел тебя. Уж больно толково пишешь, и зря тогда на тебя Фрол наехал. Как договорились это репортаж подашь последним, поэтому не торопись. ( Я не знал, что ты флотский, теперь знаю, потому и доверяюсь).
 
1987 года заканчивался знаковым событием для самой мощной судоверфи мира, государственными испытаниями двух новейших атомных подводных лодок. Одна того же проекта, что покоится уже неделю на дне Баренцева моря. Почему командир принял решение стрелять двухторпедным залпом толстыми торпедами в мелководном районе ("Да упокой господи его душу грешную на небесах!"), я могу с уверенностью предположить, что золото адмиральских погон на крейсере Петр Великий тому причина. Попадание должно быть сто процентным в таких случаях, но это другая история о традициях, потому что в тот момент лодка была уже обречена и командир здесь не причем.
 Так вот о событиях давно минувших лет по порядку, ибо то, что делали вчера, дает о себе знать сегодня. Так устроен мир.

   Я прибыл в Северодвинск к новому месту службы, когда до испытаний оставался месяц. Времени на раскачку не было; сроки поджимали, потому что сдача атомной подводной лодки "Гранит" до 31 декабря обеспечивала огромные премии работникам заводов и институтов, ордена начальству, за счет выполнения государственного заказа в срок,  а нам возможность Новый год встретить в кругу семьи.
 С первых докладов военпредов и минеров экипажа, понял, что из-за отсутствия торпедоболванки, как имитатора, торпедные аппараты прострелены просто водой. Как поведет себя новая гидравлическая система стрельбы лодки на старую , по сути, торпеду, взятую с лодок второго поколения, в таком случае не знал никто, ибо реальных диаграмм стрельбы не было, как и не было официально доведенных в приказе причин неудачных стрельб этой модификацией торпед с "Баракуды" горьковской постройки.  Имея определенные полномочия и, честно доложив обстановку в главное управление вооружения в Москве, я заправил торпеды для государственных испытаний только для пуска на стартовых баллонах; т.е резервуары окислителя, керосина, что я давеча тебе называл энергокомпонентами были пустыми. Это давала возможность торпедам завестись после выхода из трубы торпедного аппарата, пройти минимальную дистанцию и всплыть, имея положительную плавучесть, тем самым подтверждая исправность и согласованность всех устройств и механизмов системы торпедной стрельбы атомной подводной лодки.

   В море при двухторпедном залпе торпеды оказались на дне. Председатель государственной комиссии вызвал меня в центральный и потребовал доклада о ситуации. Начальство - и гражданское, и военное тряслось, как осиновый лист: "Еще бы, его величество Государственный план в объемах четверти плана всего Судпрома СССР тонул вместе с торпедами в год 70- ой годовщины Октября!"
Мичмана осушили торпедный аппарат, и я полез в трубу. В слабом освещении от переноски нашел там стружку от кнехтов головы практической торпеды и развороченные обтиррирющие бронзовые кольца, которые держат ее по горизонтали. В темноте и тесноте  лежал и чувствовал, что волосы на голове встают дыбом: "Если бы я при приготовлении заправил тонны перекиси водорода и керосина,…." - в мыслях тело превращалось в снаряд, который несанкционированно и одномоментно освобождался под давлением 200 кг на каждый сантиметр от всего этого количества агрессивной жидкости в кольцевой зазор торпедного аппарата, тем самым, обеспечивая сумасшедшую реактивную тягу по законам физики, а по законам химии это еще и напалм! Мысли скакунами неслись в голове: "Вот под действием чудовищной силы вышибается крышка переднего аппарата и вырывается задняя, впуская внутрь лодки десятки тонн забортной воды прямо в яму резервных аккумуляторных батарей с последующим ее взрывом в условиях загруженного отсека под завязку, в том числе и противолодочными ракетами!" -  Кровь стыла в жилах о картинки аварии, которая могла произойти пятнадцать минут назад.
 
