Аркадий
«Вот сейчас мы проходим мимо форума, огромного нагромождения руин древнего города. Там арка Тита, завоевателя Иерусалима. На барельефах изображены семисвечник, плененные иудеи и священники. Вот лестница вниз, к месту заточения апостола Петра. В холодной пещере сделан алтарь, а рядом зацелованная паломниками колонна, к которой по преданию был привязан апостол…»
Иногда, предавшись воодушевленным спорам, мы забывали об Аркадии, оставляли его без поддерживающей руки, отходили в сторону. И тогда он стоял, большой и неуклюжий, в испуге поворачивая головой и по голосу пробуя определить, где мы.
«Ну что, Аркадий, сейчас пойдем в катакомбы, давай руку. Вот ступенька, мы садимся в автобус. Здесь надо закомпостировать талоны, и на них обозначится время, так что еще полтора часа мы сможем пользоваться римским транспортом. Вот едим вдоль Тибра. Нет, он не широкий, но очень быстрый. А там вдали островок, на котором был храм богу врачебного искусства Асклепию. Сейчас здесь базилика апостола Варнавы. Едим по старым мощеным улицам, чувствуешь, как трясет. Вон, указатель на Аппиеву дорогу: помнишь известное римское предание о встрече апостола Петра со Христом, и слова «камо грядеши, quo vadis». Тут это и было. Выходим, осторожно, ступенька внизу. Катакомбы Прискиллы, длинные тоннели с захоронениями по стенам, а иной раз встречаются росписи, древнейшие иконы Христа, Богородицы, ветхозаветных праведников. Первый век! Выходим, вот древнее надгробье, давай руку, чувствуешь, две дырки для глаз и одна большая, это античная маска…»
Может, и раздражал кого Аркадий своей беспомощностью, но сам он активно участвовал в жизни: получил высшее образование, выучил языки и теперь искал для себя занятье.
«Наверняка что-то найдется, раз ищешь. Главное, не сдавайся».
Однажды Аркадий напросился с нами на море. Что он будет там делать? – Думали, но все же взяли. «Чувствуешь, вода по пояс, дальше не заходи. Я за тобой вернусь». Так и стоял он по пояс в воде и блаженно улыбался: щупал воду, стучал по ней пальцами. Потом вывели его на берег и засыпали ноги песком. Как он смеялся!
Аркадий, Аркадий, так же неожиданно увез тебя водитель в аэропорт, и полетел ты в свою тихую Польшу, чтобы учить очередные языки. А мы остались в Риме, обедневшие на общение с тобой и осознавшие значимость твоего присутствия. Ты стал для нас живым напоминанием красоты жизни, великолепия красок, глубины объемов и бесконечности пространств. Ты научил ценить тепло рукопожатия и тембр голоса. Ты позволил нам ненадолго стать нужными и осознать беспомощность своего одиночества. Ты, как стойкий единоборец, своими совершенствами незримо осудил нас за расточительность. И, вспоминая тебя, радостно стоящего в водах моря, приходит на ум римская поговорка: «И я в Аркадии родился».
Свидетельство о публикации №205082000183