 Коротко доложив адмиралу, что торпеды продулись в трубах торпедных аппаратах, еще минут десять слушал по стойке "смирно", какой я чудак на букву "М", которого надо проверить на предмет употребления шила (спирт-флотский слэнг), потому что ахинею нести флагману непозволительно в присутствии членов государственной комиссии, у которых за плечами его величество, опыт! "Продувка торпед означала бы разгерметизацию лодки и взрыв в первом отсеке, что в конечном итоге разнесло бы тебя, раздолбай, в молекулы! Ну и далее, в таком же духе."
   Мы полусуток болтались в море у всплывшего буйка от утопленницы - торпеды, а потом еще три часа с помощью автоматики безводолазного подъема поднимали ее с глубины 210 метров с большого торпедолова, куда я был пересажен для обеспечения работ по подъему, да и подальше от адмиральского гнева. Когда с поверхности воды показалась искореженная практическое зарядное отделение, даже молодому матросу стало ясно, что торпеда продулась в трубе аппарата лодки.
  Адмирал затребовал меня назад. Мы мирно курили с ним на мостике под кинжальным ветром, гонимым по Белому морю. Искры сигарет летели выхватывали из темноты рубки наши осунувшиеся от бессонницы лица. Я спокойно рассказал всю правду, в том числе и о мотивах принятия решения о заправке только стартовых баллонов: исключительно из-за опасной перекиси водорода, как пока неизученной для ее эксплуатации на новейшем подводном крейсере. Еще я сказал честно: "Перед мною поставлена задача в Москве, делать все возможное и невозможное, чтобы торпеды завелись после отрыва от аппарата». - Это позволит принять решение на самом верху о готовности эксплуатации перекисных торпед на "Гранитах", потому что других нет. Торпеды с унитарным топливом, как у американцев, только в разработке, а государственные испытания подводной лодки 613 заказа на контроле лично у министра обороны. Адмирал, извинился за мат в мой адрес и пригласил в кают-компанию выпить за будущий орден, который потом вручили какому- то офицеру в Москве. Да и бог с ними, когда 120 человек экипажа, плюс 200 работяг и пятьдесят военачальников разных рангов живы остались. С торпедами, Валера разобрались. В практическом зарядном отделении, как ты выразился давеча, головке члена, (похоже, кстати) оказался не защищенным один датчик при заполнении аппарата водой при подготовке его к выстрелу. Так вот это датчик, тогда на 613 заказе, взвелся набегающим потоком воды, так система стрельбы лодок третьего поколения гидравлическая, а не пневматическая как на лодках второго поколения; и при уравнивании давления в аппарате датчик сработал, что вызвало несанкционированную продувку балласта.

  Если, что со мною случится, первый конверт занеси в Главный штаб флота в Москве адмиралу Леопольду Абрамовичу Михайлову, мы вместе с ним в училище учились. Он поймет, мужик толковый.
 Голубей, всегда кормите. Голуби - души усопших. В нашем с тобой случае это мои бывшие братья, которые сейчас на дне. "Да пусть их море примет с миром!".

 Если бы господь дал мне здоровье служить, они были бы живы! Спецов моего уровня по этим торпедам, в 90-ые уволили, а базу приготовления этих торпед перевели. Вот теперь ты возможно и догадываешься об истинных причинах, одной из официально объявленных версий.

 Версии о столкновении с американской лодкой, как и подрыв на мине абсурдны.  Нельзя погибших подводников держать за олухов. Чинодралы на берегу, в тиши кабинетов пусть учат физику о реактивной тяге в замкнутом пространстве торпедного аппарата, после того как торпеда за секунды выбросит одновременно несколько тонн легковоспламеняющейся жидкости; и при этом задают себе вопрос о консоли и опрокидывающем моменте, образовавшимся от взрыва ямы аккумуляторных батарей подводного крейсера в 16 тыс. тонн водоизмещением и длиной с футбольное поле на глубинах от перископной.


Рецензии
С этим надо неспешно.
Оставляю зелёную метку.

Василий Овчинников   19.03.2018 05:46     Заявить о нарушении
Сегодня, особенно. Помянули ребят с АПРК "Курск" в День моряка-подводника. Спасибо, что читаете. В.С.

Валерий Старовойтов   19.03.2018 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.